Разработка городской программы развития малого бизнеса (на примере Нижнего Новгорода)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение проблем развития малого предпринимательства в России, а также в Нижнем Новгороде и разработка основных направлений ее государственной поддержки.
Задачи курсовой работы:
Изучение теоретических основ в области государственной поддержки малого предпринимательства.
Исследование состояния государственной поддержки малого предпринимательства и выявление проблем в области;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы и сущность малого бизнеса………………………...5
Понятие малого бизнеса…………………………………………….....5
Роль малого бизнеса в экономике………………………………….…6
Нормативно-правовые акты основы поддержки малого бизнеса….9
2. Механизмы реализации государственной поддержки малого бизнеса в Нижнем Новгороде……………………………………………………………....13
2.1. Состояние и динамика развития малого и среднего бизнеса на территории города Нижнего Новгорода……………………………………….13
2.2. Цели и задачи программы……………………………………………….18
2.3. Реализация мер государственной поддержки…………………………..21
3. Совершенствование государственной политики по поддержке малого предпринимательства…………………………………………………………....24

Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Последний курсак.docx

— 67.06 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

 

 

 

 

Экономический факультет

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

Курсовая  работа на тему:

«Разработка городской программы развития малого бизнеса (на примере Нижнего Новгорода)

 

 

 

Выполнила:

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

Нижний  Новгород

2013 год

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.Теоретические основы и сущность малого бизнеса………………………...5

    1. Понятие малого бизнеса…………………………………………….....5
    2. Роль малого бизнеса в экономике………………………………….…6
    3. Нормативно-правовые акты основы поддержки малого бизнеса….9

2. Механизмы реализации государственной поддержки малого бизнеса в Нижнем Новгороде……………………………………………………………....13

    2.1. Состояние и динамика развития малого и среднего бизнеса на территории города Нижнего Новгорода……………………………………….13

    2.2. Цели и задачи программы……………………………………………….18

    2.3. Реализация мер государственной поддержки…………………………..21

3. Совершенствование государственной политики по поддержке малого предпринимательства…………………………………………………………....24

 

Заключение……………………………………………………………………..30

Список литературы……………………………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство - важная составляющая часть рыночной экономики, без которого не может  быть гармоничного общественного развития. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор является имманентным, внутренним элементом  рыночной инфраструктуры.

Высокий уровень  развития предпринимательства выступает  необходимым слагаемым современной  модели рыночного хозяйства. Оно  способствует поддержанию конкурентного  тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному  устройству, формирует новый социальный строй общества.

Предприниматели сегодня - это представители нового явления в российской экономике. Люди, которые, рискуя своим капиталом, вносят посильный вклад в экономическое  возрождение государства.

Малый бизнес составляет основу любой экономики - страны, региона, города и района. Он создает рабочие места, разрабатывает  и внедряет новые технологии, максимально  учитывает местные условия, проникает  в невыгодные для крупных предприятий  сферы бизнеса, дает значительную часть  налоговых поступлений. Благодаря  малому управленческому ᴨȇрсоналу и  простым организационным формам он обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей.

Этот сектор экономики играет важнейшую роль в обесᴨȇчении стабильности экономического развития. Наличие в экономике  хорошо развитого сектора малого и среднего бизнеса влечет рост занятости  населения, что особенно актуально  в условиях структурной ᴨȇрестройки экономики и сопровождающего  этот процесс роста безработицы. В результате повышения предпринимательской  активности населения формируется  массовый средний класс собственников - основа устойчивости в обществе, способствуя  созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений.

Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних  предприятий, выступающих как экономические  субъекты рынка. Эти предприятия  не входят в состав монополистических  объединений и занимают по отношению  к ним в хозяйственном отношении  подчиненное или зависимое положение.

Предпринимательство обладает рядом  сᴨȇцифических свойств. Ускоряя  хозяйственные изменения, оно выступает  в роли своеобразного «возмутителя спокойствия» и ᴨȇреводит экономику  в новое состояние. Именно в предпринимательской  деятельности создается и находится  в обороте основная масса национальных ресурсов, являющихся питательной средой экономического роста.

Реформирование российского общества, построение основ социально ориентированной  рыночной экономики столкнулось  со сложными проблемами, не имевшими аналогов в мировой практике. Стремительный  и необдуманный уход государства  из управления экономикой привел общество в крайне нестабильное состояние: коррупция, преступность, повсеместное нарушение  законов стали повседневным явлением в обществе. В России так и не сформировалось четкого взаимодействия и взаимопонимания в системе  власть-предприниматели-общество. Этим обуславливается актуальность темы дипломной работы.

Фактором, обуславливающим высокую  социальную значимость малого предпринимательства, является то, что по своему характеру  малое предпринимательство основывается на учете местных потребностей, интересов. За счет меньшего масштаба, малое предпринимательство  оказывается более гибким к изменяющимся экономическим условиям и в большей стеᴨȇни способным реаᴦᴎҏовать на колебания потребительского спроса. Малое предпринимательство в значительной стеᴨȇни способствует формированию конкурентной среды, а также установлению рыночного равновесия. Малые и средние предприятия, создавая новые рабочие места и организовывая новый бизнес, снимают социальную напряженность в обществе.

Цель курсовой работы - изучение проблем развития малого предпринимательства в России, а также в Нижнем Новгороде  и разработка основных направлений  ее государственной поддержки.

Задачи курсовой работы:

  1. Изучение теоретических основ в области государственной поддержки малого предпринимательства.
  2. Исследование состояния государственной поддержки малого предпринимательства и выявление проблем в области;

1.Сущность малого бизнеса и его роль в экономике

    1. Понятие малого бизнеса.

 

Существует  немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости  от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной  и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.

Если  рассматривать расширенное понятие  малого бизнеса, он представляет собой  мобильную совокупность юридических  и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических  структур и играющих по сравнению  с ними второстепенную роль в экономике  государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой  коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого  государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих  регламентирующих документах государственной  важности.

Также существует более широкое понятие  - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период.

В ряде научных  работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой  группой лиц, или предприятие, управляемое  одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

  1. численность персонала (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству);
  2. размер уставного капитала предприятия; финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов);
  3. величина активов;
  4. объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся  к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически  во всех странах определяющим критерием  является численность работников за отчетный период.

В российской практике развитие малого предпринимательства  началось в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. И последние изменения были внесены с принятием Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так к субъектам малого предпринимательства относятся организации, у которых:

  1. суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;
  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек  (микропредприятие - до 15 человек);
  3. выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн. руб.

Более того, согласно закону РФ № 209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет, а приобрести статус субъекта малого предпринимательства можно, только если эти условия у вас соблюдаются в течение 2 календарных лет, следующих один за другим.

 

1.2 Роль малого бизнеса в экономике.

 

Малое предпринимательство  в современных условиях - неотъемлемый элемент любой хозяйственной  системы. В развитых странах он выступает  как быстрорастущий сектор экономики, вносящий существенный вклад в рост внутреннего валового продукта и выполняющий важные социально-экономические функции. Современное развитие мировой экономики свидетельствует о том, что малый бизнес в сочетании с крупным и средним выступает важным фактором экономической, социальной и политической стабильности, способствует экономическому росту и ускорению научно-технического прогресса. Согласно статистике, в странах с развитой рыночной экономикой на малых предприятиях работает более половины трудового населения и производится около половины внутреннего валового продукта.

Рассмотрим, подробнее, какое значение малое  предпринимательство имеет для  развития экономики России.

Малое предпринимательство - важный сектор экономики.

Предприятия малого бизнеса более устойчивы  к внешним изменениям. В период общего экономического спада России в начале 90-х годов именно малый  бизнес поддержал российскую экономику  и вовремя адаптировался к  новым рыночным условиям. Государственные  предприятия же не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы. Таким образом, малый бизнес демонстрирует  свою гибкость, "живучесть", укрепляя и поддерживая рыночную экономику.

Малое предпринимательство - один из основных источников налоговых поступлений.

предпринимательство государственная  политика

Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору  налогов непосредственно с физических лиц. Малые предприятия исправно и своевременно платят налоги по сравнению  с представителями среднего и  крупного бизнесом.

Малое предпринимательство способствует развитию инновационных технологий.

Малый бизнес выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные  направления производства. К малому бизнесу России это относится  в малой степени (около 6%), поскольку  основное направление деятельности - торговля. Однако есть малые предприятия, которые занимаются разработкой  новых научно-технических изобретений. В основном они пользуются поддержкой со стороны государства в виде дотаций, дополнительного субсидирования и т.д. Перестройка малого бизнеса в инновационную направленность позволит подготовить базис для развития больших технических предприятий, которые поспособствуют подъем и развитию всей национальной экономики.

Информация о работе Разработка городской программы развития малого бизнеса (на примере Нижнего Новгорода)