Разработка городской программы развития малого бизнеса (на примере Нижнего Новгорода)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение проблем развития малого предпринимательства в России, а также в Нижнем Новгороде и разработка основных направлений ее государственной поддержки.
Задачи курсовой работы:
Изучение теоретических основ в области государственной поддержки малого предпринимательства.
Исследование состояния государственной поддержки малого предпринимательства и выявление проблем в области;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы и сущность малого бизнеса………………………...5
Понятие малого бизнеса…………………………………………….....5
Роль малого бизнеса в экономике………………………………….…6
Нормативно-правовые акты основы поддержки малого бизнеса….9
2. Механизмы реализации государственной поддержки малого бизнеса в Нижнем Новгороде……………………………………………………………....13
2.1. Состояние и динамика развития малого и среднего бизнеса на территории города Нижнего Новгорода……………………………………….13
2.2. Цели и задачи программы……………………………………………….18
2.3. Реализация мер государственной поддержки…………………………..21
3. Совершенствование государственной политики по поддержке малого предпринимательства…………………………………………………………....24

Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Последний курсак.docx

— 67.06 Кб (Скачать)

В соответствии с рейтингом Опоры  России о состоянии предпринимательского климата в российских регионах и  городах миллионниках "Индекс Опоры 2010 - 2011" основные проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Нижнего Новгорода вызваны низкой доступностью: 
земельных участков и производственных помещений - 10 место среди 11 городов миллионников; 
новых энергетических мощностей - 11 место; 
людских ресурсов - 11 место; 
транспортно-логистической инфраструктуры - 8 место; 
финансовых ресурсов - 8 место.

По двум остальным критериям: административный климат и система поставщиков  Нижний Новгород находится на 5 месте  рейтинга. 
В целях стимулирования решения проблем малого и среднего бизнеса администрацией города разработана настоящая муниципальная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде на 2012 - 2015 годы" (далее - Программа). 
При разработке Программы особое внимание было обращено на проведение мероприятий, направленных на улучшение предпринимательского климата, созданию условий для повышения рейтинга Нижнего Новгорода среди других городов миллионников. 
На основе целенаправленной работы по созданию благоприятных условий для развитие малого и среднего предпринимательства путем оказания в рамках Программы комплексной и адресной поддержки в информационном, образовательном, консультационном, научно-техническом, технологическом, финансовом направлениях, имущественного обеспечения, предоставления целого спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации, а также оказания поддержки в других аспектах, в которых имеется коллективная потребность у предпринимателей города, Программа позволит объединить и оптимизировать усилия органов местного самоуправления, а также негосударственных организаций для достижения намеченных целей. 
Проведение эффективной последовательной политики в вопросе поддержки и развития предпринимательства, решение его проблем позволит стать малому и среднему бизнесу движущей силой экономического роста города Нижнего Новгорода в целом и повысит благосостояние его граждан. 
Главными приоритетами по поддержке предпринимательства в городе Нижнем Новгороде на предстоящий период станут: 
обеспечение полной и доступной информации о мероприятиях, направленных на развитие малого и среднего бизнеса; 
гласность и публичная отчетность об использовании бюджетных средств, выделенных на поддержку СМСП, о деятельности объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

2.2. Цели и задачи программы

Основной целью программы является оптимизация системы поддержки и обеспечение условий развития малого и среднего предпринимательства в качестве одного из источников формирования бюджета города, создания новых рабочих мест, развития территорий и секторов экономики, повышения уровня и качества жизни населения. 
Система мероприятий программы разрабатывается для обеспечения поддержки предпринимательского сообщества на среднесрочную перспективу развития предпринимательства на территории городского округа 
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
совершенствование нормативного правового регулирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП; 
осуществление системного подхода к решению проблем излишних административных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства; 
обеспечение информационного взаимодействия между органами местного самоуправления, органами государственной власти, представителями малого и среднего бизнеса (общественными объединениями предпринимателей), организаций, образующими инфраструктуру поддержки СМСП, общественностью; 
совершенствование системы предоставления СМСП информационной и консультационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса; 
мониторинг предпринимательских предпочтений позволил выявить необходимость ликвидации финансовой безграмотности путем проведения консультационной поддержки и предоставления информации путем теле-, радиопередач, а также размещение информации в сети интернет, тем самым повысив привлекательность малого и среднего бизнеса для начинающих и уменьшив риски финансовых потерь увеличить темпы оборота денежных средств, что в свою очередь влечет привлечение налоговых поступлений в бюджет города от СМСП на 5 - 10%; 
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для СМСП; 
Реализация образовательных программ направленных на изучение предпринимательской деятельности и программ переквалификации, позволит не только привлечь новых специалистов в развитие и создание своего бизнеса, обеспечив рост СМСП и новых рабочих мест, но и заложить определенную базу знаний, тем самым сократив последующие расходы на консультационные услуги; 
формирование положительного имиджа малого и среднего предпринимательства; 
проведение теле-, радиопередач об опыте лучших Нижегородских предпринимателей позволит повысить конкурентность среди существующих СМСП и отразит положительный результат предпринимательской деятельности для повышения интереса начинающим предпринимателям; 
развитие системы финансовой поддержки СМСП; 
поскольку основным фактором, ограничивающим субъектам малого и среднего предпринимательства доступ к банковским кредитам, является отсутствие залогового обеспечения, необходимо создавать новые технологии финансирования. Сложившееся практика показывает, что создание по инициативе и с участием государства системы кредитных гарантий позволяют на единицу выделяемых на эти цели бюджетных средств привлечь от 3 и более единиц кредитных ресурсов коммерческих банков в сферу малого и среднего предпринимательства; 
привлечение СМСП к выполнению муниципальных заказов; 
увеличение доли участия СМСП сформирует их уверенность и стабильность в перспективном развитии. Увеличение объемов производства способствует как расширению предприятия за счет увеличения рабочих мест, так и увеличению налоговых поступлений; 
совершенствование системы имущественной поддержки СМСП; 
реализация предусмотренных мероприятий повысит уровень стабильности предприятий и вложение сэкономленных денежных средств в развитие бизнеса; 
создание и обеспечение материально-технической поддержки инновационной инфраструктуры поддержки СМСП; 
грантовая система поддержки позволит повысить стимул к развитию инновационных проектов, реализация которых скажется не только на стабильности предприятий и дальнейшем их развитии, но и будут применены на нужды муниципалитета; 
поддержка СМСП, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции; 
формирование банка данных инновационных услуг послужит формированию перспективных векторов развития СМСП в области инновации, доступности их услуг и увеличению темпов товарооборота. Более того, реализация конкурсных проектов позволяет объединить как развитие СМСП, так и выполнение потребностей муниципалитета в сфере ЖКХ; 
содействие росту конкурентоспособности СМСП на внутренних и внешних рынках; 
организация ярмарок, конкурсов, выставок позволяет провести маркетинговые мероприятия СМСП на единых площадках с перспективным выходом на региональный и российский рынок сбыта. Эффект данных мероприятий позволит не только стимулировать развитие СМСП путем их популяризации, но и путем естественной конкуренции.

 

 

2.3. Реализация мер государственной поддержки

 

Программа представляет собой систему  скоординированных по задачам, срокам и ответственным исполнителям мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных результатов. 
Организацию и управление всем комплексом мероприятий по реализации Программы осуществляет департамент экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода (управление развития потребительского рынка и предпринимательства). 
Департамент экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода обеспечивает мониторинг и контроль за ходом реализации программных мероприятий, своевременно представляет отчётную информацию о ходе реализации программы, готовит предложения по объемам и источникам финансирования программных мероприятий, по мере необходимости готовит предложения по корректировке перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, представляет заявки на финансирование этапов реализации Программы, уточняет затраты по программным мероприятиям, отдельные их показатели, а также механизм реализации Программы, разрабатывает и вносит в установленном порядке и в установленные Программой сроки проекты правовых актов, необходимые для выполнения Программы. 
Контроль за исполнением программы в части анализа ее эффективности и соответствия плану социально-экономического развития осуществляет департамент экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода (управление инвестиционной политики). 
Механизм реализации программы основывается на положениях действующего законодательства Российской Федерации, Нижегородской области, на использовании правового статуса НО "Городской фонд поддержки предпринимательства", а также на положениях правовых актов города Нижнего Новгорода, связанных с реализацией социально-экономических программ. 
Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию Программы, и мероприятия по их снижению:

 

№ п/п

Внешние негативные факторы

Мероприятия по их снижению

1

Сокращение бюджета Программы  приведет к исполнению мероприятий  Программы не в полном объеме

Привлечение средств внебюджетных источников и средств областного бюджета, направленных на поддержку предпринимательства

2

Замедление экономического развития города, области и страны, в целом

Разработка антикризисных мер, корректировка  существующих и принятие новых необходимых  правовых актов, направленных на поддержку  предпринимательства в сложившихся  условиях

3

Изменения федерального законодательства

Оперативное реагирование, принятие соответствующих  правовых актов города Нижнего Новгорода


 

Анализ ожидаемых конечных результатов реализации программы  и показателей социально-экономической  эффективности

Реализация мероприятий Программы  будет способствовать: 
увеличению удельного веса малых предприятий материального производства (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, связь, ЖКХ) в общей численности малых предприятий; 
ежегодному увеличению объемов производимой продукции (работ, услуг) малыми и средними предприятиями на 2%; 
ежегодному увеличение средней численности работников (без внешних совместителей) малых (в том числе микро-) и средних предприятий на 1 - 3%; 
увеличению налоговых поступлений в бюджет города от субъектов малого и среднего предпринимательства на 7%; 
увеличению средней заработной платы работников малых предприятий на 50%; 
увеличению объемов конкурентоспособной продукции местных товаропроизводителей для насыщения товарного рынка; 
увеличению инвестиций в основной капитал малых предприятий - на 66%; 
продвижение продукции нижегородских производителей на региональные и международные рынки; 
развитию народных промыслов и ремесел с целью сохранения традиций и культурного наследия города.

3. Совершенствование государственной  политики по поддержке малого  предпринимательства

Важность сферы малого бизнеса  в развитии региональной экономики, с одной стороны, и наличие  неблагоприятных факторов, сдерживающих его развитие, с другой, обусловливают  необходимость совершенствования  государственной поддержки этого  сектора экономики, создания необходимой  организационной, правовой и финансовой среды, способствующей его эффективному функционированию и развитию.

Итоги развития малого бизнеса за последние годы свидетельствуют о неэффективности функционирования системы государственной поддержки малого бизнеса в регионе. Деятельность региональных институтов поддержки малого бизнеса также не соответствует самой идее создания подобных структур, так как реального содействия с их стороны малые предприятия не получают.

Отсутствие единого подхода  к осуществлению комплексной  поддержки малого бизнеса, который  бы учитывал специфические региональные особенности, определяет необходимость  разработки принципиально новой  концепции регулирования и поддержки  малого бизнеса как неотъемлемой составной части региональной экономической  политики.

Основными направлениями поддержки  малого бизнеса в регионе являются:

  • нормативно-правовое обеспечение;
  • льготное кредитование, страхование и гарантирование;
  • финансово-имущественное обеспечение;
  • содействие в подготовке кадров и повышении квалификации работников малого бизнеса;
  • предоставление консультационных, научно-технических, информационных услуг.

В первую очередь, необходимо создавать  благоприятный предпринимательский  климат для развития малого предпринимательства  в Нижегородской области.

    1. Устранение административных ограничений для развития среднего и малого бизнеса, негативно влияющих на предпринимательский климат. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной Думой ФС РФ законов "о дебюрократизации". Иными словами, ограничение административного вмешательства государства в хозяйственную деятельность предприятий малого и среднего бизнеса необходимо установить на законодательном уровне.

В целях повышения эффективности  действия Федерального закона от 8 августа  2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" необходимо:

  • провести на федеральном уровне и закрепить в законодательном порядке инвентаризацию функций органов государственного контроля с целью устранения необоснованного их дублирования, а также излишнего административного регулирования в области предпринимательской деятельности;
  • резко сократить количество органов, осуществляющих по отношению к субъектам малого предпринимательства контролирующие, проверяющие, разрешительные и согласующие функции;

Считаю, что самая главная проблема - то, чего нам не удалось добиться - это понимания всех ведомств. Прежде всего, это относится к надзорным  ведомствам. Никто не поменял задачи - перейти от карательной практики в отношении малого бизнеса к  профилактике, консультированию, предупреждению. Я думаю, что с течением времени  эта проблема решится. Сейчас в Госдуму  внесен законопроект, по которому, во-первых, будут наказываться нерадивые проверяющие, которые нарушают закон о проверках. Это будут штрафы, вплоть до дисквалификации - лишения права занимать должность  до трех лет. Появится новый вид наказания  для малого бизнеса - предупреждение. Если мелкое или незначительное нарушение - сначала предупредить, потом уже  если не устранены нарушения, то штраф.

    1. Разработать методику оценки результативности деятельности контрольно-надзорных органов. Конечно, приоритет в этой методике будет отдан не количеству штрафов, наложенных на компанию, а первый вопрос - безопасность в этой сфере, то есть, реально ли от той контрольно-надзорной деятельности, которая проводится, есть результат. Как это реально влияет на уровень безопасности - меньше ли отравлений, взрывов и пожаров. Если надзорная деятельность осуществляется, предприниматели штрафуются, а ситуация не меняется, то значит, не те проверяются, не те штрафуются, не так все делается.

Информация о работе Разработка городской программы развития малого бизнеса (на примере Нижнего Новгорода)