Принципы, методы, технологии аудита системы обучения персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является система обучения персонала «М-СЕРВИС».
Предметом исследования являются принципы, методы, технологии аудита системы обучения персонала в данной организации.
Целью данного курсового проекта является повышение эффективности системы обучения персонала компании «М-СЕРВИС» на основе проведения аудита данной системы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..............7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА..........10
1.1 Обучение персонала как бизнес-процесс......................................................10
1.2 Аудит обучения персонала ……………………………….…………...........55
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВЫЙ АУДИТ КОМПАНИИ «М-СЕРВИС»…………………………………………………………........................62
2.1 Анализ хозяйственной деятельности компании «М-СЕРВИС»……………………….…………...........................................................62
2.2 Аудит системы обучения персонала компании «М-СЕРВИС»………………………............................................................................94
Глава 3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ «М-СЕРВИС»……………………………..................................................................120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...…………………....122
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................

Файлы: 1 файл

АУДИТ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА М-СЕРВИС.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

Таблица 2 - Методы обучения персонала на рабочем месте

Некоторые формы обучения возможны только на рабочем месте, например, ротация операций, натаскивание (репетиторство) и обучение таким видам работ, которые редко требуются в ходе производственного процесса, и поэтому нет надобности специально обучать навыкам их выполнения с отрывом от производства. Напротив, теоретическая подготовка вряд ли может быть эффективно осуществлена в производственных условиях; обучающийся должен посещать колледж, а это уже обучение с отрывом от основного места работы.

Преимущества заключаются в следующем:

  1. Это менее дорогостоящее мероприятие, чем обучение с отрывом от основной работы, поскольку оно проводится на нормальном производственном оборудовании в нормальной рабочей обстановке.
  2. Обучение проводится на том оборудовании, которое фактически используется для данной производственной операции и на котором обучаемый будет работать впоследствии; поэтому проблем в дальнейшем не возникает.
  3. С самого начала обучаемый погружен в рабочую атмосферу впоследствии ему не придется адаптироваться к незнакомой обстановке и незнакомым людям как это было бы после обучения вне рабочего места в достаточно щадящих условиях [17,с.8]

Методы профессионального обучения вне рабочего места предназначены прежде всего для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки.

№ п/п 

Методы обучения 

Характерные особенности метода

Чтение лекций 

Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта

Программированные курсы обучения 

Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний

Конференции, семинары, беседы «за круглым столом», экскурсии, дискуссии, встречи с руководством

Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях

Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики 

Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений

Деловые игры 

Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения

Тренинг 

Ежедневное обучение, в ходе которого один инструктирует или тренирует другого относительно основ его деятельности путем интенсивного обучения, демонстрации и практической работы в целях повышения эффективности деятельности

Самостоятельное обучение 

Наиболее простой вид обучения, для которого не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время: обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно, но для этого нужна сознательность и желание самого обучающегося усваивать новые знания

Методы решения производственно- экономических проблем с помощью моделей 

Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.)

Кружок качества «вместо учебы», рабочая группа 

Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организацией, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений


Таблица 3 - Методы обучения персонала вне рабочего места

 

Преимущества заключаются в следующем:

1) Поскольку обучение проводится  квалифицированным инструктором, это  гарантия высокого качества обучения.

2) Наличие специального учебного  оборудования, если необходимо, более  простого.

3) Обучающийся может осваивать  новую специальность постепенно, в соответствии с плановыми  этапами, используя специальные  упражнения, что позволяет надежно освоить специальность.

4) Обучение с отрывом от производства  может быть менее дорогостоящим, поскольку позволяет рабочему  достичь более высокого уровня  квалификации и нормативов скорости  и качества.

5) На процесс обучения не оказывают  негативного воздействия ни оплата труда, ни производственный шум, ни тот фактор, что неудачи обучаемого становятся известны всему коллективу.

6) Обучающийся с самого начала  осваивает только правильные  методы работы.

7) Обучающийся не ломает ценного  оборудования, не выпускает брака и не портит исходных материалов.

8) Гораздо проще рассчитать затраты  на обучение с отрывом от  производства, поскольку это более  самостоятельный вид деятельности, чем обучение прямо у станка [17,с.9]

Кроме обучения на рабочем месте и вне его, возможно сочетание того и другого метода. К таким формам обучения относится:

  1. опытное или эмпирическое обучение — обучение путем самостоятельной работы, но в некотором логическом порядке;
  2. демонстрация и практика под руководством — обучающий показывает стажеру, как делать, затем обучающий дает возможность сделать это самому работнику, но под его руководством;
  3. программируемое обучение — книга или машина, которая «ведет» читателя и периодически проверяет его знания постановкой вопросов;
  4. обучение с помощью компьютера — собственно программируемое обучение путем взаимодействия с компьютером, использование сети Интернет;
  5. обучение действием — обучение в ходе выполнения действий, например, участие вместе с другими в разработке проекта или группового задания, или работа «во втором составе» другого подразделения [13].

В настоящее время новейшими и наиболее популярными методами обучения персонала в России и за рубежом являются следующие:

    • Телеобучение

Многие компании сегодня также экспериментируют с телеобучением, при котором преподаватель в центральном офисе имеет возможность обучать группы сотрудников, находящихся на большом расстоянии, по телевизионным каналам. Например, “АМП Инк.” использует спутники связи для обучения своих инженеров и техников в 165 городах США и 27 странах мира. (Фирма производит электрические и электронные средства связи.) С целью уменьшения стоимости программ обучения “АМП” разрабатывает их содержание. Несколько телевизионных компаний обеспечивают необходимое оборудование и экспертизу для трансляции обучающих программ на пять объектов “АМП” в Северной Америке [26].

  • Программируемое обучение

Вне зависимости от того, что используется при обучении — учебник или компьютер, — программируемое обучение (programmed learning) выполняет три функции:

1. Постановка вопросов, фактов или проблем ученику.

2. Предоставление возможности ответа  респонденту.

3. Обеспечение обратной связи  в отношении точности ответов.

Основным преимуществом программируемого обучения является уменьшение времени обучения примерно на одну треть. В рамках принципов обучения, отмеченных ранее, программируемые инструкции могут также облегчить процесс обучения, поскольку они позволяют ученику самому задавать темп обучения, обеспечивают немедленную обратную связь и снижают риск ошибки. С другой стороны, в процессе программируемого обучения ученики узнают не намного больше того, что могли бы изучить по книгам. Поэтому при определении стоимости разработки пособий и программного обеспечения для программируемых инструкций должен учитываться тот факт, что эти инструкции способны ускорить, но не улучшить обучение [26].

  • Тренажеры или моделируемое обучение

Тренажеры, или моделируемое обучение (vestibule or simulated training) — это метод, при котором обучающиеся учатся на действующем или смоделированном оборудовании, используемом в их работе, но фактически вне рабочего места. Тренажеры незаменимы, когда обучение на рабочем месте слишком дорого и опасно или замедляет производственный цикл, например при обучении пилотов, работников конвейера и т.д. Тренажер может представлять собой отдельное помещение, оснащенное как реальное рабочее место. Однако чаще всего используется моделируемое оборудование. Перечислим основные преимущества этого метода на примере летных тренажеров:

Безопасность. Команда может отрабатывать сложные маневры в безопасной, контролируемой обстановке.

Эффективность обучения. Отсутствие мешающего воздушного движения и радиопереговоров, существующих в реальных ситуациях, позволяет полностью сконцентрироваться на изучении управления воздушным судном.

Экономия. Стоимость “полета” на тренажере составляет лишь ничтожную часть от стоимости полета на реальном самолете, которая включает стоимость: обслуживания, услуг тренера, топлива и отвлечения корабля от регулярных рейсов [26].

  • T&D Secondment

Так называется один из видов ротации персонала, точнее "командирование" сотрудников на определенное время в другую структуру для освоения ими необходимых навыков. У secondment есть один существенный нюанс - он может быть не только внутренним (когда работниками обмениваются подразделения компании), но и внешним, при котором сотрудники отправляются в компании, работающие в другой сфере (коммерция, государственный сектор, школы, локальные компании, благотворительные организации).

На Западе secondment считают чуть ли не самым действенным методом T&D - 87% английских работодателей оценили его как "очень эффективный". Считается, что именно этот подход дает прочные и "осознанные" навыки.

Чаще всего на Западе используется внешний secondment . Особенно ценят этот метод компании с плоской структурой, ограничивающей возможности продвижения сотрудников и как следствие развитие у них дополнительных навыков. Обмен может быть как краткосрочным (около 100 часов рабочего времени), так и более длительным (до года). Подобная программа подходит для сотрудников всех уровней: руководителей, линейных менеджеров, специалистов, технического персонала и т. д. Зарплату осваивающему новые навыки работнику, как правило, начисляет компания, которая его "командировала". Оплата может производиться из бюджета на обучение и развитие персонала, или из бюджета на связи с государством (если работник направлен в госучреждение), или из бюджета на благотворительность (если он работает в благотворительной организации). Иногда расходы, связанные с оплатой труда "командированного", возмещаются принимающей организацией. Безусловно, secondment - это эффективный метод развития персонала, так как в процессе подобных обменов сотрудник получает много информации, осваивает новые навыки и пр. [26].

Западные менеджеры по обучению и развитию персонала убедились, что в процессе внешнего обмена сотрудниками выигрывают все три стороны процесса.

Сам работник:

  • получает возможность личного развития;
  • приобретает разнообразный опыт работы в проектах;
  • получает возможность использовать специфические навыки в различных организационных средах;
  • приобретает новые навыки и опыт решения задач-вызовов (challenges).

"Отдающая" сторона:

  • получает сотрудников, овладевших новыми навыками;
  • укрепляет командную работу и кросс-функциональное взаимодействие;
  • улучшает мотивацию персонала;
  • развивает сеть контактов;
  • зарабатывает репутацию хорошего работодателя и социально ориентированной компании.

"Принимающая" сторона: получает  ресурсы для своих проектов.

Конечно, проведение secondment сопряжено со многими сложностями. Например, англичан всегда волнует вопрос о том, насколько безболезненно пройдет адаптация сотрудника к новой для него обстановке и затем его возвращение на прежнее место работы.

Однако данный метод активно используется в Великобритании (вместе c ротацией и Shadowing его применяет 71% компаний Туманного Альбиона). Тренинг-менеджеры фирм обязательно включают secondment в план обучения персонала, готовят интересные программы по обмену, поддерживают сотрудников специальными тренингами до и после "командировки" в другую организацию.

Примеры secondment:

Сотрудников отдела по обслуживанию клиентов направляют для получения новых знаний и опыта в управлении непрерывной цепью поставок (supply chain management) к поставщикам и клиентам компании.

Средний менеджмент осваивает работу над проектами в общественных организациях.

Розничная сеть Budgens отправила группу менеджеров в школу Derbyshire для совершенствования навыков коммуникации и межличностного общения. Проверке подверглись также творческие способности сотрудников Budgens: группе было дано задание придумать что-нибудь особенное для учащихся этой школы, в результате чего на свет появились "Зоны креативной игры". Из командировки команда менеджеров вернулась еще более сплоченной.

"Узкие места" secondment в России  очевидны:

  • метод практически неизвестен в нашей стране;
  • отсутствует разработанная документация для оформления внешнего secondment;
  • не отработан механизм замещения человека, отправляемого в командировку (его работу нужно кому-то делать!).

На Западе все эти проблемы решены. Практика secondment поддерживается на самом высоком уровне: в Великобритании считается, что ротация сотрудников, обмен опытом и знаниями, укрепление связей между различными секторами рынка положительно влияют на экономику страны [26].

    • Buddying (Buddy System)

Информация о работе Принципы, методы, технологии аудита системы обучения персонала