Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:07, курсовая работа
Целью исследования является оценка эффективности методов и форм патриотического воспитания в системе школьного образования.
         В соответствии с поставленной  целью необходимо выполнить следующие  задачи: 
рассмотреть теоретико-методологические концепции  воспитания в целом и патриотического воспитания как одной из его составляющих;
изучить сущность и содержание проблемы патриотизма и патриотического воспитания;
в ходе экспертного интервью ознакомиться с основными формами и методами патриотического воспитания современной молодежи г. Тольятти;
определить отношение школьников г.Тольятти к существующей системе;
Определить слабые и сильные стороны патриотического  воспитания школьников.
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1 Концепция воспитания Н. Лумана 6
2.1. Концепция патриотического воспитания  учащийся молодёжи (А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев,  В.И.Лутовинов) 14
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ  ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 30
2.1.Методы  и формы патриотического воспитания  школьников 30
2.2. Оценка эффективности патриотического  воспитания школьников г. Тольятти. 34
Заключение 42
Список  литературы: 45
«Угасание патриотизма - это признак кризиса социума; его искусственное разрушение - путь к уничтожению народа».27 Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитательного воздействия, осуществляемого российским обществом и его различными институтами на современном этапе развития.
     Интеграция 
патриотизма в образование 
     Культура 
патриотизма – феномен, созданный 
волей, разумом, душой и руками человека, 
существующий в виде духовных ценностей, 
символов, социальных традиций, разнообразных 
способов человеческой деятельности и 
общения.29 Она представляет собой 
совокупность достижений в области духовного 
производства, науки, искусства, морали, 
воспитания, а также предметов труда и 
творчества. Воспитание культуры патриотизма 
рассматривается как процесс целенаправленного 
воздействия на сознание и чувства учащихся 
и функционально ориентировано на формирование 
у них определенных установок, мотивов, 
понятий, принципов ценностей, идеалов, 
черт характера, поведения, деятельности 
и межличностного общения. Вместе с тем 
процесс образования в структуре педагогического 
процесса характеризуется активным присвоением 
учащимися патриотической деятельности 
и внутренне отражается в духовном развитии 
личности. Среди наиболее значимых ценностей, 
тесно связанных с патриотическими, выделяются 
духовные, нравственные, интеллектуально-
Авторы учебника «Концептуальные основы патриотического воспитания учащейся молодёжи»30 определяют понятие патриотического воспитания, как систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Они утверждают, что это сложная система социальнo-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать её интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.1
Авторы данной концепции выделяют основные принципы патриотического воспитания в системе образования, его цель и задачи. По их мнению, патриотическое воспитание основывается на общепедагогических принципах воспитания таких, как принципы народности, природосообразности, культуросообразности и д.р. Однако имеет и собственные, отражающие его специфику.31
     К 
принципам патриотического 
   Является 
интегративным принципом 
2. Исторической и социальной памяти. Социальная память осуществляет связь времён – прошлого, настоящего и будущего, является механизмом закрепления, аккумуляции, сохранения и воспроизведения (восстановления, воссоздания, моделирования) социального опыта. Принцип памяти выполняет функцию сохранения духовно-нравственного и культурно-исторического наследия народа и воспроизводит это наследие в реконструированных формах содержания патриотического воспитания. Актуализация данного принципа становится возможной благодаря укренённости исторически сложившихся ценностей и идеалов, которая способствует преодолению дискретности между наличной ситуацией и образом желаемого будущего России. Реализация желаемой модели социума осуществляется посредством перевода механизмов социальной и исторической памяти в плоскость привычной повседневной реальности. 33
     3. 
Межпоколенной преемственности 
духовного опыта. Данный 
     4. 
Социокультурной и 
     5. 
Гордости и великодушия в 
     6. 
Сакральности символов и 
     7. 
Соборности в воспитании 
8. Опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции. «Традиции — это специфические формы существования «наследственной» социальной информации, включающей в свое собственное пространство-время нормативно значимые способы действий, оценок, мировосприятие, символику, алгоритмы культурного воздействия на личность и процессы образования и социализации индивидов через схемы действия, культурные символические формы, язык, роли, статусы и т.п. Они выступают универсальной формой сохранения и трансляции социокультурного опыта, обеспечивая при этом устойчивую социокультурную преемственность в реалиях повседневности»36. В традиции как основе патриотического воспитания заложен механизм духовного воспроизводства человека культуры, гражданина, патриота, выступающий особым процессом его самоидентификации и направленности на проявление собственной специфики и самобытности. Традиции существуют как особые «модели» коллективного бытия людей на данной территории, и смена поколений происходит вместе с постоянным переносом этой модели из прошлого в настоящее и будущее.
     9. 
Импликации традиций и 
Все вышеперечисленные принципы, отражают требования к разработке структуры и содержания патриотического воспитания в системе образования, позволяют обоснованно конкретизировать реализацию общей его цели в следующих обобщенных предметно-целевых задачах перехода от механизмов трансляции знаний, на модель образования, ориентированную на смыслотворчество, на трансляцию принципов патриотически сообразной деятельности в условиях «ученого незнания», что в наибольшей степени связано со становлением человека культуры, гражданина, патриота, личности современного специалиста. Современный специалист, движимый долгом перед Отечеством должен обладать рядом качеств, которые выступают на первый план: креативность мышления и быстрота принятия решений, способность к обучаемости, самообучаемости, умение адаптироваться в новых обстоятельствах, устойчивость к фрустрациям внешней и внутренней среды организации, умение отслеживать и правильно оценивать состояние окружающего пространства. Высокая степень адаптивности при деятельности в турбулентной среде характеризует творческий уровень личности, способной решать разнообразные задачи без психологического ущерба для себя и окружающих.
     Поэтому 
современное образование 
Патриотическое воспитание так же основывается на принципах научности, демократизма, приоритетности исторического и культурного наследия России, системности, преемственности, учета возрастных особенностей и интересов различных категорий учащейся молодежи.38
Цель патриотического воспитания молодёжи в системе образования, как считают авторы концепции, основывается на таких государственных приоритетах, как державность, государственничество и социальная солидарность, реализуемых через возрождение в образовательной практике образов гражданственности, патриотизма как важнейших духовнo-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными и социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенсrвовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его защиты и безопасности.39
Информация о работе Патриотическое воспитание современной молодежи