Проблемы оперативного управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 07:42, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассмотрена тема коммуникационного менеджмента и управленческой деятельности в организации.

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

     Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать два или большее  количество средств коммуникаций в  сочетании. Процесс усложняется, поскольку  отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять временные интервалы в последовательности передачи информации.

     Исследования  показывают, что одновременное использование  средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, только обмен письменной информацией. [1. С. 164]

     Передача. На этом этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. В то же время передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.

     Передача  информации осуществляется с использованием знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, используемых в коммуникационном процессе. При классификации коммуникативных процессов условно можно выделить вербальную коммуникацию, где в качестве знаковой системы используется речь, и невербальную коммуникацию, когда используются различные неречевые знаковые системы.

     Вербальная  коммуникация в качестве знаковой системы  использует систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический  и синтаксический. Речь является самым  универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

     В основе невербальной коммуникации лежит  информация, посланная отправителем без использования слов, взамен которых  применяются любые символы. Основные функции невербальных средств – это дополнение и замещение речи, отражение эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

     Хотя  речь является универсальным средством  общения, она приобретает значение только в совокупности с использованием невербальных символов для трансляции сообщений. Проведенные исследования показали, что 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38%  – через интонацию и модуляции голоса. Это говорит о важности и необходимости изучения невербальных сигналов.

     Декодирование. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование – это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информацией на этом должен завершиться.

     С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения коммуникативная  схема асимметрична. Для отправителя  смысл сообщения предшествует процессу кодирования, поскольку определенная мысль воплощается в систему знаков. Для получателя смысл сообщения раскрывается одновременно с декодированием. [8. С. 205]

     Обратная  связь. Точность понимания получателем смысла высказывания станет очевидной для отправителя только тогда, когда произойдет смена коммуникативных ролей, и получатель превратится в отправителя и своими высказываниями даст знать о том, как он понял смысл принятой информации. В этом проявляется суть еще одного важнейшего элемента коммуникационного процесса – обратной связи.

     Обратная  связь может способствовать значительному  повышению эффективности обмена управленческой информацией. Согласно ряду исследований двусторонний обмен  информацией (при наличии возможностей для обратной связи) по сравнению с односторонним (обратная связь отсутствует), хотя и протекает медленнее, тем не менее, эффективнее снимает напряжения, более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений.

     Шум. Хотя шум не является в точном смысле слова этапом коммуникации, но его просто нельзя обойти стороной, так как он оказывает очень значительное влияние на качество коммуникации. Шум – это любое вмешательство в процесс коммуникации, искажающее смысл сообщения. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, варьируются от языка (в вербальном или невербальном оформлении) и различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, и до различий в организационном статусе между руководителем и подчиненным, которые могут затруднять точную передачу информации.

     Необходимо  учитывать, что шум присутствует всегда, поэтому на всех этапах процесса коммуникации происходит некоторое  искажение значения передаваемого  послания. Высокий уровень шума определенно приведет к заметной утрате смысла и может полностью блокировать попытку установления информационного обмена. С позиций руководителя это должно обусловить снижение степени достижения целей в соответствии с передаваемой информацией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Особенности  менеджмента  на современном  предприятии 

2.1 Характеристика ЗАО  «ЯрАвтоДорСтрой» 

     ЗАО «ЯрАвтоДорСтрой» создано в сентябре 2005 г. ЗАО «ЯрАвтоДорСтрой» изначально создавалось как многопрофильное предприятие. Основными видами деятельности этого предприятия являются: строительство и реконструкция автомобильных дорог, производство дорожных ограждений, производство асфальтобетонных смесей, коммерческая деятельность. История создания и развития ЗАО «ЯрАвтоДорСтрой» неотделима от политики, проводимой руководством АО "БМП", администрацией Челябинской области и города Магнитогорска. Предприятие является зависимым обществом АО «БМП» (35% акций). Предприятие создавалось как комплексная структура, позволяющая осуществлять строительство и реконструкцию автомобильных дорог от начала и до конечной стадии.

     В настоящее время ЗАО «ЯрАвтоДорСтрой» является высокомеханизированным современным предприятием: в работе находятся 170 единиц техники, в т.ч. импортной дорожно-строительной техники - 22 единицы.

Создание  ЗАО «ЯрАвтоДорСтрой» и привлечение средств территориального дорожного фонда к г.Ярославлю позволило создать более 750 рабочих мест, а также обеспечить работой около 280 чел. субподрядных организаций в городе.

     Основными целями создания предприятия были:

  1. Улучшение дорожной инфраструктуры города Магнитогорска и прилегающих к нему районов;
  2. Уменьшение экологического ущерба, наносимого окружающей среде асфальтобетонными заводами, отвалами шлаков и хвостов;
  3. Развитие перспективного производства дорожных ограждений.
 

2.2 Оценка менеджмента  на ЗАО «ЯрАвтоДорСтрой» 

     Анализ  структуры управления предприятием подразумевает научный подход к рационализации структуры управления предприятием.

     Для того, чтобы провести детальный анализ системы управления в ЗАО «ЯрАвтоДорСтрой» необходимо выделить преимущества и недостатки структуры управления, проанализировать функции отдельных менеджеров разного звена.

     Анализ  структуры управления показывает, что  она соответствует современным  требованиям, научной организации труда на предприятии, т.е. четко распределены обязанности и ответственности специалистов управления, обозначена схема группирования отдельных подразделений и принципы руководства ими.

     Важным  элементом является то, что исключено  дублирование в процессе управления:

     Главный инженер определяет техническую  политику, перспективы развития предприятия  и пути реализации комплексных программ, реконструкции и технического перевооружения действующего производства. Осуществляет руководство отделом главного техника, диспетчерской службой и непосредственно дорожными участками и участком механизации выполняющими основную производственную программу;

     Заместитель начальника по общим вопросам через  отдел снабжения обеспечивает предприятие  необходимым сырьем и материалами, комплектующими изделиями, техническими средствами;

Заместитель начальника по коммерческой деятельности осуществляет руководство хозяйственно-финансовой деятельностью, обеспечивает эффективное  использование материальных и финансовых ресурсов. Занимается заключением договоров с поставщиками и потребителями, составлением и реализацией протоколов взаимозачетов с предприятиями должниками.

     Начальник управления без доверенности действует  от имени ЗАО «ЯрАвтоДорСтрой», представляет его интересы во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом и средствами управления, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банках счета, совершает банковские операции. Он утверждает, штаты и определяет численность работников, устанавливает формы, размеры и системы оплаты труда, решает вопросы приема на работу, перемещения и увольнения работников управления, принимает меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания. В пределах своих полномочий начальник издает приказ и дает указания, обязательные для всех работников управления.

     Рассмотрим, какие методы менеджмента как  искусства управления применяются  на рассматриваемом предприятии.

     Искусство управления на предприятии ЗАО «ЯрАвтоДорСтрой» использует такой метод ведения диалога как модель трех раундов, точнее, способ убедить оппонента в правильности и разумности именно вашего предложения. Эта модель ведения диалога строится из трех частей (возможен и более сложный алгоритм этого метода).

     Руководителю  необходимо добиться выполнения важных, но непопулярных в коллективе мероприятий. Руководитель ЗАО «ЯрАвтоДорСтрой» приглашает двух-трех ведущих специалистов, к мнению которых особенно прислушивается коллектив, и поручает им, опытным и уважаемым профессионалам (что очень важно), в четко обозначенный срок подготовить вариант решения возникшей проблемы.

     Собравшись  вновь, выслушав и в основном одобрив  предложения специалистов, руководитель вносит ненавязчиво свои принципиальные коррективы (в этом случае второй раунд  с производственной точки зрения особо сложен, но убедить двух-трех человек всегда проще, чем весь коллектив).

     И, наконец, третий раунд: проводится совещание, на котором возглавляющий группу специалист докладывает о разработанных мероприятиях и после обсуждения и критики (в адрес, естественно, докладчика) руководитель соглашается с его мнением. Этот метод очень эффективен и часто применяется в ЗАО «ЯрАвтоДорСтрой».

     На  мой взгляд, самым сложным и противоречивым инструментом управления является управленческое решение. В его основе лежит обоснованная разработка директивного документа, организующего и стимулирующего совместную деятельность членов коллектива. Чаще всего разрабатываются оперативные решения, обеспечивающие тактические, частные управленческие задачи: сроки выполнения, изменения в технологии кадровые вопросы и т.п. Более глубоких творческих проработок требуют стратегические решения, которые зачастую касаются структурных изменений, вопросов перестройки привычного хода производства и постоянно сопровождаются негативными реакциями сторонников сложившихся, апробированных форм и методов работы.

     Сопротивления управленческим нововведениям можно  ожидать не только со стороны рядовых  сотрудников, но иногда и от высоких  руководителей, ревниво относящихся  к творческим идеям, им не принадлежащим. Отстоять свою идею, убедить оппонентов в своей правоте не всегда удается даже опытным, владеющим методами искусства управления и деловой полемики специалистам, и иногда приходится искать нестандартные, обходные пути.

     Для этого на рассматриваемом предприятии  ЗАО «ЯрАвтоДорСтрой» используется метод «Штирлица». Суть этого метода: во время приватного разговора или на совещании руководитель ненавязчиво, как бы вскользь, среди других вариантов решения предлагает свою идею и немедленно "забывает" ее.

     Если  начальник, к которому обратился руководитель умен, то он сразу оценит разумность мысли и потом, продумав ее, предложит эту идею как свою, значительно расширив ее, уточнив и конкретизировав. Человеку свойственно доверять больше идеям, родившимся в собственной голове, чем чужим. Руководитель в свою очередь добивается своей цели.

     Свою  хозяйственную деятельность ЗАО «ЯрАвтоДорСтрой» строит на договорных отношениях. Основным договором как уже было отмечено, является договор с Дирекцией областного дорожного фонда вышестоящей организацией. Наряду с этим заключены договоры с подрядными организациями, выполняющими работы на строительстве мостов, занятыми на земляных работах, а также с предприятиями выделяющими специальную технику для строительства и содержания дорог. К числу таких предприятий относятся следующие: АО «Спецстроймеханизация», АО «Металлоконструкция» и ряд других.

Информация о работе Проблемы оперативного управления предприятием