Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 08:24, курсовая работа
Конфликт – это столкновение взглядов, интересов, отсутствие между участниками обмена мнениями. Чтобы была принята только ее точка зрения, каждая из сторон, в процессе конфликта, делает все возможное и невозможное. В силу того, что конфликты оказывают огромное влияние на жизнь организаций, оптимизация их является важнейшим условием эффективного руководства. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (
Введение……………………………………………………………………………...3-5
1. Природа конфликта в организации ...……………………….………..................5
1.1. Сущность конфликта…………………………………………………........…....5-6
1.2. Классификация конфликтов ……………………………………..…..................6-9
1.3. Функции конфликта ………………………………………………………… .9-11
1.4. Основные причины возникновения конфликтов в организациях…............ .11-13
2. Механизм управления конфликтом …………………………………….............13
2.1. Предупреждение конфликтов…………………………………………............13-17
2.2. Основные методы разрешения конфликтных ситуаций…………..................17-20
3. Разработка методики оптимизации конфликтов в магазине
«Новый век»………………………………………………………........…..………......20
3.1. Характеристики организации …………………...…………………...........… 20-23
3.2. Сущность и причины конфликтов в магазине «Новый век»...........................23-25
3.3. Рекомендации по оптимизации конфликтов в магазине
«Новый век».................................................................................................................25-27
Заключение……………………………………………………………….….............27-28
Список использованных источников…………………
Федеральное агентство по образованию РФ
ФГОУ СПО «Нижнетагильский торгово-экономический техникум»
заочное отделение
по дисциплине: «Менеджмент»
Специальность: «Государственное и муниципальное управление»
Студент группы 3ГМУ(ДС) Н.Т.Кашеваров
Руководитель: Г.В.Заворохина
Нижний Тагил
1. Природа конфликта в организации ...……………………….………..............
1.1. Сущность конфликта…………………………………………………..
1.2. Классификация конфликтов ……………………………………..….............
1.4. Основные причины возникновения конфликтов в организациях…............ .11-13
2. Механизм управления конфликтом …………………………………….............13
2.1. Предупреждение конфликтов…………………………………………....
2.2. Основные методы разрешения конфликтных ситуаций…………..................
3. Разработка методики оптимизации конфликтов в магазине
«Новый век»……………………………………………………….....
3.1. Характеристики организации …………………...…………………...........… 20-23
3.2. Сущность и причины конфликтов в магазине «Новый век»..........................
3.3. Рекомендации по оптимизации конфликтов в магазине
«Новый век»..........................
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………….….......
Обращение с организационными конфликтами - это позиция руководителя и любого другого работника по отношению к конфликтам и соответствующее ей поведение. Умелое обращение с конфликтами включает в себя как деятельность по предотвращению конфликтов, так и в случае их возникновения, управление ими. Последнее представляет собой контроль над процессом и формами протекания конфликта с целью минимизации его издержек и максимизации положительных результатов. Основа любого конфликта состоит в том, что он не просто сталкивает в противоборстве некие объекты. В ходе разрешения собственно конфликта его участники нередко находят пути улучшения какой-либо ситуации или проблемы, что в конечном итоге улучшает жизнь и делает актуальной тему настоящей работы. Ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают застой социальной системы, открывают дорогу инновациям.
Актуальность данной темы как теоретическая, так и практическая весьма велика. В настоящее время наблюдается определенный дефицит теоретических исследований в области социологии конфликта. При большом количестве публикаций, посвященных конкретно-прикладным аспектам конфликтологии, практически нет работ, в которых бы анализировались причины конфликтов и их влияние на жизнь общества в целом и индивида в частности. Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Чтобы найти оптимальное решение, нужно знать, как развиваются такого рода конфликты. Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой. В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и более выигрышные методы выхода их конфликта, приводящие к ситуации «выигрыш-выигрыш».
Рассмотрение данной темы актуально прежде всего для социально-политической сферы сегодняшней России, в которой после распада СССР не затухают экономические, национальные и политические конфликты. Неспособность центральной власти обеспечить практическое решение самых насущных задач приводит к столкновениям на этнической основе. Субъекты Федерации стремятся к поиску новых форм взаимодействия с центром, порождая новые противоречия и конфликты.
Вопросы практической части настоящей работы рассмотрены на примере проблем и ситуаций магазина «Новый век». Основное направление деятельности – розничная торговля продовольственными и промышленными товарами. Месторасположение магазина – р.п. Гари улица Комсомольская д.22. Количество сотрудников магазина: 16 человек.
Цель работы - рассмотреть теоретические аспекты конфликтов в организациях и на основе этого разработать практические рекомендации по оптимизации конфликтных ситуаций в коллективе магазина «Новый век».
Объект исследования - коллектив магазина «Новый век».
Предмет исследования - состояние эмоционального напряжения, вызванное формально-неформальными и организационными конфликтами в трудовом коллективе.
Задачи данной работы следующие:
- выявить специфические особенности, функции, причины и типы конфликтных ситуаций в современных организациях (на основе литературных источников);
- дать содержательную характеристику основным стратегиям и методам разрешения конфликтных ситуаций;
- провести анализ типичных конфликтных ситуаций в коллективе магазина «Новый век» и на этой основе разработать методические рекомендации по оптимизации аналогичных конфликтных ситуаций.
При подготовке работы применялись теоретические методы исследования, а именно: анализ проблемы и предмета исследования; методы анализа и обобщения полученных данных. В работе использовались различные психологические исследования, отечественная и зарубежная научная литература по вопросам конфликтологии.
1. Природа конфликта в организации
1.1. Сущность конфликта
Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется множество определений. Например, конфликт можно представить как отсутствие согласия между двумя сторонами или более, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает всё, чтобы принята была её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Допустим, когда готовится смета какой-либо компании на следующий год, начальники отдела маркетинга и отдела спорта, возможно, оба стараются убедить совет директоров, что именно он заслуживает большей доли ресурсов компании. Или представим себе двух инженеров на собрании, где каждый настойчиво предлагает принять его спецификацию продукта. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт- - явление всегда нежелательное, что его необходимо по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Авторы, принадлежащие к школе «человеческих отношений», были склонны считать, что конфликт можно и нужно избегать. Они признавали возможность появления противоречий между целями отдельной личности и целями организации в целом, между линейным и штабным персоналом, между полномочиями и возможностями одного лица и различных групп руководителей. Но они обычно рассматривали конфликт как признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личностью и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей, даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, даёт дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т. д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также даёт людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического выполнения.
Таким образом, конфликт может быть функциональным, т. е. вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным, т. е. приводить к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Слишком уж часто менеджеры считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей. Однако последующий анализ покажет, что в конфликте присутствуют и другие факторы.
1.2. Классификация конфликтов
Конфликты - явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Они отличаются большим разнообразием. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям.
По формам проявления конфликты действительно имеют место во всех областях общественной жизни, а потому правомерно выделять социально-экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, военные, юридические, семейные, социально-бытовые и иные типы конфликтов. Они являются предметом рассмотрения в первую очередь соответствующих отраслей науки. С точки зрения менеджмента группировка конфликтов, их классификация ориентируется преимущественно на экономику и социальную сферу, т. е. на хозяйственное управление организацией, действующей в условиях рынка, проблемы формирования, развития и поведения персонала под воздействием рыночных отношений. Следовательно, в плане управления персоналом приоритетно изучение конфликтов социально-экономического типа, которые главным образом связаны с практикой хозяйствования, отношениями людей в сфере труда и предпринимательской деятельности, удовлетворением материальных и духовных потребностей работников, их социальной защитой, устройством быта, отдыха и досуга. Типы и виды конфликтов в организации выделяются по семи наиболее существенным признакам - источникам и непосредственным причинам возникновения, формам и степени конфликтного столкновения, коммуникативной направленности, масштабам и продолжительности, составу конфликтующих сторон, способам урегулирования.
По источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. В первом случае конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся в организации обстоятельств. Но конфликтная ситуация может создаться также из-за мотивов поведения. Объектом столкновения выступает конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся конфликтующие стороны. Это может быть имущество, должностная вакансия или размер оплаты труда. Субъекты конфликта - работники организации со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях. По непосредственным причинам возникновения конфликты различают как организационные, т. е. происходящие в пределах определённой социальной системы, структурного образования в связи с изменением внешних обстоятельств или нарушением регламентированного порядка; эмоциональные, связанные, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с реакцией на поведение и действия других людей, расхождением во взглядах и т. п.; социально-трудовые, вызываемые несовпадением частных и общих интересов, несовместимостью целей отдельных лиц и социальных групп.
Свою специфику имеет классификация конфликтов и по другим признакам. Так, по формам и степени столкновения противоборство может быть открытым (спор, ссора и т. п.) и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т. д.); стихийным, т. е. спонтанно возникшим, и преднамеренным, заранее спланированным или спровоцированным. Такие конфликты оказываются либо неизбежными; либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными, лишёнными всякой целесообразности.
Конфликты по коммуникативной направленности разделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг друга; вертикальные, участники которых связаны теми или иными видами подчинения. Эти конфликты могут быть и смешанными, представляя отношение подчинения и неподчинения. Особую роль несёт вертикальный конфликт, выражающий обычно неравенство сил конфликтующих сторон, различия между ними по иерархическому уровню и влиянию (например, руководитель - подчинённый, работодатель - работник и т. п.). В этом случае может иметь силу неодинаковый статус и ранг, что скажется на ходе и развязке конфликта.
По масштабам и продолжительности конфликты бывают локальными, вовлекая в конфликт часть персонала предприятия, а также общие, втягивающие в конфликтное противоборство всех (или большинство) работников организации. Обычно такого рода конфликты приобретают затяжной характер, возникают из-за разногласий и противоречий по поводу недостатков в организации, включая безопасность, охрану, оплату и другие условия труда, выполнение коллективных договоров и трудовых соглашений, исполнение работодателями и органами власти законодательных актов о социальных гарантиях и социальной защите работников.
Информация о работе Разработка методики оптимизации конфликтов в организации