Конфликты в организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:51, реферат

Краткое описание

Конфликт (от лат. conflictus) – столкновение или борьба, враждебное отношение. В менеджменте под конфликтом понимают временное эмоциональное изменение настроения в связи с получением или неполучением информации, вызывающая специфическое представление об интересующем объекте, приводящая к отсутствию согласия между лицами, группами и нарушению нормативной деятельности этих лиц или групп.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Конфликты в организации 4

1.1. Сущность конфликта в современной организации 4

1.2. Природа конфликтных взаимодействий 6

1.3. Классификация конфликтов в организации 8

2. Причины возникновения конфликта И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 14

2.1. Классификация причин конфликта по М.Мескону, М.Альберту и Ф.Хелоури 14

2.2. Ошибки управляющего, приводящие к конфликту 17

2.3. Последствия конфликтов 19

3. Управление конфликтом в организации 21

3.1. Организационные способы управления конфликтом 21

3.2. Социологические и культурные способы управления конфликтами 23

3.3. Социально-психологические способы управления конфликтами 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Реферат теория организации.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     4. Условия и характер труда. Вредные для здоровья или опасные условия работы, нездоровая экологическая среда, плохие отношения в коллективе и с руководством, неудовлетворенность содержанием труда и т.п. – все это тоже создает благоприятную почву для возникновения конфликтов.

     5. Распределительные отношения. Оплата труда в форме заработной платы, премий, вознаграждений, социальных привилегий и т.п. не только служит средством удовлетворения разнообразных потребностей людей, но и воспринимается как показатель социального престижа и признания со стороны руководства. Причиной конфликта может оказаться не столько абсолютная величина оплаты, сколько распределительные отношения в коллективе, оцениваемые работниками с точки зрения их справедливости.

     6. Различия в идентификации. Они проявляются в склонности работников идентифицировать себя главным образом со своей группой (подразделением) и преувеличивать свою значимость и заслуги, недооценивая при этом значимость других и забывая об общих целях организации. В основе такого рода склонности лежат интенсивность и эмоциональная окрашенность коммуникаций в первичных группах, относительно большая личностная значимость таких групп и решаемых в них вопросов, групповые интересы и групповой эгоизм. Причины этого типа часто детерминируют конфликты между различными подразделениями, а также между отдельными коллективами и центром, руководством организации.

     7. Стремление организации к расширению и повышению своей значимости. Эту тенденцию отражает известный закон Паркинсона, согласно которому каждая организация стремится к расширению своего штата, ресурсов и влияния, независимо от объема выполняемой работы. В основе тенденции к расширению лежит заинтересованность каждого подразделения, и прежде всего реальных и потенциальных руководителей, в получении новых, в том числе более высоких и престижных должностей, ресурсов, власти, авторитета. На пути реализации тенденции к расширению обычно стоят подобные или сдерживающие позиции других подразделений и руководства (центра), которое пытается ограничить ведомственнические устремления и сохранить власть, функции контроля и ресурсы организации преимущественно у себя. В результате такого рода взаимоотношений и возникают конфликты.

     8. Различие исходных позиций. Это может быть и различный уровень образования, квалификации и ценностей персонала, и неодинаковые условия труда и материально-технического оснащения и т.п. различных подразделений. Подобные причины ведут к непониманию, неоднозначному восприятию задач и обязанностей, не слаженности деятельности взаимозависимых подразделений и, в конечном счете, к конфликтам.

     Три последние причины характеризуют главным образом межорганизационные конфликты. В реальной жизни конфликты часто порождаются не одной, а несколькими причинами, каждая из которых в свою очередь видоизменяется в зависимости от конкретной ситуации. Однако это не снимает необходимости знать причины и источники конфликтов для конструктивного использования и управления ими.

     Довольно  часто основными причинами конфликта  в коллективе называют психологическую  несовместимость руководителей  и грубость, невоспитанность, нежелание  добросовестно трудиться подчиненных. Результаты же психологических исследований показывают, что действительными причинами конфронтации чаще всего оказываются факторы, коренящиеся в плохой организации труда и в ошибочном стиле руководства людьми.

     В сплоченном, работоспособном производственном коллективе руководство и общественные организации обязательно заботятся об оптимизации труда и отдыха работников, об их здоровье и бюджете времени, о создании условий для самостоятельной работы над собой. Перегруженность работой, усталость, отсутствие свободного времени создают нервозную обстановку в коллективе, которая может в любой момент привести к конфликту. 

     2.2. Ошибки управляющего, приводящие к конфликту. 

     Многочисленные, вызывающие конфликты ошибки в управлении коллективом, можно свести к нескольким основным группам.

     1. Неумение правильно сформулировать  цель руководства и, естественно,  постановка неверной цели. Нередко  руководитель видит свою главную  задачу в контроле за действиями  подчиненных, в высокой требовательности  к ним и в пресечении малейших нарушений технологии производства, дисциплины. Но руководитель – не надсмотрщик. Дисциплина не должна вырождаться в дрессировку. Первая задача руководителя – создать все необходимые условия для успешной работы подчинённых, повышения квалификации, нормальной жизни, отдыха.

     2. Неумение учитывать в работе  с людьми их индивидуальные  особенности. Нередко руководители  не учитывают, что один рабочий  быстро, в считанные минуты овладевает  новой операцией, а другой – медленно. Один реагирует на воздействие извне сразу же, второй «оттягивает» реакцию на долгий срок, а третий может отреагировать опережающе, еще до того, когда обстановка или начальник потребуют от него определенных действий.

     Люди  отличаются один от другого и своей  коммуникабельностью. Один общителен, другой замкнут, любит одиночество. На одного, например, флегматика можно повысить голос, на другого (холерика, меланхолика) не рекомендуется повышать голос никогда. Одному перед началом работы, связанной с выполнением сложных, трудных заданий, следует сказать об ответственности, которая ложится на его плечи, а другого – успокоить. Проступок одного можно разбирать в коллективе, с другим лучше беседовать с глазу на глаз. Люди не безлики – каждый – личность и требует своего подхода.

     3. Бестактность, а иногда и грубость со стороны руководителя. К служащим и рабочим еще нередко обращаются на «ты», даже к тем, кто старше руководителя. Социальные психологи утверждают, что более чем в 70% случаев в сложных нынешних условиях не изменились стиль и методы руководства людьми и коллективами. Случается, что подчиненных называют бездельниками, лентяями, дармоедами. Не лучше дело обстоит в отдельных учебных заведениях, спортивных организациях, воинских частях.

     4. Неправильная стимуляция подчиненных поощрением и наказанием. Недопустимо, например, поощрять и наказывать только за результат действия, игнорируя его мотивы. Если рабочий или служащий не проявил трудолюбия, прилежания, его не следует благодарить за успехи в работе, успехи в самодеятельности, спорте, общественной деятельности. Напротив, выполнение трудного задания новичком, проявление смекалки, успешное решение тяжелой задачи, требующей затраты больших физических усилий, бескорыстная помощь товарищам должны сопровождаться поощрением. И, как правило, ревности, зависти в таких случаях не бывает.

     5.  Стимулируя подчиненных, руководитель, как правило, опирается на поддержку коллектива. Иначе, в случае похвалы, отмечаемый попадает в разряд «любимчиков», а в случае наказания – невинно обиженных. В обоих случаях возникает конфликтная ситуация. На первом этапе формирования коллектива, когда в нем еще не сформировалось общественное мнение, нецелесообразно поощрять отдельных членов коллектива. Иначе вероятны раздоры, конфликты. На первом этапе следует стремиться поощрять, прежде всего, группы подчиненных, отделы, бригады или весь коллектив управления цеха.

     6. Неспособность опираться в работе на неформальные объединения служащих, рабочих. Неформальная структура коллектива – неизменно следствие ряда объективных причин. Никакие официальные отношения не в состоянии регламентировать множество ситуаций, ежедневно возникающих в работе с людьми. Официальные руководители неспособны регулировать огромное количество мелких и крупных ситуаций общения подчинённых друг с другом и со старшими. Это и приводит к спонтанному формированию неформальной структуры коллектива. Неформальная группа под руководством своего лидера стремится добиться поддержки руководителя коллектива. Тот же, в свою очередь, добивается согласования интересов группы с требованиями коллектива отдела, бригады.

     Конфликт  зарождается неизбежно, когда руководство  осуществляется только с опорой на требования официальных документов, старшие не вникают во внутреннюю жизнь коллектива, не интересуются взаимоотношениями его членов, не учитывают условий жизни, быта подчиненных, их положения в коллективе.

     7. Неверное отношение к критике.  Критика и самокритика с целью  исправить упущения, помочь делу  необходима. Но низкий уровень культуры части критикующих приводит к тому, что, критикуя подчиненного или товарища, они без нужды повышают голос, допускают бестактность, грубость, провоцируют конфликт.

     Этого можно избежать, если перед критическим  выступлением выяснить, а нельзя ли возникшую проблему решить вообще без  критики. До начала выступления узнать позицию того, кого собираетесь критиковать. Иногда этого достаточно для исправления дела. Конструктивная критика – это способность подсказать решение поставленных проблем.

     Не  следует забывать, что всякая ошибка руководителя в работе или при разрешении конфликтной ситуации тиражируется в восприятии подчиненных, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений. Чтобы такая ошибка не портила отношений с людьми, ее надо признавать. Любая погрешность, любой ляпсус не нарушат контакты с подчиненными, если будут признаны. Признавая свои промахи и оплошности нельзя потерять авторитета, достоинства4.  

     2.3. Последствия конфликтов. 

     В зависимости от того, насколько эффективным  будет управление конфликтом, его  последствия станут функциональными или дисфункциональными, что, в свою очередь, повлияет на возможность будущих конфликтов: устранит причины конфликтов или создаст их.

     Выделяют  следующие основные функциональные (позитивные) последствия конфликтов для организации:

  1. проблема решается таким, путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы;
  2. совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь;
  3. стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем;
  4. эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» – страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности;
  5. улучшаются отношения между людьми;
  6. люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

     Основные  дисфункциональные (негативные) последствия конфликтов:

  1. непродуктивные, конкурентные отношения между людьми;
  2. отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям;
  3. представление о противоположной стороне как о «враге», о своей позиции – как об исключительно положительной, о позиции оппонента – только как об отрицательной. А люди, считающие, что они одни владеют истиной – опасны;
  4. сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению производственных задач.
  5. убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы;
  6. чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, текучесть кадров.

     Конечно, как негативные, так и позитивные последствия конфликтов нельзя абсолютизировать, рассматривать вне конкретной ситуации. Реальное соотношение функциональных и дисфункциональных последствий  конфликта непосредственно зависит от их природы, порождающих их причин, а также от умелого управления конфликтами. 
 
 
 
 

3. Управление конфликтом в организации

    Конфликты могут иметь рациональную, и эмоциональную  природу. В зависимости от этого  выделяют управление конфликтами на основании:

    • целенаправленного воздействия на причины и условия конфликта;
    • изменения установок и ценностных ориентации соперников.

    Эти виды управления конфликтом реализуются  в различных способах, к основным из которых относятся организационные, социокультурные и социально-психологические.

     3.1. Организационные  способы управления  конфликтом.

    Эти способы характеризуются, прежде всего, целенаправленным воздействием управленческих органов на подразделения организации и отдельных личностей, причем основное внимание придается изменению структуры, связей или технологии этих подразделений. Цель таких воздействий – ослабление конфликтных взаимодействий или локализация конфликта, а нередко и полное гашение конфликта. Важным моментом при выборе конкретного организационного способа разрешения конфликта является учет природы конфликта (рациональный или эмоциональный) и его причин. Основными организационными способами разрешения конфликта можно назвать следующие.

Информация о работе Конфликты в организациях