Разработка городской программы развития малого бизнеса (на примере Нижнего Новгорода)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение проблем развития малого предпринимательства в России, а также в Нижнем Новгороде и разработка основных направлений ее государственной поддержки.
Задачи курсовой работы:
Изучение теоретических основ в области государственной поддержки малого предпринимательства.
Исследование состояния государственной поддержки малого предпринимательства и выявление проблем в области;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы и сущность малого бизнеса………………………...5
Понятие малого бизнеса…………………………………………….....5
Роль малого бизнеса в экономике………………………………….…6
Нормативно-правовые акты основы поддержки малого бизнеса….9
2. Механизмы реализации государственной поддержки малого бизнеса в Нижнем Новгороде……………………………………………………………....13
2.1. Состояние и динамика развития малого и среднего бизнеса на территории города Нижнего Новгорода……………………………………….13
2.2. Цели и задачи программы……………………………………………….18
2.3. Реализация мер государственной поддержки…………………………..21
3. Совершенствование государственной политики по поддержке малого предпринимательства…………………………………………………………....24

Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Последний курсак.docx

— 67.06 Кб (Скачать)

Социально-экономическая роль малого предпринимательства.

Малый бизнес способствует созданию новых рабочих  мест, обеспечивает занятость населения, в итоге уменьшается безработица. Относительно небольшой персонал предприятий  малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще более усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается  на результатах труда компании. Необходимо отметить тот факт, что предприятия  малого бизнеса обеспечивают трудоустройство  социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, иммигрантов  и т.д. Именно на этих предприятиях они  набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации. Несмотря на более высокие темпы  производительности труда малого бизнеса, необходимо отметить, что средний  уровень заработной платы на малых  предприятиях меньше по сравнению с  крупными. Это связано с чрезмерной экономией предпринимателей, а также сравнительно меньшими доходами.

Использование преимуществ малого бизнеса для  решения социально-экономических  задач подтверждает опыт большинства  экономически развитых стран о взаимозависимости  развития национальных экономик и малого предпринимательства.

И хотя малый  бизнес занимает большую долю в экономике  развитых стран, он не является несущей  конструкцией экономики. Малый бизнес, обеспечивающий необходимую рынку  свободную конкуренцию, ориентируется  на совместную деятельность с корпорациями или заполняет ниши рынков, на которые  крупные корпорации не претендуют.

Неполная  занятость позволяет малому бизнесу  круглосуточно использовать оборудование при наличии заказов, резко сократить  затраты на оплату труда при их отсутствии, приспособить график работы к запросам клиентов и т.д. Работники  же могут сэкономить время на транспорте (при работе несколько дней в неделю), совмещать работу по найму и на дому и т.д.

Развитие  малого предпринимательства способствует насыщению потребительского рынка, быстрому созданию новых сфер занятости. Принципиальное значение приобретает  соединение в одних руках собственности  и управления, обеспечивающих низкие затраты и упрощенную структуру  управления. Это позволяет эффективно использовать предпринимательский потенциал, быстро принимать решения, идти на риск и не бояться ответственности.

 

1.3 Нормативно-правовые  основы поддержки малого предпринимательства

Малый бизнес в России как самостоятельное  социально-экономическое явление  существует уже свыше 10 лет. Действующие  законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную  поддержку малых предприятий  с целью создания благоприятных  условий для их функционирования, в ᴨȇрвую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации  от 18.07.91 г. № 406 «О мерах по поддержке  и развитию малых предприятий  в РСФСР», были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность  установления определенных налоговых  льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

В соответствии с законом РСФСР  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках», Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление  об образовании фонда поддержки  предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был ᴨȇреименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

А в июне 1995 г. был принят федеральный  закон «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации», определивший общие положения  поддержки малых предприятий, формы  и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный  комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена целевая  Федеральная программа государственной  поддержки малого предпринимательства  в России на 1994-1995 гг.

В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной  поддержки, информационное и консультационное обесᴨȇчение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обесᴨȇчения государственных нужд и др.

В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная программа  государственной поддержки предпринимательства  на 1996-1997гг.

Остается надеяться, что действующий  с 01.01.99г. Налоговый Кодекс РФ, в содержании которого нет особых приоритетов  для малого и среднего предпринимательства, не будет препятствовать дальнейшему  развитию малого бизнеса в России. Буянкина А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование, М.: ИНФРА-М, 2006г. - с.119;

Средства на поддержку малых  и средних предприятий исключены  из федерального бюджета на этот год. Несмотря на то, что в процессе проведения реформ стала вполне понятной важная роль этих предприятий: они выполнили роль буфера, который смягчил экономический спад.

За последнее десятилетие в  России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной  поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и  проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность  государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование  всей системы государственной поддержки  малого предпринимательства становится сегодня ключевым фактором усᴨȇшного развития малого предпринимательства  в Российской Федерации.

Систему государственной поддержки  малого предпринимательства сегодня  составляют:

· государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и  развитие малого предпринимательства;

· государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных  институциональных структур, ответственных  за развитие малого предпринимательства, обесᴨȇчивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

· государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность котоҏыҳ инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства;

· налоги: упрощенная система налогооблажения, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход.

Рассмотрим некоторые из них:

1. В 2010 году президент России Д. Медведев издал указ «О неотложных мерах по ликвидации адмиʜᴎϲтративных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» Указ Президента Российской Федерации Д.А.Медведева «О неотложных мерах по ликвидации ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»;, в целях ликвидации адмиʜᴎϲтративных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в ᴨȇрвую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства.

Руководство реализацией государственной  политики в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляется Миʜᴎϲтерством Российской Федерации  по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обесᴨȇчение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.

2. Государственный аппарат системы  поддержки малого предпринимательства  включает государственные структуры,  ответственные за развитие малого  предпринимательства на федеральном  уровне.

В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной  инфраструктуры поддержки малого предпринимательства  является система государственных  и муниципальных фондов поддержки  малого предпринимательства. В настоящее  время система фондов, состоит  из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из котоҏыҳ 24 учреждены с участием ФФПМП. К проекту концепции государственной политики развития и поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обесᴨȇчение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. Шестьдесят региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», одиннадцать - «учреждение», один - «бюджетный фонд» как подразделение адмиʜᴎϲтрации.

Помимо сети региональных государственных  фондов создана, развивается и действует  сеть муниципальных фондов. В настоящее  время их - более ста семидесяти. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.

Региональные фонды учреждены  правительствами субъектов федерации, муниципальные фонды - органами местной  адмиʜᴎϲтрации. Состояние и деятельность государственных и муниципальных  фондов определяется, в основном, тремя  факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним ᴨȇрвых  должностных лиц органов исполнительной власти.

 

 

 

  1. Механизмы реализации государственной поддержки малого предпринимательства в Нижнем Новгороде

2.1 Состояние и динамика развития малого и среднего бизнеса на территории города Нижнего Новгорода

Малое и среднее предпринимательство  ведет свою деятельность во всех отраслях экономики города Нижнего Новгорода  и является неотъемлемым элементом  современной системы хозяйствования. 
В малом бизнесе города Нижнего Новгорода заняты более одной трети всего экономически активного населения 37,8%. Всего по состоянию на 01.01.2012 г. количество работающих в сфере малого и среднего бизнеса превысило 224 тысячи человек. В 2011 году в бюджет города от субъектов малого бизнеса поступило 28,4% от общей суммы налоговых поступлений. 
Малое и среднее предпринимательство позволяет успешно решать проблемы занятости населения, насыщения рынка различными товарами и услугами путем создания новых предприятий и рабочих мест. Учитывая это, а так же возможность субъектов малого и среднего предпринимательства генерировать наиболее эффективные инновационные проекты, более чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, занимать недоступные крупным предприятиям ниши, можно утверждать, что с каждым годом вклад малого и среднего бизнеса в социально-экономическое развитие города становится все более значимым. 
В перспективе выдвинута задача не только сохранения числа субъектов малого и среднего предпринимательства и созданных на них рабочих мест, но и увеличения этих показателей в 2012 - 2015 года на 13%.

Наименование показателей

Ед. изм.

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Число малых предприятий (далее - МП)

ед.

9387

10566

10002

10329

10264

12306

11577

Число индивидуальных предпринимателей (далее - ИП)

чел.

27910

30178

32889

32604

30892

33742

33742

Число средних предприятий (далее - СП)

ед.

195

199

206

235

230

209

177

Число субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП)

ед.

37492

40943

43097

43168

41386

46257

46216

Число СМСП на тысячу жителей

Ед.

25,7

29,8

30,3

31,75

32,79

36,66

36,59

Численность работающих на МП

чел.

117479

130461

115228

113782

94960

105630

110543

Численность работающих у ИП

чел.

16983

24754

46956

60902

55526

58291

58521

Численность работающих на СП

чел.

31865

31980

32853

35878

35611

35227

26407

Численность работающих на предприятиях СМСП

чел.

194237

217373

227926

243166

216989

232890

224291

Оборот (МП)

млн руб.

144453

191846

223360

289508

201527

280235

306992

Среднемесячная зарплата (МП)

руб.

4669

5148

7751

10252

10707

11552

12490


По состоянию на 01 января 2012 года в Нижнем Новгороде осуществляло деятельность 11 577 малых предприятий (организаций) и 33 742 индивидуальных предпринимателей. 
Анализ сложившейся отраслевой структуры малого предпринимательства свидетельствует о преимущественном развитии его в сфере торговли и общественного питания, что объясняется быстрой окупаемостью вложенных средств и наиболее стабильным потребительским спросом. Наибольшее количество малых предприятий - 40,1% - приходится именно на эту отрасль, а также на отрасли: операции с недвижимостью - 24,9%, строительство - 11,0%, и обрабатывающие производства - 9,2%. 
После существенного падения в период кризиса численности занятых на малых предприятиях в 2009 году наблюдается тенденция роста численности работающих на малых предприятиях на 16,4% и по состоянию на 01 января 2012 года достигла 110,5 тысяч человек. 
В оптовой и розничной торговле занято 31,8% от общего числа работающих на малых предприятиях, в сфере операций с недвижимостью - 27,0%, в обрабатывающих производствах - 14,5 %, в строительстве - 12,5%. 
За 2012 год малыми предприятиями было произведено продукции (работ, услуг) на сумму 120,5 млрд рублей. При этом общий оборот составил более 306 млрд руб. 
Приоритетными товарами, выпускаемыми малыми предприятиями, являются: хлебобулочные изделия, мебель, швейные изделия, стройматериалы, мясные полуфабрикаты, плодоовощная консервация и рыбная продукция. 
Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий в 2012 году составила 12 489,6 руб. (без учета скрытых форм оплаты труда за выполненный объем работ). 
По состоянию на 01 января 2012 года в Нижнем Новгороде осуществляли деятельность 177 средних предприятий всех форм собственности, на которых заняты 26 407 человек. 
Среднемесячная заработная плата работников занятых на предприятиях субъектов среднего предпринимательства в 2012 году составила 17 411,6 руб. (без учета скрытых форм оплаты труда за выполненный объем работ). 
На основе имеющейся информации о Нижнем Новгороде и Нижегородской области, а также о сфере предпринимательства, в целом, был проведен SWOT-анализ рассматриваемой территории.

 

Сильные стороны

Слабые стороны

- доля работающих в секторе  малого и среднего предпринимательства  30% от занятых в экономике; 
- использование для развития и поддержки малого и среднего предпринимательства областных и муниципальных программ; 
- малое и среднее предпринимательство является сферой, где население проявляет наибольшую экономическую активность; 
- малый и средний бизнес является основой создания широкого слоя среднего класса, самостоятельно обеспечивающего собственное благосостояние и достойный уровень жизни, участвует в решении социальных проблем; 
- являясь заемщиком или потребителем банковских услуг субъекты малого и среднего предпринимательства, способствуют стабилизации состояния финансовых кредитных учреждений, банковской сферы и экономики города, укреплению и наращиванию налогооблагаемой базы (поступления в бюджет города от субъектов малого предпринимательства составляют около 25%); 
- малый и средний бизнес, в силу своей мобильности и относительно невысокой капиталоемкости выступает в роли определителя потенциальных зон экономического роста, выявления наиболее эффективных и перспективных секторов экономики; 
- высокая производительность труда способствует быстрым темпам развития инновационных технологий.

- низкий уровень заработной платы  по сравнению с крупными и  средними организациями; 
- низкая доступность земельных участков, производственных помещений, новых энергетических мощностей, людских ресурсов; 
- слабый уровень транспортно - логистической инфраструктуры 
- высокая доля малых предприятий, работающих в сфере торговли; 
- неразвитость элементов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса; 
- недостаток квалифицированных кадров руководящего состава; 
- высокая доля субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных, но не ведущих реальную деятельность; 
- отсутствие статистического учета субъектов малого и среднего бизнеса. 
- сложность доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам, в том числе сложная процедура получения банковских кредитов, высокие процентные ставки за пользование кредитом, дефицит долгосрочных инвестиционных ресурсов; 
- неразвитость иных механизмов финансовой поддержки; 
- недостаточный платежеспособный спрос на продукцию и услуги; 
- ограниченность возможностей субъектов предпринимательства по продвижению собственной продукции (работ, услуг) на региональные, межрегиональные и международные рынки; 
- отсутствие налаженных кооперационных связей и кластерных механизмов во взаимодействии крупного и малого бизнеса.

Возможности

Угрозы

- расширение финансовых механизмов  поддержки малых и средних  предприятий; 
- снижение административных барьеров; 
- организационная поддержка маркетинговых и инвестиционных программ предприятий; 
- создание центров субконтрактации в целях обеспечения производственных взаимосвязей малого, среднего и крупного бизнеса; 
- информационная открытость муниципальной системы поддержки малого и среднего предпринимательства; 
- формирование специализированной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса; 
- обучение руководителей субъектов малого и среднего бизнеса.

- уход малых предприятий с рынка  под действием крупных конкурентов; 
- теневое развитие малых предприятий; 
- усиление административного давления; 
- усложнение доступа к объектам инфраструктуры (электросетевое, газовое снабжение, коммунальная инфраструктура); 
- недостаточное финансирование инновационных проектов; 
- сдерживание процедуры создания действенной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

Информация о работе Разработка городской программы развития малого бизнеса (на примере Нижнего Новгорода)