Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 11:41, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение проблем развития малого предпринимательства в России, а также в Нижнем Новгороде и разработка основных направлений ее государственной поддержки.
Задачи курсовой работы:
Изучение теоретических основ в области государственной поддержки малого предпринимательства.
Исследование состояния государственной поддержки малого предпринимательства и выявление проблем в области;
Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы и сущность малого бизнеса………………………...5
Понятие малого бизнеса…………………………………………….....5
Роль малого бизнеса в экономике………………………………….…6
Нормативно-правовые акты основы поддержки малого бизнеса….9
2. Механизмы реализации государственной поддержки малого бизнеса в Нижнем Новгороде……………………………………………………………....13
2.1. Состояние и динамика развития малого и среднего бизнеса на территории города Нижнего Новгорода……………………………………….13
2.2. Цели и задачи программы……………………………………………….18
2.3. Реализация мер государственной поддержки…………………………..21
3. Совершенствование государственной политики по поддержке малого предпринимательства…………………………………………………………....24
Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………………..32
Социально-экономическая роль малого предпринимательства.
Малый бизнес
способствует созданию новых рабочих
мест, обеспечивает занятость населения,
в итоге уменьшается
Использование
преимуществ малого бизнеса для
решения социально-
И хотя малый бизнес занимает большую долю в экономике развитых стран, он не является несущей конструкцией экономики. Малый бизнес, обеспечивающий необходимую рынку свободную конкуренцию, ориентируется на совместную деятельность с корпорациями или заполняет ниши рынков, на которые крупные корпорации не претендуют.
Неполная занятость позволяет малому бизнесу круглосуточно использовать оборудование при наличии заказов, резко сократить затраты на оплату труда при их отсутствии, приспособить график работы к запросам клиентов и т.д. Работники же могут сэкономить время на транспорте (при работе несколько дней в неделю), совмещать работу по найму и на дому и т.д.
Развитие
малого предпринимательства
1.3 Нормативно-правовые
основы поддержки малого
Малый бизнес в России как самостоятельное
социально-экономическое
В соответствии с законом РСФСР
«О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках», Правительство РФ
в апреле 1993 г. приняло постановление
об образовании фонда поддержки
предпринимательства и развития
конкуренции (с декабря 1995 года он был
ᴨȇреименован в Федеральный
А в июне 1995 г. был принят федеральный
закон «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
Указом Президента РФ в июне 1995
г. был образован Государственный
комитет РФ по поддержке и развитию
малого предпринимательства. В апреле
1994 г. Правительством РФ одобрена целевая
Федеральная программа
В ней были определены основные направления,
цели и приоритеты в данной области,
включая совершенствование
В 1996 г. Государственной Думой была
утверждена вторая Федеральная программа
государственной поддержки
Остается надеяться, что действующий с 01.01.99г. Налоговый Кодекс РФ, в содержании которого нет особых приоритетов для малого и среднего предпринимательства, не будет препятствовать дальнейшему развитию малого бизнеса в России. Буянкина А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование, М.: ИНФРА-М, 2006г. - с.119;
Средства на поддержку малых
и средних предприятий
За последнее десятилетие в
России сформировались основные общепринятые
в странах с развитой рыночной
экономикой элементы системы государственной
поддержки малого предпринимательства.
Учитывая современные условия и
проблемы развития малого предпринимательства,
а также недостаточную
Систему государственной поддержки малого предпринимательства сегодня составляют:
· государственные нормативно-
· государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обесᴨȇчивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;
· государственная инфраструктура
поддержки малого предпринимательства,
включающая некоммерческие и коммерческие
организации, созданные с участием
или без участия государства,
деятельность котоҏыҳ инициируется,
поощряется и поддерживается государством,
и предназначенная для
· налоги: упрощенная система налогооблажения, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход.
Рассмотрим некоторые из них:
1. В 2010 году президент России Д. Медведев издал указ «О неотложных мерах по ликвидации адмиʜᴎϲтративных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» Указ Президента Российской Федерации Д.А.Медведева «О неотложных мерах по ликвидации ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»;, в целях ликвидации адмиʜᴎϲтративных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в ᴨȇрвую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства.
Руководство реализацией государственной
политики в сфере поддержки малого
предпринимательства
2. Государственный аппарат
В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из котоҏыҳ 24 учреждены с участием ФФПМП. К проекту концепции государственной политики развития и поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обесᴨȇчение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. Шестьдесят региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», одиннадцать - «учреждение», один - «бюджетный фонд» как подразделение адмиʜᴎϲтрации.
Помимо сети региональных государственных
фондов создана, развивается и действует
сеть муниципальных фондов. В настоящее
время их - более ста семидесяти.
Муниципальные фонды, как правило,
создаются при участии
Региональные фонды учреждены
правительствами субъектов
2.1 Состояние и динамика развития малого и среднего бизнеса на территории города Нижнего Новгорода
Малое и среднее предпринимательство
ведет свою деятельность во всех отраслях
экономики города Нижнего Новгорода
и является неотъемлемым элементом
современной системы
В малом бизнесе города Нижнего Новгорода
заняты более одной трети всего экономически
активного населения 37,8%. Всего по состоянию
на 01.01.2012 г. количество работающих в сфере
малого и среднего бизнеса превысило 224
тысячи человек. В 2011 году в бюджет города
от субъектов малого бизнеса поступило
28,4% от общей суммы налоговых поступлений.
Малое и среднее предпринимательство
позволяет успешно решать проблемы занятости
населения, насыщения рынка различными
товарами и услугами путем создания новых
предприятий и рабочих мест. Учитывая
это, а так же возможность субъектов малого
и среднего предпринимательства генерировать
наиболее эффективные инновационные проекты,
более чутко реагировать на изменения
рыночной конъюнктуры, занимать недоступные
крупным предприятиям ниши, можно утверждать,
что с каждым годом вклад малого и среднего
бизнеса в социально-экономическое развитие
города становится все более значимым.
В перспективе выдвинута задача не только
сохранения числа субъектов малого и среднего
предпринимательства и созданных на них
рабочих мест, но и увеличения этих показателей
в 2012 - 2015 года на 13%.
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Число малых предприятий (далее - МП) |
ед. |
9387 |
10566 |
10002 |
10329 |
10264 |
12306 |
11577 |
Число индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) |
чел. |
27910 |
30178 |
32889 |
32604 |
30892 |
33742 |
33742 |
Число средних предприятий (далее - СП) |
ед. |
195 |
199 |
206 |
235 |
230 |
209 |
177 |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) |
ед. |
37492 |
40943 |
43097 |
43168 |
41386 |
46257 |
46216 |
Число СМСП на тысячу жителей |
Ед. |
25,7 |
29,8 |
30,3 |
31,75 |
32,79 |
36,66 |
36,59 |
Численность работающих на МП |
чел. |
117479 |
130461 |
115228 |
113782 |
94960 |
105630 |
110543 |
Численность работающих у ИП |
чел. |
16983 |
24754 |
46956 |
60902 |
55526 |
58291 |
58521 |
Численность работающих на СП |
чел. |
31865 |
31980 |
32853 |
35878 |
35611 |
35227 |
26407 |
Численность работающих на предприятиях СМСП |
чел. |
194237 |
217373 |
227926 |
243166 |
216989 |
232890 |
224291 |
Оборот (МП) |
млн руб. |
144453 |
191846 |
223360 |
289508 |
201527 |
280235 |
306992 |
Среднемесячная зарплата (МП) |
руб. |
4669 |
5148 |
7751 |
10252 |
10707 |
11552 |
12490 |
По состоянию на 01 января 2012 года
в Нижнем Новгороде осуществляло
деятельность 11 577 малых предприятий
(организаций) и 33 742 индивидуальных предпринимателей.
Анализ сложившейся отраслевой структуры
малого предпринимательства свидетельствует
о преимущественном развитии его в сфере
торговли и общественного питания, что
объясняется быстрой окупаемостью вложенных
средств и наиболее стабильным потребительским
спросом. Наибольшее количество малых
предприятий - 40,1% - приходится именно на
эту отрасль, а также на отрасли: операции
с недвижимостью - 24,9%, строительство -
11,0%, и обрабатывающие производства - 9,2%.
После существенного падения в период
кризиса численности занятых на малых
предприятиях в 2009 году наблюдается тенденция
роста численности работающих на малых
предприятиях на 16,4% и по состоянию на
01 января 2012 года достигла 110,5 тысяч человек.
В оптовой и розничной торговле занято
31,8% от общего числа работающих на малых
предприятиях, в сфере операций с недвижимостью
- 27,0%, в обрабатывающих производствах
- 14,5 %, в строительстве - 12,5%.
За 2012 год малыми предприятиями было произведено
продукции (работ, услуг) на сумму 120,5 млрд
рублей. При этом общий оборот составил
более 306 млрд руб.
Приоритетными товарами, выпускаемыми
малыми предприятиями, являются: хлебобулочные
изделия, мебель, швейные изделия, стройматериалы,
мясные полуфабрикаты, плодоовощная консервация
и рыбная продукция.
Среднемесячная заработная плата работников
малых предприятий в 2012 году составила
12 489,6 руб. (без учета скрытых форм оплаты
труда за выполненный объем работ).
По состоянию на 01 января 2012 года в Нижнем
Новгороде осуществляли деятельность
177 средних предприятий всех форм собственности,
на которых заняты 26 407 человек.
Среднемесячная заработная плата работников
занятых на предприятиях субъектов среднего
предпринимательства в 2012 году составила
17 411,6 руб. (без учета скрытых форм оплаты
труда за выполненный объем работ).
На основе имеющейся информации о Нижнем
Новгороде и Нижегородской области, а
также о сфере предпринимательства, в
целом, был проведен SWOT-анализ рассматриваемой
территории.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- доля работающих в секторе
малого и среднего |
- низкий уровень заработной |
Возможности |
Угрозы |
- расширение финансовых |
- уход малых предприятий с |