Виды конфликтов в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 11:30, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе будет рассмотрено понятие конфликта, виды конфликтов, основные факторы, вызывающие конфликты и рекомендации по устранению конфликтов в организации

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА 3
2. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ 4
3. ФАКТОРЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ КОНФЛИКТ 13
4. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТОВ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Файлы: 1 файл

реферат Менеджмент.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

18

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Основой любой организации являются  люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно. Совокупность объектных условий, в которых  оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе  и вести к конфликтам. Конфликты происходят и в больших компаниях, и в маленьких фирмах, они могут привести к закрытию организации. Поэтому изучение видов конфликтов в организации - актуальная тема. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, наконец, в жизни общества в целом. 

     В данной работе будет рассмотрено понятие конфликта, виды конфликтов, основные факторы, вызывающие конфликты и рекомендации по устранению конфликтов в организации.

    1. Понятие конфликта
 

     Конфликт (лат. konfliktus - столкновение) - это столкновение противоположно направленных, несовместимых  друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Основу конфликтных ситуаций в коллективе составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения. [1, стр.264]

     В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Среди участников конфликта различают 1) оппонентов, 2) вовлеченные группы и 3) заинтересованные группы. Оппоненты — это стороны, которые вступают в противостояние из-за притязаний на объект конфликта. Вовлеченные и заинтересованные группы участвуют в конфликте по двум причинам: либо они способны повлиять на исход конфликта, либо результат конфликта затрагивает их интересы.

     Непосредственными участниками конфликта (оппонентами) внутри организации могут быть отдельные  люди и группы.

     Объект  конфликта — это тот спорный  ресурс, на который распространяются интересы сторон. Объект конфликта  неделим, поскольку либо его сущность исключает деление, либо он рассматривается оппонентами как неделимый (одна или обе стороны отказываются от деления). Физическая неделимость не является обязательным условием конфликта, поскольку нередко объект может допускать использование обеими сторонами (например, одна сторона запрещает другой использовать определенное место для стоянки автомобиля, не имея на это прав).

 
 

      II. Классификация конфликтов 

       В зависимости от источников и носителей  конфликта выделяют: социальные, психологические, организационные (управленческие).  

     Организационные конфликты: 

     1) горизонтальные конфликты развиваются между сотрудниками, которые принадлежат к одному уровню управления организации, то есть занимают приблизительно одно и то же место в организационной иерархии.

     Типичные  горизонтальные конфликты -  конфликт между функционально связанными отделами, например, сбытом и производством, между отдельными компаниями в концерне, между партнерами при слиянии, между  двумя учредителями. Механизм борьбы на начальном этапе разворачивания конфликта - "выиграть-проиграть". Однако чем сильнее взаимозависимость участников конфликта, тем сильнее тенденция к переговорам и сотрудничеству и к переходу к следующим фазам конфликта. 

        В системе “равный-равный” наиболее  частыми являются следующие проблемы, которые и приводят к конфликтным взаимодействиям:

  • Распределение задач и ответственности. Очень характерны пререкания подразделений, так как стороны склонны избегать ответственности за задания, которые требуют много времени и сил. Характерно стремление переложить ответственность на других;
  • Разные цели и интересы отделов с различными функциями. К примеру, производство требует времени, а сбыт - быстрой поставки;
  • Зависимость от общих служб и ресурсов. Возникает тенденция создавать "дубликаты" - свои собственные службы, к примеру, иметь свою бухгалтерию и самостоятельно осуществлять подбор персонала;
  • Различия в престижности работы. Внутри фирмы одни отделы более одобряются, другие - менее. К примеру, в привилегированном положении могут оказаться брокеры в финансовой компании или сотрудники отдела продаж, которые "для всех" зарабатывают деньги. 
 

     2) вертикальными являются конфликты, связывающие начальника и подчиненного или просто сотрудников, занимающих различные места в организационной иерархии. Как правило, вертикальный конфликт («высший против низшего») возникает между руководителем и подчиненным. Первый стремится усилить свою власть и контроль, а второй все больше сопротивляется. Стремясь защитить свою автономию, подчиненные используют следующие “способы” воздействия на руководство: утаивают от шефа информацию, оказывают пассивное сопротивление, сплачиваются с коллегами и используют “круговую поруку”, создают видимость бурной работы или подчеркивают свою незаменимость. 

     3) смешанные конфликты — это конфликты, сторонами в которых являются как сотрудники, находящиеся на разных ступенях иерархии, так и сотрудники, находящиеся на одной ступени иерархии. Другими словами, смешанный конфликт сочетает в себе признаки горизонтального и вертикального конфликтов.[2, с.45-53] 

     Психологический конфликт: 

     Внутриличностный  конфликт — это внешний конфликт, перенесенный внутрь. При внутриличностном конфликте участниками являются вовсе не люди, а разнообразные психологические факторы: мотивы, потребности, чувства, ценности. В процессе развития человек принимает различные установки, которые исповедует его окружение. Поскольку человек общается с разными людьми, а к тому же не все люди ведут себя последовательно и непротиворечиво, рано или поздно может возникнуть ситуация, когда он столкнется с двумя противоречащими друг другу суждениями, которые он по той или иной причине склонен принять.[3, с.318]

     Именно  в этой ситуации и возникает внутренний конфликт. Иногда люди достаточно быстро справляются с этой проблемой, отвергая одну из точек зрения. Серьезные последствия это может иметь в том случае, если по каким-то причинам человек не может сделать этого. Одна из самых распространенных форм — ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы [4, с.303]. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги.

       Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать, — как несовместимые.

     В этой ситуации проблема заключается в том, что противоречивые указания исходят от одного человека, которому работник вынужден подчиняться (от него зависит, будет ли данный человек продолжать работать на том же месте). Естественным способом поведения в этой ситуации было бы указать начальнику на его ошибку [5, с.419-423]. 

      Социальные  конфликты: 

     
  1. Межличностный конфликт - наиболее распространенная форма конфликта в организациях. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что, поскольку ресурсы ограниченны, он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Нападки и притеснения со стороны коллег по работе как явление известны уже давно, но как отдельная психологическая проблема они были выделены только в конце 70-х — начале 80-х годов [6, с. 198-200]. Первые исследования были проведены в Швеции. Само явление получило название моббинг (от англ. mobbing — притеснять и преследовать кого-либо, кому-то грубить, нападать или придираться). Этим словом обозначается ситуация, в которой оказываются сотрудники фирмы на своем рабочем месте, подвергаясь конфронтации со стороны коллег, а порой и начальства.

     В развитых странах, как показывает статистика, это явление становится причиной существенного снижения экономической  эффективности бизнеса: почти каждый двадцатый вновь нанимающийся подвергается моббингу на новом месте. При этом необходимо учитывать, что это только в момент приема на работу. Процент же людей, которые во время дальнейшей «рабочей» жизни стали жертвами моббинга, в десятки раз больше.

     Как правило, межличностные конфликты  такого типа распространены среди сотрудников одного уровня, но он присутствует и в отношениях руководства с подчиненными.

     В основе потенциального конфликта сотрудников  одного уровня может лежать активная работа кадровой службы по поиску на вакантное  место очень квалифицированного работника, возможно, с большим личностным потенциалом, чем требовалось ранее, или даже требуется на сегодня. Ведь одной из распространенных причин моббинга в отношении нового сотрудника является уровень его образования, который может намного превышать уровень образования окружающих его людей. Он может быть умнее и начитаннее окружающих, что также может сделать его нежеланным в этом трудовом коллективе, ведь он не подходит под принятые групповые клише. Но возможные ситуации многообразнее, чем кажется на первый взгляд. Чаще всего жертвами становятся: студент на стройке; рабочий в офисе; секретарь на новом месте; сотрудник, назначенный внезапно начальником над своими бывшими сослуживцами; сотрудник, резко пониженный в должности; коллега, с которым приходится вдруг делить работу; верующий в ряду убежденных атеистов, и наоборот; иностранец; «удачливый» провинциал.

     Существует  много причин того, почему одни коллеги  вдруг резко меняют свое отношение  к другим, и те становятся мишенью  для скандалов и интриг, придирок и обвинений.

     Причиной  преследования начальником подчиненного может быть страх, к примеру, из-за его знаний или опыта. В таком  случае начальник начинает постоянно  обвинять его в ошибках, которые  тот не совершал, не произвольно  или преднамеренно настраивая против этого человека остальных сотрудников [7, с. 63-67]. И основание для этого вовсе не в том, что он не любит этого сотрудника.

     Для начальника любого уровня очень легко  начать травить своего подчиненного. Так, не получаемая им полностью информация не позволит ему хорошо выполнить порученную работу, а неправильная  информация  значительно затруднит ее. Подчиненный начинает делать ошибки, спровоцированные информационной неполнотой руководящих указаний.

     К моббингу, как правило, прибегают и для того, чтобы выжить сотрудника с его рабочего места, не извещая о причинах, заставить подать заявление об увольнении. Его начинают травить, постоянно придираться и всеми доступными средствами дают понять, что он должен уйти из организации.

     Межличностные конфликты непрофессиональной направленности и моббинг приносят двойной вред. Все их участники не могут полностью посвятить себя работе. К тому же это приводит к психологическим проблемам. Люди, ставшие жертвами моббинга, часто меняют рабочее место: либо они уходят после испытательного срока, либо через несколько месяцев, год. Фирме приходится постоянно искать новых сотрудников.

  1. Конфликт между личностью и группой возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда. Например, кто-то хочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое "чрезмерное" усердие как негативное поведение. Конфликт между руководителем и группой возникает при неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и специалистов, из-за неприятия нравственного облика и характера руководителя [8, с. 149]. Например, руководитель может быть вынужден принимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар - изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.
  2. Межгрупповой конфликт возникает между различными группами в организации, чаще всего в организации идет подразделение на неформальные и формальные группы. Это может быть профсоюз и руководство предприятия или же неформальная группа работников и администрация, которые имеют разногласия по поводу ценностей компании [9, стр.78-81]. Подобно людям, группы могут соперничать не только за деньги и власть, но также за престиж и признание. Хотя теоретически все группы в организации работают ради одной и той же цели, они, конечно же, имеют разные интересы. К тому же многие группы обычно считают свою нагрузку нереальной, а оценку труда несправедливой. Частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея кончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов "на свое место". Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это яркие примеры дисфункционального конфликта.

Информация о работе Виды конфликтов в организации