Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:07, курсовая работа
Целью исследования является оценка эффективности методов и форм патриотического воспитания в системе школьного образования.
В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть теоретико-методологические концепции воспитания в целом и патриотического воспитания как одной из его составляющих;
изучить сущность и содержание проблемы патриотизма и патриотического воспитания;
в ходе экспертного интервью ознакомиться с основными формами и методами патриотического воспитания современной молодежи г. Тольятти;
определить отношение школьников г.Тольятти к существующей системе;
Определить слабые и сильные стороны патриотического воспитания школьников.
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1 Концепция воспитания Н. Лумана 6
2.1. Концепция патриотического воспитания учащийся молодёжи (А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев, В.И.Лутовинов) 14
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 30
2.1.Методы и формы патриотического воспитания школьников 30
2.2. Оценка эффективности патриотического воспитания школьников г. Тольятти. 34
Заключение 42
Список литературы: 45
Патриотическое воспитание в системе образования направлено на использование всех условий для социализации позитивно направленной личности гражданина - патриота России, способной самореализоваться в процессе решения целого комплекса проблем, преодоления многих негативных явлений и тенденций, характерных для современного этапа развития нашего общества, того духовнo-нравственного, идеологического и особенно патриотического вакуума, который столь глубоко отразился на сознании и чувствах подрастающего поколения, на ухудшении качественных характеристик его личности.40
Образовательный компонент относится к числу ведущих, определяющих составных частей патриотического воспитания учащейся молодежи. Все уровни образования при их научно-обоснованной постановке создают стержень воспитания в целом и патриотического воспитания в частности.
Функции
образовательных областей общего среднего
образования в сфере
Информационный компонент опыта служения Отечеству объединяет в себе знания о феномене патриотизма, его духовно-ценностной, историко-культурной, психической и социальной природе.
Операционный компонент представляется средствами, методами и формами организации образовательной деятельности, методами планирования и регулирования процесса, формами и методами контроля за формированием опыта служения Отечеству.
Мотивационный
компонент патриотического
В учебном предмете содержание каждого из этих компонентов отрабатывается в соответствии с задачами, решение которых подчиняется реализации общей цели патриотического воспитания учащихся в сфере образования.
Концептуальные
основы патриотического воспитания
призваны сыграть роль методологического
регулятива для федеральных, муниципальных
органов, учреждений и организаций
по разработке и внедрению в своем
образовательно-воспитательном пространстве
системы становления человека культуры,
гражданина и патриота — представителя
поколения ХХI века. Они направлены
на поиск субъектами образовательно-
Именно нацеленность на социальную востребованность молодежи, осознание подростками и молодыми людьми своей «нужности», значимости для общества, социальный заказ на молодежное творчество и активность дают огромный позитивный импульс освоению ценностей патриотизма, резко повышает его эффективность и воздействие на процесс обучения, самовоспитания и самосовершенствования.1
Общим
контекстом активного и всестороннего
обретения патриотизма через
образование может стать
С марта по апрель 2011 года было проведено неформализованное экспертное интервью среди специалистов в области патриотического воспитания в г. Тольятти. Цель исследования заключалась в том, чтобы изучить основные методы и формы патриотического воспитания школьниковг. Тольятти. В ходе исследования было опрошено 10 человек, из них 5 специалиста по патриотическому воспитанию в школах г. Тольятти, 2 руководителя городских патриотических организаций, 3 ветерана ВОВ – активных участников патриотического воспитания школьников.
Специалисты
в области патриотического
Участники интервью отмечают, что для ветеранов участие в мероприятиях военно – патриотической направленности тоже очень важно. Они с большим удовольствием приходят на различные мероприятия, если им позволяет здоровье. Для них важно передать ребятам все свои воспоминания о войне, чувства, которые они пережили, для них важно быть услышанными, что их помнят.
Вышесказанное подтверждается ответами ветеранов, ставшими участниками интервью. Так, благодаря деятельности ветеранов ВОВ в 54 школах города Тольятти появились пионерские организации (ветераны окрестили их участников «патриотами России»). Количество пионеров на октябрь 2010 года составило 18 891 человек. Григорий Миронович Гершензон рассказывает: «В каждой школе есть председатель дружины, который руководит деятельностью отрядов:
Говоря
о различных формах патриотического
воспитания, ветераны особенно выделяют
работу школы № 78. На базе школы создано
Структурное подразделение
К сожалению, Великая
Рассуждая
о патриотическом воспитании, специалисты
говорят о необходимости
Смысл
данного мероприятия с одной
стороны, - рассказать взрослым о том,
что значит война для детей, с
другой - дать возможность детям
быть услышанными окружающими. А
самое главное, - школьники видят
результаты своего творчества на конкретных
вещах. Дети все с большим энтузиазмом
и инициативой принимаются
По мнению участников интервью, «это - одна из самых лучших форм патриотического воспитания молодых - направить их творческий порыв в заданном направлении и затем дать ощутить материализованные результаты собственного творчества. Ведь, чтобы стать патриотом, нужно почувствовать себя нужным и значимым для родной школы, родного города, родной страны».
Большим преимуществом обладают школы, в которых есть музей. Музей может стать основной материально-технической и ресурсной базой, особой средой, которая способствует:
Для ветеранов очень ценно оставить на память о себе информацию (фото, предметный, информационный материал) в музее для подрастающего поколения.
Для
детей это имеет большое
Так же действенным методом развития патриотизма, по словам экспертов, являются спортивные соревнования среди учащихся школ. «Соперничество у молодых в крови. И не использовать это - значит, растратить молодой порыв впустую. Мы ежегодно проводим в школах города и области соревнования по волейболу, самбо, другим дисциплинам. И победителям вручаем памятные призы, подарки с символикой наших организаций. Таким образом, дети привыкают стремиться побеждать всегда и везде, а получая заслуженные награды, ощущают причастность сначала к своему спортивному сообществу, и далее к народу и стране. К тому же для многих патриотизм становится неразрывно связан со здоровым образом жизни».
Стремление человека быть первым ради медали, кубка - это начало патриотизма. И, вероятно, даже важнейшее из начал, из которого развиваются чувства гордости за свою Родину, отождествляемую со своей собственной победой. С начала в школьных соревнованиях, а потом, спустя несколько лет во взрослой жизни.
Также, специалисты считают, что необходимо усиливать патриотическую направленность в школьных курсах социально-гуманитарных дисциплин. У педагогов истории, русского языка, литературы большие возможности в отношении воспитания патриотов. И, несомненно, формы и методы работы должны совершенствоваться. Должны использоваться результаты современных научных исследований и литература, ресурсы Internet.
Информация о работе Патриотическое воспитание современной молодежи