Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:51, реферат
Конфликт (от лат. conflictus) – столкновение или борьба, враждебное отношение. В менеджменте под конфликтом понимают временное эмоциональное изменение настроения в связи с получением или неполучением информации, вызывающая специфическое представление об интересующем объекте, приводящая к отсутствию согласия между лицами, группами и нарушению нормативной деятельности этих лиц или групп.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Конфликты в организации 4
1.1. Сущность конфликта в современной организации 4
1.2. Природа конфликтных взаимодействий 6
1.3. Классификация конфликтов в организации 8
2. Причины возникновения конфликта И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 14
2.1. Классификация причин конфликта по М.Мескону, М.Альберту и Ф.Хелоури 14
2.2. Ошибки управляющего, приводящие к конфликту 17
2.3. Последствия конфликтов 19
3. Управление конфликтом в организации 21
3.1. Организационные способы управления конфликтом 21
3.2. Социологические и культурные способы управления конфликтами 23
3.3. Социально-психологические способы управления конфликтами 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
им. А.Г. и Н.Г. Столетовых»
Кафедра
«Менеджмент»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Теория организации»
на тему
«Конфликты в организациях»
студент
гр. ЗМН-110
к.ф.н.,
доцент
Владимир
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Конфликты в организации 4
1.1. Сущность
конфликта в современной
1.2. Природа конфликтных взаимодействий 6
1.3. Классификация конфликтов в организации 8
2. Причины возникновения конфликта И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 14
2.1. Классификация причин конфликта по М.Мескону, М.Альберту и Ф.Хелоури 14
2.2. Ошибки управляющего, приводящие к конфликту 17
2.3. Последствия конфликтов 19
3. Управление конфликтом в организации 21
3.1. Организационные способы управления конфликтом 21
3.2. Социологические и культурные способы управления конфликтами 23
3.3. Социально-психологические способы управления конфликтами 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ВВЕДЕНИЕ
Конфликт (от лат. conflictus) – столкновение или борьба, враждебное отношение. В менеджменте под конфликтом понимают временное эмоциональное изменение настроения в связи с получением или неполучением информации, вызывающая специфическое представление об интересующем объекте, приводящая к отсутствию согласия между лицами, группами и нарушению нормативной деятельности этих лиц или групп. При этом одна и та же информация у разных людей вызывает разную реакцию, порождающую или не порождающую конфликт.
Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации) вызывает расстройство интересов другой стороны, которое порождает ее противодействие. В результате, возникают негативные последствия в совместной деятельности.
Раньше считалось, что конфликтов нужно избегать, что они приводят к неэффективной деятельности организации. Современные теории говорят, что в некоторых случаях конфликт не только возможен, но и желателен. Он способствует выявлению разнообразных мнений, альтернатив решения проблемы, предоставляет дополнительную информацию.
В
настоящее время изучение конфликта
актуально и имеет большое значение для
организационного поведения, так как развитие
организации неизбежно связано с конфликтом.
Решение проблем организационного поведения
требует понимания причин и динамики развития
конфликта. Причины конфликта достаточно
разнообразны, как разнообразны и методы
управления конфликтом. Конфликты, связанные
с трудовым поведением, составляют значительную
часть всех конфликтов.
1. Конфликты в организации
1.1.
Сущность конфликта
в современной организации.
Организация – это сложное целое, которое включает в себя не только индивидов с различными статусами, социальными установками и интересами, но и различные социальные образования, стремящиеся занять более высокое место в структуре организации, изменить существующие нормы деятельности или систему отношений внутри организационной структуры. Кроме того, различные подразделения организации могут подвергаться управленческому воздействию в различной степени. Таким образом, имеют место неравенство в распределении ресурсов, а также различия в возможностях высшего руководства реализовать властные функции. Все эти причины, в конечном счете, могут привести организацию и ее подразделения к состоянию напряженности и даже социального конфликта.
В
отечественной экономике в
Конфликты
характеризуются
Многие ученые полагают, что социальный конфликт представляет собой процесс, цель которого состоит в достижении вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения1. Отсюда ясно, чем конфликт отличается от конкуренции. Различие между этими процессами в организации очевидно: если при конфликте происходит подавление противника, то при конкуренции – лишь его опережение. Это различие дает ключ к пониманию многих рыночных процессов, когда в ходе рыночного взаимодействия организаций возможно превращение конкуренции в рыночный конфликт и, наоборот, конфликт может плавно переходить в конкуренцию.
Общей чертой всех организационных конфликтов является реальная или мнимая блокада потребностей (или препятствие удовлетворению потребностей) отдельного члена организации или социальной группы. Если блокада потребностей осознана членами организации или социальной группы и произошла идентификация источника блокады потребностей (например, члены группы осознали, что их значимые потребности блокированы представителями администрации), то далее следует реакция на блокаду, которая может быть двух типов – отступление или агрессия.
Отступление представляет собой реакцию на блокаду потребностей (реальную или мнимую), которая сводится к кратковременному или долговременному отказу от удовлетворения этих потребностей. Очевидно, что при такой реакции на блокаду не происходит конфликта в организации. Отступление в ситуации полного блокирования может быть двух видов:
Агрессия
является ответной реакцией на блокаду,
которая может привести (и чаще всего приводит)
к конфликту. Агрессия – это враждебная
внутренняя установка или враждебный
тип действий по отношению к другому индивиду
или другой социальной группе. Агрессия
выражается в поведении, направленном
на нанесение физического и морального
вреда или ущерба другому. Агрессивные
действия вызывают ответную агрессивную
реакцию у другого индивида или социальной
группы, и с момента такого взаимодействия
начинается социальный конфликт. Но даже
очень сильная агрессия может не привести
к социальному конфликту, если она не вызывает
соответствующей агрессивной ответной
реакции.
1.2.
Природа конфликтных
взаимодействий.
Конфликтные взаимодействия имеют кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и охватывает все большее число членов организации или, переходя на внешний уровень, все большее количество организаций. Это может означать, что даже несущественное событие, стычка между представителями различных подразделений организации или между представителями различных структурных уровней организации (например: конфликт между руководителем и подчиненными) может постепенно привести к острому крупномасштабному конфликту.
Конфликт в организации может протекать и распространяться в следующих основных направлениях:
Конфликты имеют процессуальный характер, т.е. представляют собой определенный, имеющий начало и завершение процесс. В зависимости от особенностей протекания конфликта выделяются его различные стадии, этапы. Выделяют следующие четыре стадии конфликта.
1. Зарождение, или возникновение. На этой стадии конфликт имеет скрытый для стороннего наблюдателя характер и проявляется как недовольство, выражаемое в словесной форме, в изоляционистском или недоброжелательном поведении (замкнутость, недоверие, распространение слухов и т. п.).
2. Формирование. На этом этапе происходит консолидация сторон конфликта и выдвижение требований к оппоненту.
3. Расцвет. Стороны переходят к активным действиям, блокируя друг другу возможность достижения целей и намерений.
4. Угасание или преобразование. Это стадия полного или частичного разрешения конфликта, которое происходит в результате либо исчерпания ресурсов одной или обеими сторонами, либо достигнутого между ними соглашения, либо устранения одной из сторон.
Приведенная
классификация может
1.3.
Классификация конфликтов
в организации.
Классифицируя организационные конфликты, выделяют конфликты личностные, или психологические, межличностные, или социально-психологические, и социальные.
Личностный, или психологический, конфликт затрагивает только структуру сознания личности (члена организации) и психику человека, Поэтому этот тип конфликта нельзя считать социальным конфликтом в чистом виде. Личностные конфликты не могут напрямую воздействовать на процессы, протекающие в организации, однако если они получают распространение и охватывают различные уровни управления в организации, возможны серьезные негативные последствия вплоть до невыполнения организацией своих задач и даже ее распада. Кроме того, личностные конфликты служат основой для межличностных и социальных конфликтов. Среди личностных, или психологических, конфликтов наиболее распространены ролевые и мотивационные конфликты2.
1. Ролевые конфликты. Их основу составляют трудности выполнения членом организации своей роли, несоответствие ожиданиям, предъявляемым к члену организации, занимающему определенный статус в организации. Инициатором конфликта может быть как рядовой исполнитель, у которого работа вызывает раздражение и протест (что приводит к неудовлетворительной оценке его деятельности руководством организации или подразделения), так и руководитель, который не может или не хочет, соответствовать ролевым требованиям или не выполняет нормативные указания или запреты. Причинами ролевых конфликтов в организациях могут быть следующие: