Патриотическое воспитание современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является оценка эффективности методов и форм патриотического воспитания в системе школьного образования.
В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть теоретико-методологические концепции воспитания в целом и патриотического воспитания как одной из его составляющих;
изучить сущность и содержание проблемы патриотизма и патриотического воспитания;
в ходе экспертного интервью ознакомиться с основными формами и методами патриотического воспитания современной молодежи г. Тольятти;
определить отношение школьников г.Тольятти к существующей системе;
Определить слабые и сильные стороны патриотического воспитания школьников.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1 Концепция воспитания Н. Лумана 6
2.1. Концепция патриотического воспитания учащийся молодёжи (А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев, В.И.Лутовинов) 14
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 30
2.1.Методы и формы патриотического воспитания школьников 30
2.2. Оценка эффективности патриотического воспитания школьников г. Тольятти. 34
Заключение 42
Список литературы: 45

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.docx

— 108.82 Кб (Скачать)
 

      В апреле 20111года  было проведено пилотажное исследование, которое помогло оценить  эффективность патриотического воспитания с учетом мнений самих учащихся об этой работе. В исследование приняло участие 100 человек. Все они являются учащимися десятых классов школ г. Тольятти. Для участия в анкетировании учащиеся десятых классов были выбраны не случайно. По мнению специалистов в области военно – патриотического воспитания, мнения десятиклассников являются более объективными, так как по сравнению с учащимися выпускных классов (9-ых и 11-ых), они менее вовлечены в процесс подготовки к выпускным экзаменам. Но в то же время являются представителями старшего учебного звена, которое уже прошло все этапы школьной системы патриотического воспитания.

     У большинства десятиклассников школ города Тольятти окончательно сформировалось отношение к Родине. Так на вопрос «Считаете ли вы  себя патриотом своей Родины?» положительный ответ дали 75% мальчиков и 70% девочек. Среди не определившихся больше девочек   - 30%, 17% мальчишек  не уверенны, что являются патриотами и 8% себя таковыми не считают вообще. Если прослеживать зависимость от успеваемости, то патриотами себя считают 88% отличников, 64% учащихся на «4» и «5» и 92% ребят, у которых есть тройки. Большинство не определившихся среди хорошистов – 28%, 12% и 8% среди отличников и троечников соответственно. 

      Среди опрошенных школьников 69% считают, что  настоящего патриота характеризуют  такое качество, как самопожертвование ради страны, 45% отмечают, что настоящий патриот должен знать историю, обычаи и традиции своей Родины. 35% респондентов считают, что любовь к Родине начинается с любви к родному городу. Уважение к родному языку, умение правильно говорить и писать на нем является важным  для 31% десятиклассников. Помощь пожилым людям и ветеранам и желание служить в армии являются показателями патриотизма для 26% опрошенных школьников. 18% считают, что настоящего патриота должно переполнять чувство гордости за достижения в науке, культуре и спорте. Знание государственной и национальной символики (герб, гимн, флаг), а так же соблюдение законов государства, бережное отношение к природе – это  главные качества настоящего патриота, по мнению 16% респондентов.

      В школах города Тольятти проводится очень  много мероприятий военно - патриотической направленности.  Большая часть  десятиклассников к таким мероприятиям относиться положительно, так ответили 75% девочек и 53% мальчиков. Отрицательное  отношение выразили 4% мальчиков, 43% мальчиков ответили, что им все равно на мероприятия подобного рода, это  что на 18% больше, чем девочек, которые выразили свое безразличие.

Интересная  зависимость прослеживается у десятиклассников в отношении к военно-патриотическим мероприятиям в школе в зависимости  от того, считаю они себя патриотами или нет (см. диаграмму).

      Положительное отношение к военно-патриотическим мероприятиям выражают 66% ребят, которые  считают себя патриотами. Школьников, которые положительно относятся  к подобным мероприятиям и при  этом не считают себя патриотами в 2 раза меньше. Те, кто не уверены, что  являются патриотами, разделилась поровну: 50%  относятся положительно, 50%  - отрицательно. Нельзя не отметить тот  факт, что отрицательное отношение  к школьным мероприятиям по военно - патриотическому воспитанию выражают только школьники – патриоты (5%).

     Чтобы выяснить, какие мероприятия для  десятиклассников наиболее интересны, а к какие у них особого  интереса не вызывают, ребятам был  предложен список конкретных мероприятий, так или иначе ориентированный  на воспитание патриотических качеств (см. диаграмму).

  Большинство мероприятий ребята оценивают как интересные. Среди таких мероприятий особо можно выделить мероприятия по проведению памятных дат, дней воинской славы и «Вахт памяти», занятия по основам воинских знаний, изучение истории, обычаев, традиций и культуры родного края, а так же встречи с ветеранами и участника войн. Не достаточно интересными  занятиями ребята сочли мероприятия по охране  памятников и памятных мест, участие в проекте «Гражданин» и деятельность по розыску участников войны и ветеранов.

           Ученики десятых  классов утверждают, что проводимые в их школе мероприятия нужны  не только для воспитания патриотического  чувства к Родине, но чувства гражданской  ответственности, уважения к старшему поколению, особенно ветеранам.  Для  сохранения традиций, памяти о великом  подвиге наших бабушек и дедушек, памяти об их героическом прошлом, о  страшных войнах. Для молодого подрастающего поколения ветераны  - это живой пример доблести и мужества. В настоящее время еще есть ветераны, которые принимают активное участие в патриотическом воспитании школьников, которые способны поведать молодому поколению о трудностях военных лет. Это участие является очень важным, по мнению школьников, так считают 96% учащихся. Среди участников анкетирования у 44% есть знакомые ветераны, 35% этих ребят пытаются общаться с ветеранами как можно чаще, 52% общаются со знакомыми ветеранами редко, связанно это с тем, что они живут друг от друга на дальнем расстоянии, и 13% ребят общаются со знакомыми ветеранами от случая к случаю. Нет таких ребят, которые не общаются со знакомыми ветеранами вообще.  В открытом вопросе анкеты ребята пишут, что с уважением относятся к ветеранам, ценят их заслуги перед отечеством, преклоняются перед их подвигом.  День Победы  - это семейный праздник для большинства респондентов. В этот день они традиционно смотрят по телевизору парад на Красной Площади, военные фильмы, посещают Парк Победы, возлагают цветы к памятникам и др. Только 2% респондентов не выделяют особо тот этот праздник из множества других.

      Во  многих школах  города Тольятти есть музеи и уголки боевой славы.  Они также способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой  родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный музей – это  база углубленного изучения истории, жизни  школы, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую  деятельность. Так,  21% десятиклассников, учащихся в школах, на базе которых есть музеи боевой славы, активно участвуют в его жизни, 38% хотели бы принимать участие в жизнедеятельности музея, у 41% учащихся утверждает, что  такая возможность не вызывает у них интереса. Стоит отметить, что активистами школьных музеев боевой славы являются преимущественно мальчики (88%). В школах, в которых музея нет, желающие участвовать в музейной деятельности составляют 50%.

     Военно - патриотическое воспитание учащихся десятых классов не ограничивается рамками школы. Так, 30% девчонок и 24% мальчишек являются или являлись ранее воспитанниками таких военно -  патриотических организаций, как Детский морской Центр имени Е. А. Никонова, Лидер ХХΙ века, ВПК «Гвардеец», ПО «Вместе» и др. 18%  мальчиков и 20% девочек проявили интерес к данным организациям и выразили желание стать их воспитанниками. Большинство же опрошенных школьников (78% - мальчишек, 50% - девчонок) не выразили желания стать воспитанником какой – либо военно – патриотической организации. 4% мальчиков и 30% девочек затруднились ответить на данный вопрос.

     В феврале месяце в городе Тольятти силами активистов Тольяттинского Государственного Университета начала свою работу акция  «Твой фильм о войне» в рамках проекта «Наша общая победа». Целью данного проекта является формирование видеоархива воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, который впоследствии будет передан в Государственный архив Российской Федерации и размещен в сети Интернет в свободном доступе. Авторы проекта утверждают: « Численность ветеранов уменьшается с каждым днем. Через несколько лет наши дети будут изучать историю по учебникам. Видеоархив же позволит сохранить для истории «живые» воспоминания представителей этого героического поколения: их эмоции, чувства, боль, страх, горечь утраты и ни с чем не сравнимую радость от такого долгожданного слова — Победа, ни с чем не сравнимую гордость за нашу страну».

     За  первый месяц студентами ТГУ было отснято больше 15 фильмов, за второй более 30 фильмов. Работа ведется благодаря  активному сотрудничеству Совета Ветеранов  Центрального, Комсомольского и Автозаводского районов. С марта месяца активное участие в деятельности проекта  стали принимать воспитанники ДМЦ  им. Е. А. Никонова. Так появилась  идея привлечения в ряды участников проекта не только студентов, но и  школьников. Участниками проекта  была разработана программа с  использованием роликов и вырезок  из уже отснятых фильмов с участием ветеранов для проведения классных часов на военно – патриотическую тематику в школах.  Так  планировалось  информировать ребят о существующем проекте и привлекать их в ряды участников.  Данный проект имеет  очень большую практическую значимость:

    • формирование у подрастающего поколения интереса к событиям Великой Отечественной войны и отечественной истории;
    • вовлечение молодых людей в добровольную, социально значимую деятельность;
    • расширение источников базы изучения истории Великой Отечественной войны, в том числе в целях противодействия фальсификации исторических событий и фактов.

     Среди десятиклассников, принимающих участие  в анкетировании, только 8%слышали  об акции «Твой фильм о войне», 3% принимали в нем непосредственное участие. Стоит заметить, что военно – патриотические классные часы в  данных классах участниками проекта  ещё не проводились. Желающих же встретиться  с ветераном лично, познакомиться  с его историей, снять про него фильм возникло у 82% ребят. Примечательно  то, что в их число вошли те ребята(4%), которые не считают себя патриотами и ребята(30%), которые отрицательно либо безразлично относятся к военно  - патриотическим мероприятиям, проводимым в школе.  В тех классах, где был проведен классный час участниками проекта «Твой фильм о войне», 40% стали участниками данного проекта. Такие результаты свидетельствует о том, что акция «Твой фильм о войне» будет интересна для школьников города Тольятти. 

  В общем, результаты анкетирования десятиклассников школ города Тольятти, показывают, что большинство старшеклассников считают себя патриотами, принимают активное участие в мероприятиях по военно  - патриотическому воспитанию, проходящих в рамках школы. Менее активны ребята в деятельности городских военно – патриотических организациях, но, не смотря на это, у десятиклассников вызывает интерес новые социальные проекты военно – патриотической направленности.  По оценке ребят, средний балл всех мероприятий по военной тематике, проходящих в школе  был равен трем, что свидетельствует о необходимости нововведений, переосмыслений программ данных мероприятий.

     К сожалению, заданные рамки не позволяют привести в данном материале более глубокий анализ полученных в ходе исследования результатов.  
 

        
 

Заключение

 

     Коренные изменения, которые произошли в нашей  стране  в конце XX – начале ХХI вв. предполагают переосмысление понятия «патриотизм» и разработку новых теорий и методологий патриотического воспитания российской молодёжи, создание проектов, моделей, программ и технологий патриотического воспитания, которые бы могли эффективно использоваться в системе общего образования.

     Как показало исследование, проведенное  в рамках курсовой работы,  в рамках школьного образовательного процесса существует множество разнообразных  методов и форм патриотического  воспитания молодого поколения. Наиболее популярными являются такие, как  привлечение ветеранов к патриотическому  воспитанию школьников, использование  базы школьного музея, привлечение  ребят к исследовательской деятельности, а также различные спортивные мероприятия.  Специалисты в области  патриотического воспитания подчеркивают, что в настоящее время появилось  больше возможностей для развития данного  направления, но, к сожалению, не все  из них пока используются.

     Стоит отметить, что в каждой школе существует своя программа  по патриотическому  воспитанию, что не позволяет дать объективную оценку работы всех школ в совокупности, а требует индивидуального  исследования для оценки эффективности  работы каждой школы в частности. Так же не существует системы сотрудничества между школами, не происходит обмена  опытом, что в свою очередь ведет  к застою в политике, проводимой школами в области патриотического  воспитания. В связи с этим в  школах города эффективность реализуемых  программ по патриотическому воспитанию является различной. Что отражается  в отношении учащихся к организации  проводимых  в школах города мероприятий  по патриотическому воспитанию и  формированию у них патриотических чувств к Родине. И если даже в  целом у большинства школьников складывается положительное отношение к подобным мероприятиям, то нельзя не заметить о снижении к ним интереса у учащихся. К тому же почти треть ребят не уверены, что являются патриотами или не считают себя таковыми вообще.

       В связи с вышесказанным, можно  дать некоторые рекомендации  школам города для организации  более эффективной работы по  патриотическому воспитанию. Во-первых, существует необходимость в создании  системы сотрудничества между  школами, программы по обмену  опытом, а возможно и проведению  совместных мероприятий. Межшкольные  мероприятия должны быть ориентированы  на развитие сотруднических отношений с одной стороны, а с другой стороны на развитие чувства патриотизма к родной школе, желание  показать её превосходство, стремление к победе. Таким образом,  учащиеся привыкают стремиться побеждать всегда и везде, а получая заслуженные награды, ощущают причастность сначала к своему спортивному сообществу, и далее к народу и стране.

Информация о работе Патриотическое воспитание современной молодежи