Планирование развития СМК и анализ со стороны руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

В данном курсовом проекте анализируется система менеджмента качества ОАО «ИКАР» и отдельный ее элемент, представленный документированным процессом. Дается оценка представленной СМК и предлагаются некоторые предложения по ее совершенствованию.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
Состав и содержание системы менеджмента качества…………………….
Анализ СМК производства конкретной продукции………………………..
Анализ процедуры (элемента) СМК…………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Литература…………………………………………………………………….
Приложения……

Файлы: 1 файл

Системы качества. Икар.docx

— 494.74 Кб (Скачать)

Министерство  Образования и Науки Российской федерации

Курганский  Государственный Университет

Кафедра «Инноватика и менеджмент качества» 
 
 
 
 

Курсовой  проект

Тема: планирование развития СМК и анализ со стороны руководства 
 
 
 

Дисциплина: Системы качества 

Студент группы Т-5167     ________________  / Фомин С. С. /

Технологический факультет

Специальность «Стандартизация, сертификация и управление качеством»

Руководитель 

канд. техн. наук, доцент     ________________ /Гудков П. А./ 

Дата защиты 

Оценка 
 

Курган 2011

  Аннотация

    В данном курсовом проекте анализируется  система менеджмента качества ОАО  «ИКАР» и отдельный ее элемент, представленный документированным процессом. Дается оценка представленной СМК и предлагаются некоторые предложения по ее совершенствованию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Содержание

  Введение……………………………………………………………………….

  Состав  и содержание системы менеджмента  качества…………………….

  Анализ  СМК производства конкретной продукции………………………..

  Анализ  процедуры (элемента) СМК…………………………………………

  Заключение…………………………………………………………………….

  Литература…………………………………………………………………….

  Приложения……………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

    В настоящее время все большее  внимание уделяется вопросам организации  деятельности предприятия и удовлетворения потребителя. Этот аспект кардинально  меняет систему взглядов на взаимоотношения  поставщика и потребителя.

    Стандарты МС ИСО 9001:2000 меняют взгляд на принципы  производства продукции и оказания услуг.

    Системы менеджмента качества могут содействовать организациям в повышении удовлетворенности потребителей. Потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Эти потребности и ожидания, как правило, отражаются в технических условиях на продукцию и обычно считаются требованиями потребителей. А поскольку потребности и ожидания потребителей меняются, организации также испытывают давление, обусловленное конкуренцией и техническим прогрессом, они должны постоянно совершенствовать свою продукцию и свои процессы. Системный подход к менеджменту качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества может быть основой постоянного улучшения с целью увеличения вероятности повышения удовлетворенности, как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям. 

    В данном курсовом проекте приводится анализ СМК ОАО «ИКАР». 
 
 
 

    Состав  и содержание системы  менеджмента качества

    СМК – совокупность организационной  структуры, методик, процессов, методик, ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.

    Необходимость разработки СМК определяется соглашениями между производителями и заказчиками  продукции или межотраслевыми документами, предусматривающими обязательность наличия  подобных систем.

    СМК создается и внедряется на предприятии  как средство, обеспечивающее проведение определенной политики достижения поставленных целей в области качества.

    Версия  МС ИСО 9001:2000 базируется на 8 основных принципах  управления качеством:

  1. ориентация на потребителя;
  2. лидерство руководителя;
  3. вовлечение работников;
  4. процессоориентированный подход;
  5. системный подход;
  6. постоянное улучшение
  7. принятие решений, основанное на фактах;
  8. взаимовыгодные отношения с поставщиками.

    Для создания СМК требуется стратегическое решение высшего руководства  организацией и осуществление определенных действий:

  1. доведение до сведения организации важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований;
  2. разработка политики в области качества;
  3. обеспечение разработки целей в области качества;
  4. проведение анализа со стороны руководства;
  5. обеспечения необходимыми ресурсами.

    Процессный  подход. Модель СМК, представленная на рисунке 1, основывается на процессном подходе и иллюстрирует связь  между процессами.

  Рисунок 1 – модель системы менеджмента  качества

 

    Процессный  подход: желаемый результат достигается  более эффективно, когда деятельность и связанные с ней ресурсы  управляются как процесс.

    Стандарт  ИСО 9001:2000 определяет процесс как: совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы-выходы. «Входами» к процессу обычно являются «Выходы» других процессов. Входы и выходы могут быть материальными и нематериальными. Примеры входов и выходов могут включать оборудование, материалы, детали, энергию, информацию, финансовые ресурсы и тд. Чтобы выполнять действия в процессе, необходимо распределить соответствующие ресурсы. Измерительная информация может быть использована для накопления информации и данных для выполнения процесса анализа и ввода и вывода характеристик.

    Требования  ИСО 9001:2000 подчеркивают важность для  идентификации процессов и управления ими, а также важность постоянного  улучшения результативности процессов. В рамках системы менеджмента  качества организации необходимо также  управлять взаимодействием процессов  для достижения целей организации.

    Результативность  и эффективность процесса может  оцениваться при внутренних и  внешних проверках по шкале зрелости (готовности) процессов. Эти шкалы  могут начинаться от градации «неформальной  системы» и заканчиваться - «лучшей  в классе». Преимущества этого метода в том, что результаты могут быть документированы и прослежены по времени по мере достижения целей  улучшения деятельности. Таблицы  зрелости (готовности) могут быть усовершенствованы  для различных областей применения.

    Кроме того, ко всем процессам может применяться  цикл «Plan – Do – Check – Act» (PDCA).

    Цикл  PDCA. Цикл «Планируй – Выполняй – Проверяй – Воздействуй» впервые был предложен в 1920г. Вальтером Стюартом и позже приобрел известность благодаря В.Эдвардсу Демингу. Поэтому он часто упоминается как «цикл Деминга».

    Концепция PDCA – это то, что присутствует во всех областях нашей профессиональной и личной жизни, и используется постоянно, официально и неофициально, сознательно и подсознательно во всем, что мы делаем. Любая деятельность, не важно, насколько сложная или простая, попадает в этот непрекращающийся цикл «Планируй – Выполняй – Проверяй – Воздействуй».

    В контексте системы менеджмента  качества PDCA – это динамический цикл, который можно развернуть в каждом из процессов организации и в системе процессов в целом. Он тесно связан с планированием, исполнением, контролем, и постоянным улучшением, как создания продукции, так и других процессов системы менеджмента качества. Поддержание и постоянное улучшение характеристик процессов с помощью цикла PDCA может достигаться как на стратегическом уровне организации, как, например, в планирование процессов или при пересмотре системы менеджмента качества, так и на уровне деятельности оператора на рабочем месте при производстве продукции.

    В ИСО 9001-2000 поясняется как цикл PDCA применяется к процессам:

    «Планируй» - установите цели и процессы, необходимые  для получения результатов в  соответствии с требованиями потребителя  и политикой организации;

    «Выполняй» - внедрите процессы;

    «Проверяй» - проводите мониторинг процессов  и продукции и измеряйте их по отношению к политике, целям, и  требованиям к продукции и  сообщайте о их результатах;

    «Воздействуй» - предпринимайте действия по постоянному  улучшению функционирования процессов.

    Общие требования к СМК. Общие требования к СМК сводятся к следующим  требованиям, в которых организация  должна:

    А) определять процессы, необходимые для  системы менеджмента качества, и  их применение во всей организации;

    Б) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

    В) определять критерии и методы, необходимые  для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;

    Г) обеспечить наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих ресурсов и их мониторинга;

    Д) осуществлять мониторинг, измерение  и анализ этих процессов;

    Е) принимать меры, необходимые для  достижения запланированных результатов  и постоянного улучшения этих процессов.

    Требования  к документации в СМК. Требования к документации в МС ИСО 9001:2000 начинаются с пункта «Общие требования», в котором  требуется от организации «создать, документировать, обеспечить и поддерживать систему менеджмента качества и постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями этого Международного Стандарта».

    Документация  менеджмента качества включает:

    А) документально оформленные заявления  о политике в области качества и целях в области качества.

    Высшее  руководство должно обеспечивать, чтобы  политика в области качества:

    -   соответствовала целям организации;

    - включала обязательство соответствовать  требованиям и постоянно повышать  результативность системы менеджмента  качества.

    Высшее  руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области  качества, включая те, которые необходимы для выполнения требований к продукции, были установлены в соответствующих  подразделениях и на соответствующих  ее уровнях. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества.

    Б) руководство по качеству.

    Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии руководство  по качеству, содержащее:

    - область применения системы менеджмента качества, включая подробности и обоснование любых исключений;

    -  документированные процедуры, разработанные  для системы менеджмента качества, или ссылки на них;

    - описания системы взаимодействия процессов системы менеджмента качества.

    В) документированные процедуры, требуемые  настоящим стандартом:

    - управление документацией;

    - управление записями;

    - внутренний аудит;

    - управление несоответствующей продукцией;

    - корректирующие действия;

    - предупреждающие действия.

    Г) документы, необходимые организации  для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими;

    Д) записи, требуемые настоящим стандартом. 

Информация о работе Планирование развития СМК и анализ со стороны руководства