Повышение эффективности управления персоналом образовательного учреждения на основе совершенствования системы материального стимулиро

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:27, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной аттестационной работы – разработка рекомендаций по повышению эффективности управления персоналом в образовательном учреждении на основе совершенствования системы материального стимулирования.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы формирования системы мотивации персонала.
Проанализировать особенности этой системы в образовательных учреждениях.
Разработать рекомендации по повышению эффективности управления персоналом в ОУ на основе совершенствования системы материального стимулирования

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования системы мотивации персонала
1.1. Система мотивации труда
1.2. Совершенствование методов стимулирования.
Глава 2. Повышение эффективности управления персоналом образовательного учреждения на основе совершенствования системы материального стимулирования
2.1. Анализ системы управления персоналом в МОУ «Канашевская СОШ»
2.2. Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления персоналом в МОУ «Канашевская СОШ» Красноармейского района Челябинской области на основе совершенствования системы материального стимулирования
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

моя курсовая10000 (Автосохраненный).doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 Так  или иначе, все факторы мотивации можно свести к нескольким[26; с. 18]:

 признание  и одобрение; личностное развитие; безопасные и комфортные условия  для работы; значимость деятельности; справедливость в оценке результатов  в работе; заработная плата, включающая  стимулирующие выплаты; социальный  пакет (например, медицинский осмотр, организация отдыха для детей, другие виды социальной поддержки и т.д.).

 Тем  не менее, с точки зрения  любых вышеуказанных теорий, главным  мотивационным фактором следует  считать заработную плату. Данный  вывод косвенно подтверждается ТК РФ, в котором отдельная статья (ст. 132) посвящена оплате по труду. Согласно данной статье заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. То есть количество и качество выполняемого труда должно отражаться прежде всего в размере заработной платы работника, хотя при этом не стоит забывать и о других механизмах стимулирования труда работников.

 Установлено,  что достаточно высоко в иерархии мотивов педагогов стоят мотивы достижения безопасности – желание иметь стабильную работу, социальные гарантии, отсутствие риска, комфортное рабочее место и т.д. Присутствуют и мотивы аффиляции (желание добиться хорошего отношения к себе), мотивы достижения, справедливости. На более низких позициях по выраженности идут мотивы самостоятельности, состязательности, потребности во власти. Спектр возможностей нематериального стимулирования гораздо шире, чем кажется на первый взгляд, и не состоит исключительно из метода «кнута и пряника».

     Таблица: Формы и методы мотивации и  стимулирования работников общеобразовательной  школы[19; с. 41]

Группа  методов Потребности и  мотивы Методы и  приемы мотивирования
Административные – страх перед  увольнением – страх перед наказанием – желание иметь стабильную работу – желание формального признания заслуг – издание приказов и распоряжений – объявление выговоров  и благодарностей – разработка и  утверждение должностных инструкций и др. регламентных документов – аттестация педагогов – предоставление дополнительных отпусков – разумное распределение учебной нагрузки
Экономические - обеспечение  своего существования - желание  быть социально защищенным в  случае болезни или потери  трудоспособности - желание быть  защищенным в случае экономических спадов - мотив справедливости – желание формального признания заслуг - премирование  из внебюджетных фондов - присвоение  надбавок - построение системы финансового  поощрения (с обозначенными критериями) - предоставление бесплатного питания в рамках школы и др.возможных льгот (оздоровление, турпоездки и т.д.) - предоставление социального пакета (больничные, отпускные и т.д.) - предоставление возможности коммерческой деятельности на территории школы (репетиторство, платные кружки)
Социально-психологические Мотивы признания, самоуважения: - мотив получения  уважения, признания заслуг - мотив  достижения успеха - желание карьерного роста - потребность в признании  уникальности, уникального вклада в  труд - потребность в самостоятельном принятии решений, в доверии руководства и др. - обобщение  опыта работы, сообщение о нем  в различных средствах массовойинформации - аттестация на высокую квалификационную  категорию. - предоставление возможности  работы в престижных классах,  по экспериментальным программам - привлечение к управленческой деятельности в состав различных советов, комиссий и т.д. - включение в резерв руководящих кадров - перевод на самоконтроль, предоставление большей самостоятельности в действиях - предоставление доп. полномочий - организация внутришкольных конкурсов, направление на городские конкурсы - рекомендация на присвоение званий - благодарственные письма, грамоты
  Мотивы безопасности и комфорта: желание - иметь безопасное и комфортное рабочее место - удобного режима работы - спокойной работы без стрессов и конфликтов - уверенности в завтрашнем дне и др. - наличие профсоюзной  организации, коллективного договора. - четкие должностные инструкции. - своевременное предоставление  информации о проверках. - составление  удобного расписания занятий. - корректное поведение руководителей образовательного учреждения, демонстрация с их стороны поддержки
Мотивы  принадлежности, общения: - чувствовать  себя частью группы - потребность в  неформальном общении с коллегами - потребность в неформальном общении с руководством и др. - повышение  статуса образовательного учреждения - поддержка существующих традиций - совместное проведение досуга (вечера, экскурсии, походы и т.д.) - поздравление  с знаменательными событиями  педагога - привлечение к общественной работе - привлечение педагогов к коллективному анализу проблем организации
  Мотивы самореализации: - желание иметь интересную работу - возможность реализовать свои идеи, планы - желание профессионального  и личностного роста и др. - поручение желающим более сложных и ответственных, чем др. педагогам, заданий - предоставление возможности регулярно повышать квалификацию, направление на курсы по перспективным направлениям педагогической деятельности - привлечение к участию в инновационной деятельности - поощрение инициатив, самостоятельности, организация внутришкольных конкурсов - включение в коллективную деятельность (в составе творческих проблемных групп, команд разработчиков проектов)

Следует отметить, что использование приемов  должно быть комплексным. Только в этом случае управленческая деятельность будет эффективной. А также важно учитывать индивидуальные особенности мотивации сотрудников, для чего не помешает проводить психологическую диагностику типа мотивации педагогов.

  Для того чтобы заинтересовать человека не просто в выполнении своей работы, но в максимальном напряжении сил, в наибольшей отдаче, нужно использовать структуру потребностей людей, которые удовлетворяют внешним и внутренним вознаграждениям. Внешние вознаграждения это продвижение по службе и материальная заинтересованность работников. Внутренние вознаграждения – чувства успеха при достижении цели, которое человек получает в процессе работы.

Глава 2. Повышение эффективности  управления персоналом образовательного учреждения на основе совершенствования системы материального стимулирования

2.1. Анализ системы управления персоналом в МОУ «Канашевская СОШ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Канашевская средняя общеобразовательная школа» была открыта  в 1956 году.  В 2004 году школа награждена дипломом за высокие показатели  в конкурсе «Образовательное учреждение года». В 2005 году учреждение было признано лучшим образовательным учреждением Красноармейского района. В 2006 году в рамках реализации Национального проекта «Образование» школа удостоена Гранта Главы Красноармейского Муниципального района. На основании Постановления Главы Красноармейского района  «О реорганизации Образовательных учреждений» №186 от 27.06.2006г, Постановлением Управления Красноармейского муниципального района № 4 от 27.06.2006г принято в  МОУ «Канашевская СОШ» в порядке перевода  муниципальное  общеобразовательное учреждение «Пашнинская основная общеобразовательная школа» с 1 июля 2006года. В 2008 году школа получила ГРАНТ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ для внедрения  педагогической инновации - создание единого информационного образовательного пространства.  В 2008 году Министерством образования и науки Челябинской области школе была выдана лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам сроком на 4 года. Учреждение прошло государственную аккредитацию в апреле 2011 года и имеет право на выдачу выпускникам документов государственного образца: аттестата об основном общем образовании и аттестата о среднем (полном) общем образовании.

 Учредителем  школы является Управление образования  Красноармейского муниципального  района. Отношения между учредителем  и учреждением определяются договором.

Кадровое обеспечение  школы: на 1 сентября 2011 года в МОУ «Канашевская средняя общеобразовательная школа» работает 44 педагога (основных работников -38, совместителей - 6) и 20 человек обслуживающего персонала.

Характеристика  кадрового обеспечения образовательного процесса

Показатели Кол-во % к общему  количеству учителей
Всего учителей 44 100%
Учителя, имеющие образование: 44 100%
Среднее специальное, всего 5 11%
в т.ч. педагогическое 4 9%
Высшее, всего 39 89%
в т.ч. педагогическое 35 80%
Учителя, имеющие по стажу:    
до 5 лет 3 6%
от 5 до 10 лет 2 5%
от 10 до 20 лет 10 23%
20 лет  и свыше 29 66%
Показателем повышения уровня педагогического  мастерства является аттестация педагога, цель которой определение соответствия уровня профессиональной компетентности требованиям квалификационной категории.

За прошедшие  три года увеличилось число учителей, аттестованных на высшую и первую квалификационные категории, существенно уменьшилось количество учителей, не имеющих категории.

Учителя, имеющие квалификационные категории 34 77%
Высшую 9 20%
Первую 10 23%
Вторую 15 34%
Учителя, имеющие награды, почетные звания 6 14%

  Нормативно-правовая база школы регламентирована полным пакетом необходимых   документов.

 Управление Учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Основными формами самоуправления и соуправления в Учреждении являются: Управляющий совет образовательного Учреждения, педагогический совет, общее собрание.

 Главное назначение руководства школой – создание и эффективное использование условий для продуктивной и успешной творческой деятельности педагогов, направленной на достижения целей школы.

Школа строит управление на основе системного анализа:

  • параметрический анализ дает администрации информацию о ходе педагогического процесса,
  • тематический анализ позволяет выявить особенности отдельных компонентов педагогического процесса,
  • итоговый анализ позволяет изучить основные результаты педагогической деятельности за какой-то длительный период.

 В управлении школой администрация придерживается принципов:

  • демократизации и гуманизации – привлечение к управлению учителей, учеников и родителей;
  • системности и целостности – взаимосвязь всех управленческих функций;
  • оптимального сочетания централизации и децентрализации – сочетание единоначалия и коллегиальности принятия решений;
  • научной обоснованности – построение системы управления на новейших достижениях педагогической науки и науки управления.

Основные  функции управления:

информационно-

-аналитическая

мотивационно-

-целевая

планово-

-прогностическая

     
контрольно-

-диагностическая

регулятивно-

-коррекционная

организационно-

-исполнительская

Деятельность  администрации школы характеризуется  также  новыми функциями:

  • моделирование, экспериментирование, проектирование перспективных систем образования с учетом потребностей общества и личности школьника;
  • исследование, информирование, выбор приоритетных направлений в образовании с учетом спроса потребителей (учеников и их родителей);
  • стимулирование, мотивирование, предупреждение и регулирование конфликтов;
  • определения особенностей педагогического процесса и режима деятельности.

Администрация школы рассматривает планирование в качестве одной из главных функций  управления. Планирование:

  • придает четкую направленность всей деятельности школы;
  • моделирует образцы желаемого будущего состояния школы и ее результатов;
  • формирует образ цели;
  • определяет средства достижения цели, их состав, логическую структуру, последовательность, необходимые ресурсы и условия, сроки;
  • определяет содержание, методы, средства, формы предстоящей работы и ее промежуточные результаты;
  • определяет стандарты деятельности, требования, критерии, показатель оценки; - создает условия для образовательной деятельности;
  • производит новые по номенклатуре и качеству «продукты».

 Инспекционно – контрольная деятельность администрацией школы проводится на основе «Положения об инспекционно–контрольной деятельности» и плана внутришкольного контроля.

 Чтобы контроль действительно стимулировал педагогическую деятельность, администрация школы соблюдает следующие требования:

  • систематичность – контроль осуществляется регулярно с использованием разнообразных методов и форм;
  • объективность – проверку производим в соответствии с требованием государственных стандартов и заключенных договоров;
  • действенность – по результатам контроля сразу же производим устранение выявленных недостатков;
  • компетентность проверяющего – администрация тщательно готовится к контролю, изучает научно-педагогическую литературу по рассматриваемому вопросу.

 Информация, полученная в результате контроля, становится предметом педагогического анализа.

Информация о работе Повышение эффективности управления персоналом образовательного учреждения на основе совершенствования системы материального стимулиро