Патриотическое воспитание современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является оценка эффективности методов и форм патриотического воспитания в системе школьного образования.
В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть теоретико-методологические концепции воспитания в целом и патриотического воспитания как одной из его составляющих;
изучить сущность и содержание проблемы патриотизма и патриотического воспитания;
в ходе экспертного интервью ознакомиться с основными формами и методами патриотического воспитания современной молодежи г. Тольятти;
определить отношение школьников г.Тольятти к существующей системе;
Определить слабые и сильные стороны патриотического воспитания школьников.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1 Концепция воспитания Н. Лумана 6
2.1. Концепция патриотического воспитания учащийся молодёжи (А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев, В.И.Лутовинов) 14
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 30
2.1.Методы и формы патриотического воспитания школьников 30
2.2. Оценка эффективности патриотического воспитания школьников г. Тольятти. 34
Заключение 42
Список литературы: 45

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.docx

— 108.82 Кб (Скачать)

     «Угасание патриотизма  - это признак кризиса социума; его искусственное разрушение - путь к уничтожению народа».27 Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитательного воздействия, осуществляемого российским обществом и его различными институтами на современном этапе развития.

     Интеграция  патриотизма в образование основывается на системе сформировавшейся на протяжении многих веков культуры патриотизма  и пространства её регулятивов28 (ценностей, идеалов, смыслов, символов, традиций, инноваций, стереотипов, образов и т.д.).

     Культура  патриотизма – феномен, созданный  волей, разумом, душой и руками человека, существующий в виде духовных ценностей, символов, социальных традиций, разнообразных  способов человеческой деятельности и  общения.29 Она представляет собой совокупность достижений в области духовного производства, науки, искусства, морали, воспитания, а также предметов труда и творчества. Воспитание культуры патриотизма рассматривается как процесс целенаправленного воздействия на сознание и чувства учащихся и функционально ориентировано на формирование у них определенных установок, мотивов, понятий, принципов ценностей, идеалов, черт характера, поведения, деятельности и межличностного общения. Вместе с тем процесс образования в структуре педагогического процесса характеризуется активным присвоением учащимися патриотической деятельности и внутренне отражается в духовном развитии личности. Среди наиболее значимых ценностей, тесно связанных с патриотическими, выделяются духовные, нравственные, интеллектуально-образовательные, социокультурные, исторические, социальнo-политические, профессионально-трудовые.

     Авторы учебника «Концептуальные основы патриотического воспитания учащейся молодёжи»30 определяют понятие патриотического воспитания, как систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Они утверждают, что это сложная система социальнo-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать её интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.1

     Авторы  данной концепции выделяют основные принципы патриотического воспитания в системе образования, его цель и задачи. По их мнению, патриотическое воспитание основывается на общепедагогических принципах воспитания таких, как принципы народности, природосообразности, культуросообразности и д.р. Однако имеет и собственные, отражающие его специфику.31

     К принципам патриотического воспитания А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев, В.И.Лутовинов относят следующие:

  1. Служения Отечеству.

   Является  интегративным принципом патриотического  воспитания. Понятие «служение Отечеству» имеет следующий тезаурус: идея служения, мотив служения, идеал служения, смысл служения, результирующим вектором выступает опыт служения Отечеству. В современных условиях требования принципа распространяются на сферу  воспитания патриотизма как в  ракурсе созидательной деятельности, так и защиты Родины. В содержании патриотического воспитания по формированию опыта служения Отечеству должны быть отражены общечеловеческие ценности, такие, как жизнь без войны, чувство  социальной уверенности в завтрашнем дне, историческая память и др. В  его основе лежат собственные  переживания, творческое переосмысливание, проблематизация образа Отечества  и служения в качестве проекции их собственной будущности. В процессе переживания собственной сопричастности к Отечеству происходит изменение  ценностно-смысловых образований, которые  являются глубинными структурами личности, составляют ее ядро, задают направленность жизнедеятельности в целом.32

     2. Исторической и социальной памяти. Социальная память осуществляет связь времён – прошлого, настоящего и будущего, является механизмом закрепления, аккумуляции, сохранения и воспроизведения (восстановления, воссоздания, моделирования) социального опыта. Принцип памяти выполняет функцию сохранения духовно-нравственного и культурно-исторического наследия народа и воспроизводит это наследие в реконструированных формах содержания патриотического воспитания. Актуализация данного принципа становится возможной благодаря укренённости исторически сложившихся ценностей и идеалов, которая способствует преодолению дискретности между наличной ситуацией и образом желаемого будущего России. Реализация желаемой модели социума осуществляется посредством перевода механизмов социальной и исторической памяти в плоскость привычной повседневной реальности. 33

     3. Межпоколенной преемственности  духовного опыта. Данный принцип  полагает использование в воспитании  укорененную в глубинах народной  жизни систему базовых ценностей,  существующую в форме таких  архетипических конструкций, которые  на протяжении тысячелетий формировали  разные поколения, создавая лицо  народа и нации, обусловливая  совершенно определенный тип  личности. Данный принцип отражает  единство и многообразие социального  и народного компонентов в  патриотическом воспитании. Он ориентирует  на сохранение общих черт многовековой  бытовой культуры воспитания, этнокультурные, духовные, героические и созидательные  традиции, общие факторы воспитания, присущие различным народам: природа,  слово, язык, традиции, стереотипы, идеалы, смыслы, обычаи, верования, искусство,  труд, быт и др. Основой данного  принципа является понимание  укоренённости межпоколенного опыта  в различного рода социальных  практиках, образе жизни, закладываемых  культурой. Социокультурная преемственность  обеспечивает гомеостаз и возможности  воспроизводства социокультурных  отношений благодаря действию механизмов социального наследования, которое осуществляется процессами социальной и исторической памяти. 34

     4. Социокультурной и национальной  идентификации. Этот принцип определяет действие механизмов отождествления субъекта с социальным миром, воспринимаемым как мир Родины, отчего дома, родства, что позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снимает уровень напряженности и конфликтности, создает свою, близкую среду. Именно этим, по мнению ученых, определяется смысл поиска идентификационного кода российской культуры, адекватного вызовам современности.

     5. Гордости и великодушия в осмыслении  социокультурной реальности исторического  прошлого, требующий относиться  к ходу отечественной истории  и отдельным историческим событиям  как данности, рассматривать их  в контексте необходимости и  оправданности последующим ходом  исторического процесса. Данный  принцип распространяется на  образовательные области и сферы  воспитания, связанные с культурно-историческим  и политическим прошлым нашей  страны и требует объективного, лишённого каких-либо оснований  пристрастности в освещении исторического  опыта.

     6. Сакральности символов и смыслов  Отечества. Данный принцип определяет  эмоционально-ценностную доминанту  воплощения чувства гордости  и приверженности памяти предков  в дело созидания и защиты  Родины. Он основывается на наделении  реальных вещей, явлений, событий  священным содержанием, незыблемыми,  не подверженными сомнению свойствами, при которых данные предметы  или явления становятся образами  и символами в сознании людей.  Символы формировали у многих  поколений россиян личностный идеал, т. е. способ мышления или форму сознания, направленную на восприятие особой «священной» сферы мыслеобразов сообразной жизненным ожиданиям человека.35 Каждый человек наделяет ценности своими собственными смыслами. Поэтому одна из важнейших характеристик патриотического воспитания - eгo ценностно-смысловой xapaктер, на который педагог и воспитанник ориентируются в своей совместной деятельности.

     7. Соборности в воспитании духовных  основ патриотизма. Результаты  научных обобщений социокультурных,  религиозных и философских особенностей  российского менталитета позволяют  сделать вывод, что одним из  принципов идентификации духовной  жизни российского социума является  соборность (коммунитарность), которая  обладает коллективистскими, объединяющими  началами социокультурной интеграции. Соборность - это этнический архетип  в пространстве культуры российского  социума, nроявляющийся как чувство  коллективного синтеза единичного  и множественного, реального и  сакрального, рационального и иррационального. В патриотическом воспитании данный принцип направлен на формирование духовности, гармонических основ в отношениях личности, коллектива, общества и государства, основ воспроизводства традиций народного единства, благоговения перед предками, гуманизма, толерантности, милосердия, коллективизма.

     8. Опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции. «Традиции — это специфические формы существования «наследственной» социальной информации, включающей в свое собственное пространство-время нормативно значимые способы действий, оценок, мировосприятие, символику, алгоритмы культурного воздействия на личность и процессы образования и социализации индивидов через схемы действия, культурные символические формы, язык, роли, статусы и т.п. Они выступают универсальной формой сохранения и трансляции социокультурного опыта, обеспечивая при этом устойчивую социокультурную преемственность в реалиях повседневности»36. В традиции как основе патриотического воспитания заложен механизм духовного воспроизводства человека культуры, гражданина, патриота, выступающий особым процессом его самоидентификации и направленности на проявление собственной специфики и самобытности. Традиции существуют как особые «модели» коллективного бытия людей на данной территории, и смена поколений происходит вместе с постоянным переносом этой модели из прошлого в настоящее и будущее.

     9. Импликации традиций и инноваций  в патриотическом воспитании. Данный  принцип основывается на представлении  о патриотизме как феномене, обладающем  свойством инверсии в пространстве  «прошлое-настоящее-будущее». 37Прошлое в патриотическом воспитании выступает как ресурсная база духовности, основанная на традициях, настоящее – потенциальная основа консолидирующая общество гармонией традиций и инноваций, будущее – результат преобразовательного внедрения инноваций в пространство традиций. Тем самым, обеспечивается устойчивость социальных отношений в формате: «личность – коллектив – общество – государство», осуществляется своеобразная регенерация прошлых общественных отношений в настоящем и будущем. Внедрение данного принципа преодолевает расхожий взгляд на патриотизм как достояние прошлого и обретает новое его видение как ресурса настоящих и будущих свершений, способствует формированию субъектной позиции человека в социальном пространстве.1

     Все вышеперечисленные  принципы, отражают требования к разработке структуры и содержания патриотического воспитания в системе образования, позволяют обоснованно конкретизировать реализацию общей его цели в следующих обобщенных предметно-целевых задачах перехода от механизмов трансляции знаний, на модель образования, ориентированную на смыслотворчество, на трансляцию принципов патриотически сообразной деятельности в условиях «ученого незнания», что в наибольшей степени связано со становлением человека культуры, гражданина, патриота, личности современного специалиста. Современный специалист, движимый долгом перед Отечеством должен обладать рядом качеств, которые выступают на первый план: креативность мышления и быстрота принятия решений, способность к обучаемости, самообучаемости, умение адаптироваться в новых обстоятельствах, устойчивость к фрустрациям внешней и внутренней среды организации, умение отслеживать и правильно оценивать состояние окружающего пространства. Высокая степень адаптивности при деятельности в турбулентной среде характеризует творческий уровень личности, способной решать разнообразные задачи без психологического ущерба для себя и окружающих.

     Поэтому современное образование призвано помочь молодежи быть устойчивой к  изменениям и способной к так  называемой «реактивной адаптации» на основе самообучения и обучения. Таким образом, важной составляющей патриотического опыта личности является готовность человека к переменам. Человек, переоценивая свой багаж знаний, принимает решение об его изменении  или об отказе от какой-то его части. Желание самосовершенствования  означает, что человек готов внести существенные изменения в условия  своей жизни и деятельности. Степень  изменения этих условий есть показатель патриотической активности личности.

     Патриотическое  воспитание так же основывается на принципах научности, демократизма, приоритетности исторического и  культурного наследия России, системности, преемственности, учета возрастных особенностей и интересов различных  категорий учащейся молодежи.38

     Цель  патриотического воспитания молодёжи в системе образования, как считают авторы концепции, основывается на таких государственных приоритетах, как державность, государственничество и социальная солидарность, реализуемых через возрождение в образовательной практике образов гражданственности, патриотизма как важнейших духовнo-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными и социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенсrвовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его защиты и безопасности.39

Информация о работе Патриотическое воспитание современной молодежи