Разработка городской программы развития малого бизнеса (на примере Нижнего Новгорода)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение проблем развития малого предпринимательства в России, а также в Нижнем Новгороде и разработка основных направлений ее государственной поддержки.
Задачи курсовой работы:
Изучение теоретических основ в области государственной поддержки малого предпринимательства.
Исследование состояния государственной поддержки малого предпринимательства и выявление проблем в области;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы и сущность малого бизнеса………………………...5
Понятие малого бизнеса…………………………………………….....5
Роль малого бизнеса в экономике………………………………….…6
Нормативно-правовые акты основы поддержки малого бизнеса….9
2. Механизмы реализации государственной поддержки малого бизнеса в Нижнем Новгороде……………………………………………………………....13
2.1. Состояние и динамика развития малого и среднего бизнеса на территории города Нижнего Новгорода……………………………………….13
2.2. Цели и задачи программы……………………………………………….18
2.3. Реализация мер государственной поддержки…………………………..21
3. Совершенствование государственной политики по поддержке малого предпринимательства…………………………………………………………....24

Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Последний курсак.docx

— 67.06 Кб (Скачать)

Это закладывает мотивацию - если с  проверяющего спрашивать количество штрафов, то он будет штрафовать, а если по поводу количества сохраненных или  действующих малых предприятий  на вверенной ему территории и  безопасности потребителей, то есть о  реальном сокращении несчастных случаев, то это будет другой проверяющий. Вместо того чтобы брать у поднадзорного взятку, он сам доплатит, чтобы ничего не случилось. Или подскажет добрым советом. Это то ключевое, что мы должны сделать в ближайшее время. И тогда ту масштабную программу поддержки малого бизнеса, которая есть, можем сосредоточить на инновационных, экспортных и высокотехнологических предприятиях.

    1. В целом необходимо пересмотреть законодательство по всей цепочке - от создания малого предприятия до ликвидации или до банкротства. В перспективе сделать так, чтобы и создать малую компанию было легко, например, ввести регистрацию через Интернет. Нам нужно также подумать о введении единого номера. У нас у Пенсионного фонда один номер, у фонда соцстраха другой. При регистрации компании то же самое. При получении патента возникает аналогичная ситуация. Все это существенно осложняет процесс регистрации компании.

Первое - легкий старт, второе - конечно, более простая процедура и  прекращения деятельности, и банкротства. С созданием сейчас нет глобальных проблем - 15 тыс. рублей, и компания создана. Необходимо этот барьер входа уменьшить. С ликвидацией сейчас возникают  действительно большие проблемы. Сейчас выгоднее не ликвидировать, а  просто бросить компанию. Из-за этого  зачастую получаем "мертвые души": компания вроде бы числится, а в  реальности не ведет никакую деятельность.

Необходимо обеспечить на практике принцип "одного окна" при регистрации  субъектов предпринимательской  деятельности. Все это поможет  резко ослабить коррупционный "пресс", снизить потери средств предпринимателей, вынужденных создавать "резервы" от части объема продукции и доходов для "отступных". В результате у субъектов малого предпринимательства появятся дополнительные финансовые и материальные ресурсы, выведенные из "тени". Должна будет возрасти величина вклада малых предприятий в ВВП, увеличится объем их инвестиций в основные фонды, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.

    1. Представляется целесообразным законодательно предусмотреть значительное упрощение системы бухгалтерского учета малых предприятий. Имеет смысл исключить возможность изменения форм отчетности в текущем отчетном периоде подзаконными актами.
    2. Одной из актуальных проблем в развитии малого и среднего бизнеса является проблема неналоговых платежей, взимаемых многочисленными органами власти, контролирующими и надзорными органами, муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями, в частности, при обращении предпринимателей за получением разрешений и справок, необходимость получения которых установлена нормативными актами. Примерами таких услуг могут служить многочисленные платежи при выделении земельных участков, получении разрешений на торговлю и строительство, присвоение статистических кодов и т.д. Необходимо рассмотреть возможность законодательного ограничения оказания органами власти, бюджетными учреждениями платных услуг субъектам малого предпринимательства, связанных с выполнением возложенных на них функций.

Следует дифференцировать размеры  штрафов для крупных и малых  предприятий в сторону их уменьшения для последних и отменить практику установления "вилок" штрафов.

    1. В нашем регионе необходимо выстроить стройную систему поддержки экспортно-ориентированных предприятий. В большинстве стран есть организации, оказывающие содействие в продвижении экспорта, причем, сориентированные не на крупные компании - они сами пробьются, а именно на малый бизнес. Есть высказывание - малый бизнес нужно "водить за ручку", чтобы он вышел на экспорт.

Поэтому выстраивание такой системы - это и агентства страхования  экспортных операций, это и переориентация деятельности торговых представительств РФ на поддержку малого бизнеса, и  усиление тематики экспорта со стороны  малых и средних компаний в  межправительственных двусторонних комиссиях, и прямая финансовая поддержка малых  компаний - субсидирование процентных ставок, субсидирование патентования за рубежом и так далее. Все это должно привести к увеличению числа экспортно-ориентированных малых компаний.

А компании-экспортеры - значит, высокотехнологичные  конкурентоспособные компании. И  мы, по сути, через этот индикатор - количество малых компаний, экспортирующих продукцию - можем судить и о качестве малого бизнеса в регионе, и об уровне технологического развития.

Необходимо действие Фонда по поддержке  предприятий в научно-технической  сфере - это самая ранняя стадия, когда у предпринимателя есть только инновационная идея. Также  ввести налоговые послабления для  компаний, которые внедряют инновационную  продукцию. В нашей программе  финансовой поддержки создать специальный  раздел по поддержке инновационных  компаний или компаний, которые проводят модернизацию своего производства. Это  направление для нас очень  важное, мы должны увеличивать количество малых инновационных компаний в  регионе.

Одним из барьеров для развития инноваций - скорость "растаможки" высокотехнологичного оборудования, когда этот процесс тянется месяцами. И люди просто отказываются работать в этой области, не могут получить оборудование от партнеров из-за рубежа. То есть зачастую сложности на таможне носят запретительный характер. В рамках этой работы нужно устранять межведомственные барьеры.

Также на региональном уровне отсутствует  постоянное информирование субъектов  МСП о реализуемых государственных  программах поддержки МСП. В нижегородской  области отсутствуют базы данных для субъектов МСП по свободным  помещениям и земельным участкам, которые можно было бы взять в  аренду, по предполагаемым к осуществлению  инновационным проектам, по финансовым структурам, которые могут предоставить долгосрочное финансирование, и т.д. Поэтому необходимость создания этой базы очевидна.

Из-за недостаточно четкой реализации федеральных и региональных программ по поддержке малых предприятий  не один сектор экономики сталкивается с серьезными проблемами, в предпринимательской  среде возникает недоверие к  действиям властных структур.

Взять, к примеру, реализацию закона о выкупе объектов нежилого фонда, сдаваемых  в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.

Реальная ситуация такова, что далеко не все малые предприниматели  могут воспользоваться этим нормативным  актом, т.к. оценочные компании формируют  слишком высокие цены за эти помещения.

Заинтересованность бюджетов различных  уровней в этом вопросе, конечно, понятна, но при определении выкупной цены за помещения должны учитываться  и реальные возможности предприятии  малого бизнеса. Для решения этой проблемы, на мой взгляд, должны быть определены четкие ценовые параметры  на объекты нежилого фонда при  их выкупе субъектами малого и среднего предпринимательства.

    1. Очень актуальной проблемой развития малого предпринимательства в Нижегородской области (как и в большинстве других регионов России) является проблема ограниченного участия малых предприятий в системе государственного заказа. На мой взгляд, облегчение доступа малых предприятий к выполнению государственных производственных заказов могло бы придать импульс развитию сферы малого предпринимательства, диверсифицировать государственные закупки, а значит улучшить и ценовую среду. В связи с этим я бы предложила зафиксировать в перечне мероприятий Целевой программы по развитию малого и среднего предпринимательства на 2011 год оптимизацию областной системы субконтрактации. Необходимо наладить доступ к участию в выполнении государственного заказа и для стартующих малых предприятий. Это может стать важным фактором их поддержки со стороны государства.

Таким образом, в отношении развития малого предпринимательства в Нижегородской  области имеется еще много  неиспользованных ресурсов. Важно их выявлять и реализовывать с учетом интересов, как органов власти, так  и малых предприятий. Для этого  необходимо наладить постоянный и открытый диалог, всякие же конфликтные действия в условиях экономического кризиса, являются нежелательными. От общего согласия и целенаправленной работы в этом направлении в немалой степени  зависит социальная стабильность в  стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Малый бизнес фактически является основой  стабильности общества, и его поддержка  нуждается в принятии действенных  мер. Государство отдает отчет в  том, что малому бизнесу необходимы условия для создания устойчивой экономики, что также необходимо и для безопасной и стабильной работы крупного бизнеса.

Хотелось бы надеяться, что в  ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим  условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории  нашей страны малый и средний  бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Государственная поддержка малого предпринимательства не означает, что  государство создает "тепличные  условия" этому сектору экономики  или участнику рынка. Целенаправленная государственная политика, стимулирующая  финансовые структуры вкладывать средства в малый бизнес, может способствовать интенсивному росту и развитию малого предпринимательства. Развитие государственных  и муниципальных механизмов финансовой поддержки малого бизнеса должно идти по пути обеспечения доступа  малого предпринимательства к источникам финансирования.

Необходимость государственной финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей обусловлена отсутствием у них  возможности на равных конкурировать  с другими субъектами хозяйствования (например, коммерческими организациями) по таким параметрам, как доступ к ресурсам на финансовых рынках и  государственным инвестициям, приобретение новых технологий и нового технологического оборудования, исследование конъюнктуры  рынков, обучение и т.д. Для минимизации  действия этих факторов на развитие индивидуального  предпринимательства и стимулирования его развития государство проводит целенаправленную политику государственной финансовой поддержки этой группы субъектов хозяйствования. Основными формами финансовой поддержки являются: субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; бюджетные кредиты, займы, ссуды; государственные и муниципальные гарантии. Однако на сегодняшний день приоритетным направлением финансовой поддержки предпринимателей является предоставление поручительств или гарантий по кредитам, получаемым индивидуальными предпринимателями в коммерческих банках. Кроме того, субъектам индивидуального предпринимательства осуществляется государственная поддержка через ФФПМП путем предоставления льготных кредитов (займов), в том числе через систему лизинга, компенсацию процентной ставки по предоставляемым кредитам, микрофинансирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

      1. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 26 ноября 2012 г. № 4892 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде на 2012 - 2015 годы"
      2. Егоров Е. Малый бизнес – инструмент решения социальных задач // Проблемы теории и практики управления, №4, 2003
      3. Лабуза Д. Развитие малого бизнеса. // Нижегородский предприниматель №5, 2005.
      4. Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года.
      5. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России. Аналитический сборник. – М.: Академия менеджмента и рынка, 2001.
      6. Нешитой А. С. Концептуально–методические основы комплексной оценки эффективности предпринимательской деятельности. // Финансовый менеджмент, №4, 2002.
      7. Концепция государственной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, 2004.
      8. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009.
      9. Скаляров М. Малый бизнес: какова власть, такова его поддержка /М. Скаляров. - М.: Экономика и жизнь, 2008. - N41. - 85 - [56] с.
      10. Прохоров В. Развитие малого бизнеса /В. Прохоров. - М.: Экономика и жизнь, 2008. - №34. - 36 - [1-3] с.
      11. Грачев И. Развитие малого предпринимательства / И. Грачев - М.: Деньги и кредит, 2007. - №1. - 50 - [15-21] с.
      12. Прохоров А. Объединить усилия, поддержать предпринимателя / А. Прохоров. - М.: Экономика и жизнь, 2008. - N7. - 45 - [18] с.
      13. Волков В., Курганов Г. Социально-экономическое положение страны /В. Волков, Г. Курганов. - М.: Вопросы экономики, 2008. - N11. - 69 - [60] с.
      14. Дамберг С. Более 170 миллиардов убытка / С. Дамберг. - М.: Экономика и жизнь, 2009. - N4. - 108 - [93] с.
      15. http://www.garant.ru
      16. http://www.malyi-biznes.ru
      17. http://нижнийновгород.рф
      18. http://www.gorduma.nnov.ru
      19. http://www.reghelp.ru
      20. http://msp.nnov.ru

Информация о работе Разработка городской программы развития малого бизнеса (на примере Нижнего Новгорода)