Патриотическое воспитание современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является оценка эффективности методов и форм патриотического воспитания в системе школьного образования.
В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть теоретико-методологические концепции воспитания в целом и патриотического воспитания как одной из его составляющих;
изучить сущность и содержание проблемы патриотизма и патриотического воспитания;
в ходе экспертного интервью ознакомиться с основными формами и методами патриотического воспитания современной молодежи г. Тольятти;
определить отношение школьников г.Тольятти к существующей системе;
Определить слабые и сильные стороны патриотического воспитания школьников.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1 Концепция воспитания Н. Лумана 6
2.1. Концепция патриотического воспитания учащийся молодёжи (А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев, В.И.Лутовинов) 14
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 30
2.1.Методы и формы патриотического воспитания школьников 30
2.2. Оценка эффективности патриотического воспитания школьников г. Тольятти. 34
Заключение 42
Список литературы: 45

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.docx

— 108.82 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 Тольяттинский  государственный университет

Гуманитарный  институт

Кафедра «Социология» 
 
 

    ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

    Курсовая  работа по дисциплине

    «Менеджмент в социальной сфере» 
 
 

    Выполнил  студент

    гр. СОЦ 401 Д. В. Лузина

    Научный руководитель

    К. соц.н., Е. В. Желнина 
 
 
 

    Тольятти 2011

    Оглавление

Введение 3

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 6

1.1 Концепция воспитания Н. Лумана 6

2.1. Концепция патриотического воспитания  учащийся молодёжи (А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев,  В.И.Лутовинов) 14

Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ  ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 30

2.1.Методы  и формы патриотического воспитания  школьников 30

2.2. Оценка эффективности патриотического  воспитания школьников г. Тольятти. 34

Заключение 42

Список  литературы: 45 

 

Введение

 

Актуальность  выбранной темы:

     В конце XX - начала XXI веков в нашей стране начались коренные преобразования, которые сопровождались изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Патриотизм является одной из базовых составляющих национального самосознания народа. Он  выражается в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям, быту. Настоящий патриот должен осознавать свой нравственный долг перед Родиной, что должно выражаться в готовности к защите его интересов, а также в проявлении толерантности в отношении других народов. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей. В условиях модернизации образования важнейшей проблемой становится не только  теоретическое осмысление феномена патриотизма, его миссии в современном российском обществе и, на этой основе, но и создание проектов, моделей, программ и технологий патриотического воспитания, которые бы могли эффективно использоваться в системе общего образования. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.

       Целью исследования является оценка эффективности методов и форм патриотического воспитания в системе школьного образования.

         В соответствии с поставленной  целью необходимо выполнить следующие  задачи: 

    1. рассмотреть теоретико-методологические концепции  воспитания в целом и патриотического воспитания как одной из его составляющих;
    2. изучить сущность и содержание проблемы патриотизма и патриотического воспитания;
    3. в ходе экспертного интервью ознакомиться с основными формами и методами патриотического воспитания современной молодежи г. Тольятти;
    4. определить отношение школьников г.Тольятти к существующей системе;
    5. Определить слабые и сильные стороны патриотического  воспитания школьников.

     В качестве объекта исследования было взято патриотическое воспитания молодежи.

     Предметом изучения является эффективность методов и форм организации патриотического воспитания в системе школьного образования в г. Тольятти.

       В рамках эмпирического исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

    1. существует множество разнообразных методов и форм патриотического воспитания, активно использующихся в общеобразовательных учебных заведениях;
    2. участие ветеранов ВОВ - это важный компонент патриотического воспитания школьников;
    3. у большинства школьников г. Тольятти  сформировались патриотические чувства к Родине;
    4. традиционные мероприятия патриотической направленности, проводимые в школах весьма устарели и не вызывают особого интереса у школьников;

     Теоретическая база и методологическая основа исследования

Курсовая работа основывается на теоретической концепции Н. Лумана и концепции патриотического воспитания учащейся молодежи А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов.  

      И. Демидова, В. К. Криворученко, описывают  основные тенденции в развитии патриотического  воспитания. Роль учебного заведения в патриотическом воспитании молодежи рассматриваются в работах И. В.Бондаревой, Г.П.Разумейко, Н.П.Овчинниковой, В. Ю. Троцкого и других авторов. По данной проблематике изучен большой ряд статей следующих авторов З.Т.Гасанова, Н. З.Максименко, А.Н.Малинкин и  др.

       Для получения необходимой информации, продиктованной целью исследования, были использованы следующие методы: экспертное интервью и анкетный опрос.

       Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав (два параграфа в каждой главе), заключения, списка литературы и приложения.  
 
 
 

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Концепция воспитания Н. Лумана

     Одна  из лучших социологических концепций  образования  и  воспитания, адекватная для познавания современной реальности, была предложена германским социологом, автором системно-функциональной  теории общества Н. Луманом. После выхода в свет в 1984 г. монографии «Социальная система. Очерк  общей  теории» Луман задался  целью  применить разработанную  им социологическую  теорию  к  анализу  различных функциональных  подсистем общества – экономики, науки, права, искусства, политики, религии, а также воспитания.  Уже после смерти социолога в 2002 году была издана монография  под  редакцией  его  младшего  коллеги  и  соавтора  Д.  Ленцена. Эта работа стала итогом предпринятого  Луманом  многолетнего  анализа воспитания  с  позиции  разработанного  им  теоретико-методологического подхода.1 

     Теоретическая  концепция  Лумана содержит  инструментарий  для  анализа  процесса социокультурной  эволюции  воспитания,  его  функциональной дифференциации.  Благодаря данной теории становится методологически  возможным социологическое изучение образования и воспитания на уровне интеракции, организации и как  подсистемы общества.

  Прежде  чем  перейти  к  непосредственному  изложению  концепции Лумана, необходим  ряд предварительных замечаний.

    • Луман принципиально обозначает  социальную  систему  образования  как  «систему  воспитания».

    Согласно  Луману, понятие «образование» – это та  форма,  облекаясь в которую воспитание  различает себя  как систему со свойственной  ей  средой.2  Эта форма разворачивается содержательно в процессе социокультурной эволюции.

    • Согласно позиции Лумана,  и социализация, и  воспитание – это механизмы формирования и изменения личности.3 Однако  между ними  существуют  принципиальные различия.  Социализация,  по  мнению  Лумана,  относится исключительно к аутопойетической  операционально  закрытой  системе – сознанию  индивида.

Социализация  –  это  процесс  построения  ожиданий,  обеспечивающий аутопойезис (самовоспроизводство) сознания.1 Луман подчеркивает, что   социализация  осуществляется  посредством действия  или подражания. Она лишена направленности и вплетена во все социальные контексты.

     Воспитание – это деятельность, которая осуществляется только  через коммуникацию и специализируется на изменении личности.2 Специфика воспитательной  коммуникации состоит в том, что она всегда интенциональна,  т.е.  содержит определенный воспитательный  замысел.  По  мысли Лумана,  воспитание дополняет и корректирует результаты социализации.

     Определяя  воспитание  в  качестве  системы,  Луман  рассматривает  ее структуру  по той же схеме анализа, по которой  в его теории изучаются и все  другие  функциональные  подсистемы  общества.

Луман выделяет символически генерализированную  медиа - форму  системы,  медиа-код  системы,   собственную формулу  контингенции и  иерархические  уровни функционирования системы (интеракцию,  организацию, общественно/коммуникационный  уровень).4

Рассмотрим, как трактуются Луманом вышеперечисленные  понятия.

     Символически  генерализированная медиа-форма –  это  символ,  смысл, которые  передаются  в  коммуникации  и  обеспечивают  вероятность  ее позитивного  исхода. 

     Собственного  бинарный  медиа-код –  это  способ  шифрования  смысла коммуникации,  делающей  информацию  понятной  для  самой  системы. Он обеспечивает обособление  и  индивидуализацию  медиа-формы. Благодаря  медиа-коду  воспитание  способно  различать  принадлежащие  ей операции  от  тех,  которые  принадлежат  другим  подсистемам.  Медиа-код придает  смыслу –  неотъемлемой  составляющей  коммуникации –  ту форму, которая  доступна  для  наблюдения  и  понимания  в  конкретной коммуникативной  среде. 

     Выделение  медиа-кода  осуществляется одновременно с установлением его семантического компонента – программы кода.  Программа  создает  критерии,  фиксирующие  условия   правильного  распределения  положительных  и  отрицательных  его  значений.  Она обосновывает, что должно быть принято в качестве правильного.1

     Таким  образом,  символически  генерализированная  медиа-форма функциональной  системы  должна  с  необходимостью  располагать  собственным медиа-кодом и программой.

      Луман  считает,  что  символически  генерализированная  медиа-форма воспитания  может  быть  выражена  через  понятие  «жизненный  путь». По  мысли  социолога,  именно  такая  медиа-форма обнаруживается в представлении о том, что каждый член общества проходит определенный жизненный путь, состоящий из  индивидуальных событий.5 Формой  данного медиального субстрата выступает «знание». Иными словами, возможности, определяющие  дальнейшее  направление индивидуального жизненного  пути, обретаются только  в форме знания.  Луман поясняет,  что для воспитания знание – это,  прежде  всего,  индивидуальное  знание.  Только  в такой форме становится возможным обретение шансов на реализацию жизненного пути.6

     Как отмечалось, с помощью бинарного  медиа-кода система маркирует собственные  операции  и  отличает  их  от  операций  других  систем.

     Луман выделяет  две  основные  операции  воспитания:

  1. Воспитание,
  2. Селекция.

     Передача  нового, еще неизвестного знания кодируется  бинарным  кодом «усвоенное/неусвоенное».1 Однако, по Луману, операция воспитания не содержит критериев для  определения успешности или неуспешности усвоения знания. В  силу  этого  первичное  кодирование  дополняется  ретроспективным способом выявления результата операции воспитания – селекцией.  Селекция предоставляет критерии «успеха/не успеха» обучения, поскольку именно она вводит  повторное  бинарное  кодирование  по  принципу «лучший/худший». Именно код селекции – «лучший/худший» –  Луман и обозначает как медиа-код системы воспитания.7 

Информация о работе Патриотическое воспитание современной молодежи