Процесс формирования миссии организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить процесс формирования миссии организации и выразить рекомендации по ее совершенствованию. Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- дать определение миссии и определить ее роль в управлении предприятием;
- рассмотреть свойства и требования, предъявляемые к целям организации;
- рассмотреть разработку миссии компании.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.06 Кб (Скачать)

     - миссия способствует тому, что  сотрудники могут легче идентифицировать  себя с организацией. Для тех  же сотрудников, которые идентифицируют  себя с организацией, миссия выступает  отправной точкой в их деятельности;

     - миссия способствует установлению  определенного климата в организации,  так как, в частности, через  нее до людей доводятся философия  организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения  и осуществления деятельности  организации.

     В-третьих, миссия создает возможность для  более действенного управления организацией в силу того, что она:

     - является базой для установления  целей организации, обеспечивает  непротиворечивость набора целей,  а также помогает выработке  стратегии организации, устанавливая  направленность и допустимые  границы функционирования организации;

     - дает общий подход к распределению  ресурсов организации и создает  базу для оценки их использования;

     - расширяет для работника смысл  и содержание его деятельности  и тем самым позволяет применять  более широкий набор приемов  мотивирования. 

     Миссия  не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как  и в какие сроки следует  делать организации. Она задает основные направления движения организации  и отношение организации к  процессам и явлениям, протекающим  внутри и вовне ее.

     Существует  целый ряд объективных причин, порождающих потребность в миссии для компании, пришедших на рынок  всерьез и надолго:

     Миссия  как глобальная цель компании, превращает ее в систему. Более того, в открытую социально-экономическую систему - основу рыночных отношений.

     Переход к профессиональному корпоративному менеджменту, основанному на процедурах, принципиально невозможен без разработки миссии - базы для последовательного формирования целей, стратегий, функций, процессов, должностных инструкций и т. д.

     Миссия  как наиболее долгосрочная цель компании позволяет разумно распределить усилия и ресурсы для обеспечения  долговременной результативности бизнеса. Это необходимое условие для  перехода от кризисного стиля управления (достижение и / или сохранение сиюминутной  выгоды) к подлинно интеллектуальному  управлению (обеспечение перспектив развития).

     Миссия (предназначение) - это наследуемая  цель, обеспечивающая разумное наследование капитала под разделяемую фамильную  систему ценностей и устремлений. Это реальный механизм обеспечения  преемственности бизнеса, способного пережить его основателя.

     Миссия  дает приближенное видение будущего, ощущение того, что все находятся в одной лодке. Миссия - не курс действий, а набор принципов его выбора и признание того пути, который выбран. Миссия ориентирует на создание эффекта резонанса активности сотрудников и взаимообусловленности действий. Ее значение состоит также в том, что она является обобщающим образом ожиданий и системой качественных оценок. Во-первых, она предназначена для того, чтобы регулировать «внешнее» поведение, стиль общения, форму выражения имеющихся знаний, включая мимику, жесты, и другие характеристики речи - фонетические, синтаксические и семантические. Речь идет о культуре выражения, оформления и презентации знаний.

     Она сама представляет форму презентации мышления в творческом процессе решения проблемы. По своему содержанию заключенных в ней основополагающих идей она сама выступает примером нового мышления, ориентированного на будущее и его достижение.

     Таким образом, при конкретном рассмотрении миссии можно убедиться, что миссия выполнят конкретные функции. Функции миссии задают направление мышлению при производстве знаний (научные исследования, творчество) и действиям при производстве продукции и услуг. Но они этим не исчерпываются.

     1.2. Процесс формирования миссии в организации

     Миссию  разрабатывают собственник и  топ-менеджеры, которым он доверяет. В результате обсуждения рождается некий общий документ, отражающий разные интересы участников. Формируется рабочая группа из руководящих работников, специалистов, нестандартно мыслящих сотрудников и при обязательном участии координатора-консультанта. Группа в ходе дискуссий создает черновой документ и передает его координатору, который далее, в ходе личных обсуждений с членами рабочей группы, доводит документ до рабочего состояния и выносит на утверждение.

     Формирование  миссии позволяет определить, для  чего существует конкретная организация, причем данное определение не изменяется обычно на протяжении всего цикла  жизнедеятельности организации. Выработка  новой миссии обычно приводит к созданию нового предприятия.

     В формировании миссии могут помочь ответы на вопрос:

     1. Какие группы клиентов являются  основными для данной компании?

     2. Какая группа клиентов является  основной (возможно, необходимо объединить  несколько групп клиентов в  одну)?

     3. Какую потребность предполагается  удовлетворить у этой группы?

     4. Каким способом предполагается  удовлетворять эту потребность  (направления деятельности или  группы продуктов)?

     5. Формулировка миссии компании  должна отвечать на вопросы:  «для чего?», « потребность  в чем?» и «каким путем»?

     Ниже  приведен один из вариантов организации  работ по выработке миссии для  действующего предприятия:

     • Проведение вводного совещания для  объяснения целей и задач работ.

     • Анкетирование ключевых сотрудников  компании.

     • Обработка анкет и представление  результатов анализа (нескольких формулировок миссии).

     • Уточнение основных положений.

     • Выбор окончательной формулировки миссии.

     • Проведение совещания для представления  результатов работ.

     Если  привлечение к этим работам всех ключевых сотрудников по каким-либо причинам нецелесообразно, можно ограничиться привлечением только высших руководителей (генеральным директором и его  заместителями). В этом случае процедура  остается той же, но проводится быстрее  и с меньшим объёмом работ.

     Целевая функция начинается с установления миссии - общей цели предприятия, выражающей причину его существования. В  ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения  руководства, дается определение самых  важных характеристик организации. В прежних условиях хозяйствования наши предприятия не определяли свою миссию, так как при централизованном управлении цели и задачи каждого  управляемого объекта устанавливались и жестко диктовались сверху. Как правило, они раскрывались через систему плановых заданий и показателей использования выделенных центральными органами ресурсов. Сегодня вступившие в силу законы рыночной экономики требуют определенных правил поведения хозяйствующих субъектов. Среди них - обнародование миссии организации, дающей представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников, общества в целом.

     Миссия  может быть сформулирована как в  виде одной фразы, так и в виде многостраничного программного заявления  руководства компании, в котором  отражаются все аспекты согласования интересов различных групп и  основные характеристики компании. Различные  варианты (сокращенный и расширенный) могут использоваться для различных целей - как представительский документ для включения в годовой отчет компании перед акционерами, как внутрифирменный основополагающий документ, и т.п

     При разработке миссии необходимо учитывать  основные цели:

     1. Общественная

     2. Клиентская и потребительская

     3. Организационная

     4. Предпринимательская

     Процесс создания миссии

     Создание  миссии:

     Важным  условием формулирования миссии является понимание и принятие ее большинством сотрудников компании. Это обеспечит  то, что цели и интересы отдельных  лиц, участвующих в деятельности компании, будут подчинены целям  компании как целого.

     Поэтому очень желательно в процесс разработки миссии вовлечь всех ключевых сотрудников  компании. Это высшее руководство, начальники структурных подразделений (отделов, департаментов) и ведущие специалисты. 

     Миссию  компании формулирует лично владелец бизнеса при ненавязчивом участии  внешнего консультанта. Интересы всех заинтересованных сторон при этом учитываются.

     Миссия  предназначена для решения следующих  основных задач:

     -Представить  в явном виде то, для чего  существует компания, и установить  базу для определения и обеспечения  непротиворечивости ее целей.

     - Определить, чем компания отличается  от всех других компаний, действующих  на том же рынке.

     - Создать критерий для оценки  необходимости выполнения всех  действий, осуществляемых в компании.

     - Согласовать интересы всех лиц,  связанных с организацией (собственников,  руководство, персонал, клиентов  и др.).

     - Способствовать созданию корпоративного  духа, в том числе расширить  для сотрудников смысл и содержание  их деятельности.

     Наукой  менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые  при формулировании миссии. Поэтому  существует множество самых разнообразных  подходов к определению миссии и  к ее содержанию, отражающих оценку роли и значения организации, в первую очередь, со стороны принимающих  решения руководителей. Центральным  моментом миссии является ответ на вопрос о главной цели организации. На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей, причем не только в настоящее время, но и в перспективе.

     Миссия  не должна зависеть от текущего состояния  организации, форм и методов ее работы, так как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при  этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, несмотря на то, что прибыльная работа является важнейшим фактором жизнедеятельности  организации. Но прибыль как миссия может существенно ограничить спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития и, в конечном счете, приведет к неэффективной работе.

     Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим  с организацией, в особенности  всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность  неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для  творческого и гибкого развития организации.

     Миссия  организации как сформулированное утверждение обычно вырабатывается ее высшим руководством. Часто миссия бывает сформулирована основателем  организации. Однако далеко не всегда можно говорить о том, что в  организации существует миссия, даже если она и сформулирована и записана в виде так называемого положения  о миссии. Для того чтобы можно  было реально считать, что в организации  существует миссия, необходимо, чтобы  сформулированные в положении о  миссии утверждения разделялись  если не всеми, то большинством сотрудников  организации. Поэтому формирование миссии - это отнюдь не только выработка  положений миссии, а доведение  этих положений до сотрудников и  принятие этих положений последними. Организация обретает миссию тогда, когда члены организации согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям.

     После того, как миссия сформулирована, хотя бы в первом приближении, необходимо рассмотреть так называемую "пирамиду целей "

Информация о работе Процесс формирования миссии организации