Патриотическое воспитание современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является оценка эффективности методов и форм патриотического воспитания в системе школьного образования.
В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть теоретико-методологические концепции воспитания в целом и патриотического воспитания как одной из его составляющих;
изучить сущность и содержание проблемы патриотизма и патриотического воспитания;
в ходе экспертного интервью ознакомиться с основными формами и методами патриотического воспитания современной молодежи г. Тольятти;
определить отношение школьников г.Тольятти к существующей системе;
Определить слабые и сильные стороны патриотического воспитания школьников.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1 Концепция воспитания Н. Лумана 6
2.1. Концепция патриотического воспитания учащийся молодёжи (А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев, В.И.Лутовинов) 14
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 30
2.1.Методы и формы патриотического воспитания школьников 30
2.2. Оценка эффективности патриотического воспитания школьников г. Тольятти. 34
Заключение 42
Список литературы: 45

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.docx

— 108.82 Кб (Скачать)

     Патриотическое  воспитание в системе образования  направлено на использование всех условий  для социализации позитивно направленной личности гражданина - патриота России, способной самореализоваться в  процессе решения целого комплекса  проблем, преодоления многих негативных явлений и тенденций, характерных  для современного этапа развития нашего общества, того духовнo-нравственного, идеологического и особенно патриотического  вакуума, который столь глубоко  отразился на сознании и чувствах подрастающего поколения, на ухудшении  качественных характеристик его  личности.40

     Образовательный компонент относится к числу  ведущих, определяющих составных частей патриотического воспитания учащейся молодежи. Все уровни образования  при их научно-обоснованной постановке создают стержень воспитания в целом  и патриотического воспитания в  частности.

     Функции образовательных областей общего среднего образования в сфере патриотического  воспитания определяются соответствующим  предметным содержанием патриотической деятельности, которая является родовой  ву формировании соответствующего опыта. Как и любая деятельность, патриотическая деятельность имеет сложную системно-структурную  организацию своего основания, включающего  информационный (знания), операционный (способы) и мотивационный (ценностные образцы и ориентации) компоненты.41

     Информационный  компонент опыта служения Отечеству  объединяет в себе знания о феномене патриотизма, его духовно-ценностной, историко-культурной, психической и  социальной природе.

     Операционный  компонент представляется средствами, методами и формами организации  образовательной деятельности, методами планирования и регулирования процесса, формами и методами контроля за формированием  опыта служения Отечеству.

     Мотивационный компонент патриотического воспитания включает в себя образы как основу воспитания мотивов, идеалов и ценностей  в сознании, чувствах, действиях, поведении  личности, форм и разновидностей самой  патриотической деятельности, а также  ценностные образцы опыта служения Отечеству.

     В учебном предмете содержание каждого  из этих компонентов отрабатывается в соответствии с задачами, решение  которых подчиняется реализации общей цели патриотического воспитания учащихся в сфере образования.

     Концептуальные  основы патриотического воспитания призваны сыграть роль методологического  регулятива для федеральных, муниципальных  органов, учреждений и организаций  по разработке и внедрению в своем  образовательно-воспитательном пространстве системы становления человека культуры, гражданина и патриота — представителя  поколения ХХI века. Они направлены на поиск субъектами образовательно-воспитательного  процесса механизма совершенствования  формирования человека культуры, гражданина и патриота, блокировку негативных идеологических, духовных и витальных  воздействий социума, преодоление  социальных болезней, социализацию и  адаптацию личности.42

     Именно  нацеленность на социальную востребованность молодежи, осознание подростками  и молодыми людьми своей «нужности», значимости для общества, социальный заказ на молодежное творчество и  активность дают огромный позитивный импульс освоению ценностей патриотизма, резко повышает его эффективность  и воздействие на процесс обучения, самовоспитания и самосовершенствования.1

     Общим контекстом активного и всестороннего  обретения патриотизма через  образование может стать улучшение  морально-психологического климата  в обществе, рост уровня общественной активности различных социальных групп  и слоев, повышение социальной отдачи от деятельности не только учебных  заведений, но и учреждений культуры, производственных

Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ  ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1.Методы  и формы патриотического воспитания  школьников

       С марта по апрель 2011 года было проведено неформализованное экспертное интервью среди специалистов в области патриотического воспитания в г. Тольятти. Цель исследования заключалась в том, чтобы изучить основные методы и формы патриотического воспитания школьниковг. Тольятти.  В ходе исследования было опрошено 10 человек, из них 5 специалиста по патриотическому воспитанию  в школах г. Тольятти,  2 руководителя городских патриотических организаций, 3 ветерана ВОВ – активных участников патриотического воспитания школьников.

   Специалисты в области патриотического воспитания утверждают, что главной формой патриотического  воспитания школьников является вовлечение в этот процесс ветеранов. Особенно большое значение для патриотического  воспитания  школьников имеет участие  ветеранов ВОВ, так как дает возможность  подрастающему  поколению:

  • на личном примере и опыте ветеранов узнать о лишениях, горе, любви на войне;
  • испытать чувство сопричастности и гордиться  за отвагу и мужество русского народа;
  • проявлять заботу, выражать уважения к старшему поколению.

Участники интервью отмечают, что  для ветеранов  участие в мероприятиях военно –  патриотической направленности тоже очень  важно. Они с большим удовольствием  приходят на различные мероприятия, если им позволяет здоровье. Для  них важно передать ребятам все  свои воспоминания о войне, чувства, которые они пережили, для них  важно быть услышанными, что их помнят.

Вышесказанное подтверждается ответами ветеранов, ставшими участниками интервью. Так, благодаря  деятельности ветеранов ВОВ в 54 школах города Тольятти появились пионерские организации (ветераны окрестили их участников «патриотами России»). Количество пионеров  на октябрь 2010 года составило 18 891 человек. Григорий Миронович Гершензон  рассказывает: «В каждой школе есть председатель дружины, который руководит  деятельностью отрядов:

  • Поисковый отряд;
  • Тимуровский отряд;
  • Отряд «Зеленых», которые помогают пенсионерам  переходить через дорогу;
  • Отряд корреспондентский, который ведет сотрудничество с инспекторами по детской преступности. В случае, если ребенок попал под наблюдение милиции, отряд проводит работу с родителями такого ребенка. Благодаря работе таких отрядов за 2010 год подростковая преступность сократилась на 19% по сравнению с 2009 годом».

     Говоря  о различных формах патриотического  воспитания, ветераны особенно выделяют работу школы № 78. На базе школы создано  Структурное подразделение дополнительного  образования «Клуб допризывной  подготовки и гражданско – патриотического  воспитания школьников «Гвардеец»». Работа данного клуба нацелена на социализацию личности воспитанников, формирование у них культуры, основанной на общечеловеческих ценностях. А также на организацию  досуговой деятельности, способствующей развитию нравственных качеств личности. Особенное внимание уделяется сохранению и укреплению физического и психологического здоровья воспитанников.

       К сожалению, Великая Отечественная  Война не последняя в истории  нашей страны, поэтому, участники  интервью считают, что основной  акцент в патриотическом воспитании  будет сделан на ветеранах-участниках  военных событий в Афганистане и Северном Кавказе, на примере многих современных военных профессиях (это и сейчас используется).

     Рассуждая о патриотическом воспитании, специалисты  говорят о необходимости заниматься им начиная с детей дошкольного  возраста, лет с 6-ти, но очень тактично, не делая из этого догму, при этом  используя различные формы –  конкурсы рисунков, песни, военно-патриотические игры и т.д.).  Чтобы ребята знали  основные праздники, историю  нашей  страны, знали историю своей семьи, были к ней сопричастны. Так, начиная  с 2004 года Всероссийское движения ветеранов  локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство» ежегодно проводит конкурс детских рисунков «Война глазами детей».  По итогам конкурса выходит сборник школьных сочинений  на тему войны, иллюстрированный детскими рисунками. Эти издания в торжественной  обстановке вручаются победителям  и лауреатам конкурса, множество  экземпляров рассылается по средним  учебным заведениям Самарской области, и по библиотекам города и области.

     Смысл данного мероприятия с одной  стороны, - рассказать взрослым о том, что значит война для детей, с  другой - дать возможность детям  быть услышанными окружающими. А  самое главное, - школьники видят  результаты своего творчества на конкретных вещах. Дети все с большим энтузиазмом  и инициативой принимаются участвовать  в патриотических мероприятиях, в  самовоспитании.

     По  мнению участников интервью, «это - одна из самых лучших форм патриотического  воспитания молодых - направить их творческий порыв в заданном направлении  и затем дать ощутить материализованные  результаты собственного творчества. Ведь, чтобы стать патриотом, нужно  почувствовать себя нужным и значимым для родной школы, родного города, родной страны».

   Большим преимуществом обладают школы, в  которых есть музей. Музей может  стать основной материально-технической  и ресурсной базой, особой средой, которая способствует:

  • развитию дополнительного образования школьников (разрабатываются новые программы), внедряются новые формы работы с учащимися в рамках военно-патриотического воспитания
  • вовлечению ребят в поисково-исследовательскую деятельность по сбору, изучению материалов связанных с ВОВ,
  • проведению на базе музея встреч с ветеранами, уроков мужества, интегрированных уроков и т.д.,
  • изучению основных событий ВОВ через предметный ряд музея и информацию о  ветеранах, проживающих в городе.

Для ветеранов  очень ценно оставить на память о  себе информацию (фото, предметный, информационный материал) в музее для подрастающего  поколения.

     Для детей это имеет большое практическое значение, их труд по сбору  материалов о ветеранах находит отражение  в стенах музея, им пользуются во время  экскурсии и т.д., они могут, изучив материалы о ветеранах, создавать  свои тематические экскурсии, выставки, видео - фильмы, слайд - фильмы, участвовать  с исследовательскими материалами  в конкурсах и конференциях т.д. Так, Жанна Николаевна, специалист по военно – патриотическому воспитанию школы № 93 рассказывает: «Мы собираем материал обо всех ветеранах города, награжденных медалью «За отвагу» (это специфика нашего музея Отваги), поэтому сотрудничаем с ветеранами всего города, но на мероприятия  приглашаем ветеранов 21 квартала и  Автозаводского района, тех, кто к  нам может приехать в силу своего здоровья.

           Так же действенным  методом развития патриотизма, по словам экспертов, являются спортивные соревнования среди учащихся школ. «Соперничество у молодых в крови. И не использовать это - значит, растратить молодой порыв впустую. Мы ежегодно проводим в школах города и области соревнования по волейболу, самбо, другим дисциплинам. И победителям вручаем памятные призы, подарки с символикой наших организаций.  Таким образом,  дети привыкают стремиться побеждать всегда и везде, а получая заслуженные награды, ощущают причастность сначала к своему спортивному сообществу, и далее к народу и стране. К тому же для многих патриотизм становится неразрывно связан со здоровым образом жизни».

     Стремление  человека быть первым ради медали, кубка - это начало патриотизма. И, вероятно, даже важнейшее из начал, из которого развиваются чувства гордости за свою Родину, отождествляемую со своей  собственной победой. С начала  в школьных соревнованиях, а потом, спустя несколько лет  во взрослой жизни.

     Также, специалисты считают, что необходимо усиливать патриотическую направленность в школьных курсах социально-гуманитарных дисциплин.  У педагогов истории, русского языка, литературы  большие  возможности  в отношении воспитания патриотов. И, несомненно, формы и  методы работы должны совершенствоваться. Должны использоваться результаты современных  научных исследований и литература, ресурсы Internet.

2.2. Оценка эффективности патриотического  воспитания школьников г. Тольятти.

Информация о работе Патриотическое воспитание современной молодежи