Проблемы оперативного управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 07:42, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассмотрена тема коммуникационного менеджмента и управленческой деятельности в организации.

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     В данной курсовой работе рассмотрена  тема коммуникационного менеджмента  и управленческой деятельности в  организации.

     Управленческая  деятельность связана с необходимостью постоянной координации деятельности подразделений организации и  отдельных ее членов для достижения общих целей. Данная координация может осуществляться посредством разнообразных форм, а, прежде всего – при помощи разнообразных контактов членов организации – в процессе коммуникации. Практически все, что совершается в организации, имеет прямую или косвенную связь с коммуникативными процессами, таким образом, они являются значимым средством обеспечения целостности и функционирования организации.

     Управление  в любой организации реализовывается  через людей, сотрудников. Одним  из значимых инструментов управления в руках руководителя (менеджера) является имеющаяся в его ведении информация. Используя и передавая те или иные данные, а также, получая обратно информацию, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Значимую роль играет способность менеджера передавать информацию таким образом, чтобы формировалось наиболее адекватное восприятие данной информации коммуникантами – получателями. Современным менеджерам необходимо осознавать важность данной проблемы и принимать активное участие в ее разрешении.

     В процессе коммуникации происходит передача информации от одного субъекта другому. В качестве субъектов могут выступать  отдельные личности, группы и даже целые организации.

     Коммуникационный  процесс предъявляет определенные требования к каждому из участников управленческого взаимодействия. Так, каждый из участников коммуникации должен обладать всеми или хотя бы некоторыми специальными способностями, а именно: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных знаний, умений и навыков, а также наличия определенной степени взаимного понимания.

     Цель данной курсовой работы состоит в определении сущности и значения коммуникаций в организации, а также в выявлении управленческой деятельности на данном предприятии ЗАО «ЯрАвтоДорСтрой»

      Соответственно  задачами данной работы, направленными  на достижение поставленной цели являются:

      - определение сущности коммуникаций в организации;

      - рассмотрение форм, видов и особенностей управления в организации.

      Актуальность  данной темы состоит в том, что  коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий  и представляют одну из сложных проблем  менеджмента. Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и в  мощных компаниях и корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.

      В первой главе рассказывается о коммуникативных  аспектах и особенностях управления в организациях а также о целях  и их функциях.

      Во  второй главе курсовой работы для раскрытия особенностей коммуникативного менеджмента используются материалы предприятия ЗАО «ЯрАвтоДорСтрой».

      В третьей главе выдвигаются предложения  по совершенствованию управления на предприятии ЗАО «ЯрАвтоДорСтрой». 
 
 
 
 
 
 
 

1 Понятие коммуникации. Коммуникативные аспекты, цели и функции 

     Коммуникация  (от лат. communicatio – «общее», «разделяемое всеми») в широком смысле – обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов.

     Различают механистический и деятельностный подход к коммуникации.

  1. В механистическом подходе,  коммуникация – это однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения.
  2. В деятельностном подходе, коммуникация – это совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.

     Для раскрытия содержания деятельности руководителя (менеджера) необходимо рассмотреть  понятие коммуникации с позиции следующих аспектов:

    • С одной стороны, коммуникация – это общественное явление, процесс, который имеет место в организационной системе на всех иерархических уровнях и во всех организационных структурах (они не обязательно должны быть связаны непосредственно с руководителем);
    • С другой стороны, коммуникация представляет собой естественную практику взаимодействия руководителя с отдельными подчиненными, группами подчиненных и отдельными подразделениями организации.

     Коммуникация  это особая, специфическая функция управления, которая является объектом целенаправленного регулирования со стороны руководителя, компонент его управленческой деятельности.

     Психологическая специфика коммуникации как функции  управления многозначна и раскрывается с различных сторон:

1) коммуникативное  поведение руководителя (менеджера);

2) коммуникативные  явления в работе руководителя (менеджера);

3) коммуникативные  процессы, связанные с деятельностью руководителя.

     Основная  цель коммуникации заключается в достижении от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.

     Коммуникации  в широком смысле слова рассматриваются  как процессы социального взаимодействия, взятые в их знаковом контексте. Отсюда, коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов. [12. С. 225-226]

     Коммуникации  в социальном контексте – это процесс обмена информацией и передачи сведений между двумя людьми или в группе людей.

Все виды управленческой деятельности в рамках коммуникации основаны на обмене информацией. Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает и то, что передается, и то, как это передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей. [5. С. 139]

     Коммуникативные аспекты, цели и функции

     Коммуникацию  можно рассматривать как форму  деятельности, осуществляемую людьми, которая проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании партнеров. Она характеризует общение как двухстороннюю деятельность людей, предполагающую взаимосвязь между ними, сопереживание и обмен эмоциями.

       Коммуникация может решать разные задачи:

  • обмен информацией
  • выражение отношения людей друг к другу
  • взаимное влияние
  • сострадание
  • взаимное понимание.

Такая многофункциональность общения  позволяет выделить следующие  аспекты коммуникации:

    1. информационный, при котором общение рассматривается как вид личностной коммуникации, осуществляющей обмен информацией между коммуникантами;
    2. интерактивный, где общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе их кооперации;
    3. гносеологический, когда человек выступает как субъект и объект социокультурного познания;
    4. аксиологический, предполагающий изучение общения как процесса обмена ценностями;
    5. нормативный, выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;
    6. семиотический, в котором общение выступает как специфическая знаковая система и как посредник в функционировании различных знаковых систем;
    7. практический, где процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.

     Содержательный  характер взаимодействия людей определяется предметом их общения. На основе этого  критерия различают такие виды общения, как межличностное, деловое, профессиональное, научное, политическое, информационное, межкультурное и т.д. Соответственно способы взаимодействия зависят непосредственно от целей, которые преследуются при общении, от особенностей его организации, эмоционального настроя партнеров, уровня их культуры. [9. С. 123-125]

     Выявление перечисленных аспектов коммуникативного акта происходит с помощью как вербальных, так и невербальных средств. Эти средства благодаря своей стратификационной и ситуативной вариативности способны передать не только текст самого сообщения, но и информацию об его отправителе (его социальном статусе, территориальной принадлежности, возрасте, образовании, самооценке).

     В зависимости от соответствующей  комбинации вербальных и невербальных средств, выбранных норм речевого этикета  и поведения становится ясно и  отношение отправителя к адресату. При этом нужно учитывать, что если вербальную информацию контролировать достаточно легко, то невербальные средства плохо поддаются контролю. Поэтому самая удачно составленная речь, призванная побудить адресата к какому-то нужному для отправителя информации действию, может привести к провалу коммуникации при неудачном использовании или плохом контроле невербальных и паравербальных средств. [14. С. 114]

     Для того чтобы более подробно узнать для чего необходим коммуникационный менеджмент, необходимо рассмотреть его сущность. 

1.1  Сущность коммуникационного менеджмента 

     Сущность  коммуникационного менеджмента  заключается в его двуединой  природе. С одной стороны, коммуникационный менеджмент есть составляющая часть теории управления экономическими системами. С другой стороны, коммуникационный менеджмент рассматривается как самостоятельная профессиональная деятельность субъектов и объектов экономической системы по реализации коммуникационной стратегии, сформированной в соответствии с мотивами, установками, интересами, отношениями и конкретными целями каждого. [28. С. 315]

     Становление коммуникационного менеджмента, обусловленное  конкретными историческими условиями, происходит сложно, противоречиво, требует  существенных интеллектуальных, организационных и технических усилий. Дальнейшее развитие коммуникационного менеджмента будет происходить в процессе преодоления противоречий между:

  • объективными и субъективными факторами развития;
  • сиюминутным решением задач организации и требованиями, предъявляемыми к стратегическому планированию;
  • принципами корпоративного управления и условиями открытой экономики постиндустриального общества; наработками PR-технологий и необходимостью в комплексном, интегрированном подходе к формированию коммуникативного пространства экономической системы.

     Эффективность коммуникационного  менеджмента проявляется в результате качественного наполнения классических функций управления новым содержанием, а также в результате реализации ряда специализированных функций, которые обусловлены использованием новых управленческих, маркетинговых и информационных технологий, инновационной активностью экономических систем.

     Эффективность коммуникационного менеджмента  подлежит оценке. Общим критерием  оценки можно считать степень  экономического развития экономической системы и динамику этого развития.

     В рамках коммуникационного менеджмента  организация способна реализовать  важнейшие управленческие функции, в первую очередь те, которые способствуют формированию и использованию ее интеллектуального капитала. [6. С. 118]

Информация о работе Проблемы оперативного управления предприятием