Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:07, курсовая работа
Целью исследования является оценка эффективности методов и форм патриотического воспитания в системе школьного образования.
В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть теоретико-методологические концепции воспитания в целом и патриотического воспитания как одной из его составляющих;
изучить сущность и содержание проблемы патриотизма и патриотического воспитания;
в ходе экспертного интервью ознакомиться с основными формами и методами патриотического воспитания современной молодежи г. Тольятти;
определить отношение школьников г.Тольятти к существующей системе;
Определить слабые и сильные стороны патриотического воспитания школьников.
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1 Концепция воспитания Н. Лумана 6
2.1. Концепция патриотического воспитания учащийся молодёжи (А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев, В.И.Лутовинов) 14
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 30
2.1.Методы и формы патриотического воспитания школьников 30
2.2. Оценка эффективности патриотического воспитания школьников г. Тольятти. 34
Заключение 42
Список литературы: 45
Луман поясняет, что воспитание обнаруживает свой медиа-код в социальной селекции – процедуре определения позиции внутри и вне ее. Для воспитания социальная селекция – это процесс воздействия на свою среду. Именно поэтому, согласно Луману, процесс социальной селекции, в котором воспитание обнаруживает свой медиа-код, должен определять ее программу. Но он не исчерпывается лишь критериями для определения значений кода селекции, а содержит в себе также указания на воспитательный идеал. В результате такого способа формулирования программы воспитание обретает структурную специфику. В воспитании отсутствует четкое различение между кодированием и программой, поскольку семантика программы включает в себя не только указание для распределения значений медиа-кода, но также содержит обозначения функции. Выше было отмечено, что символически генерализированная медиа-форма и медиа-код обозначают границы системы. Установление границ ставит перед системой проблему неопределенности отношения к самой себе и к среде. С помощью понятия «формула контингенции» – «существует так, но может быть иначе» – Луман демонстрирует, каким образом воспитание решает эту проблему двойной неопределенности. Это форма с двумя сторонами. На одной, немаркированной стороне оказывается когнитивное пространство возможностей. На другой - маркированной, устанавливается нечто понятное, что может быть использовано в коммуникации. Формула контингенции фиксирует, каким образом система обозначает собственное единство, и как она реагирует на изменения среды.8 Таким образом, анализ формулы контингенции и ее содержания делает методологически возможным установление динамики развития воспитания, которое обусловлено ее изменениями в ответ на изменения среды. Символом единства воспитания выступает воспитательный замысел. В процессе рефлексии о содержании этого замысла воспитание приходит к определению собственной формулы контингенции. Согласно Луману, воспитание обретает собственную формулу контингенции в понятии «образование». Понятие «образование», сложившееся в XVIII в., означает не процесс воспитания, а исключительно его отчетливый результат. Образование – это итог активной работы индивида над собой, символ его общественного успеха.9 Понятие «образование» выступает в качестве маркированной, определенной стороны формулы контингенции, которая используется в общественной коммуникации. Немаркированной стороной этой формы оказывается бесконечное количество возможностей конкретного содержания образования. Согласно Луману, внутренне присущие системе структурные компоненты обретаются ею лишь постепенно в процессе социокультурной эволюции. В исторической перспективе вычленяются ее собственные генерализированная медиа-форма, бинарный код, три иерархических уровня ее функционирования. Вместе с тем уточняется семантика системы, ее собственная проблемная область.
Необходимо подчеркнуть, что динамика развития воспитания рассматривается Луманом исключительно в контексте эволюции европейского общества – его последовательного перехода от сегментарного к стратификационному и затем функциональному типу дифференциации. Причем выделение воспитания в самостоятельную функциональную подсистему осуществляется лишь на поздних этапах общественного развития.10
В сегментарных и стратифицированных обществах воспитание функционально и организационно не обособлено от семьи и религии.11 Обособление происходит в интеракции, контекстом которой является «урок», означающий наличие ролевой дифференциации учитель–ученик. На уровне интеракции по типу «урок» уже вполне проявляется различение воспитания и среды, где роли учителя и ученика составляют среду, а коммуникация в виде «урока» – активную преобразовательную деятельность. Принципиально важно отметить отличие лумановской концепции от классических и современных, составляющих предметное поле социологии образования. В большинстве социологических концепций выделение воспитания/образования увязывается исключительно с вычленением их организационного уровня – созданием государственных образовательных учреждений. В методологической логике такой трактовки объектом социологического изучения становятся те аспекты воспитания, в которых отчетливо выкристаллизовался организационный уровень. И, соответственно, вне теоретико-методологической рефлексии оказываются интерактивный и общественный уровни функционирования образования. Луман, напротив, подчеркивает, что интерактивное выделение воспитания предшествует профессионализации преподавательской деятельности и созданию школьных организаций.12 Наличие ролевой дифференциации на уровне интеракции «урок» свидетельствует о начальном этапе ее функциональной дифференциации. Изменение воспитания напрямую связано с внутренней дифференциацией его иерархических уровней – усложнением интеракции, уточнением ее среды, и выделением организационного уровня.13
Лумановская
концепция социокультурной эволюции
функциональной системы детальным
образом была проанализирована Е.А.
Островской-мл.В её монографии «Религиозная
модель общества: Социологические аспекты
институционализации традиционных религиозных
идеологийю»14 отмечается, что в
концепции Лумана идет вычленение
организационного уровня воспитания,
которе осуществляется лишь при
опоре на государство. Вслед за
классиками и современными социологами
образования Луман признает, что образовательные
организации воспитания обретают форму
государственных образовательных
учреждений.15 В европейских
обществах становление общегосударственных
образовательных структур датируется
второй половиной XVIII в. Вслед за
вычленением интерактивного и
организационного уровней выделяется
самоописание – коммуникационный
уровень. Применительно к воспитанию
таким воплощением ее коммуникационного/
Итак, в рамках системно-функционального подхода Лумана воспитание анализируется как общественная подсистема, осуществляющая специфическую функцию. Эта функция реализуется на трех уровнях – интерактивном, организационном и коммуникативном/общественном. Следует подчеркнуть преимущества лумановского подхода для решения актуальных проблем социологии образования. Прежде всего, необходимо отметить, что в нем обретают свое определение и операционализацию основные для социологии образования понятия – социализация, воспитание, образование. В фокусе социологического анализа Лумана воспитание реализуется как целенаправленная социализация, осуществляемая посредством коммуникации.
Межнаучная
интеграция знаний о феномене патриотизма
позволила авторам создать
Авторами данной концепции определяется основное содержание проблемы патриотизма и патриотического воспитания
Современное
состояние патриотического
Вместе с тем мощная государственная поддержка советского патриотического воспитания, для чего под эгидой партийного аппарата использовались пропаганда, образование, культура, все средства информационного воздействия, способствовали достаточно высокому уровню патриотизма, воспитывали в естественной форме любовь и уважение к Отечеству, осознание подрастающим поколением своего гражданского долга, обязанности служить интересам страны и общества, прививали чувство коллективизма.
С разрушением идеологической оболочки декларативного патриотизма на волне переоценки ценностей «перестроечного периода» были утрачены, потеряны многие его корни. Этот негативный процесс, объективный в cилy глубинных катаклизмов во всех сферах жизни страны, связанный с разрушением, распадом советской команднo-административной системы, во многом был инициирован «перестроечной» конъюнктурой, политическими спекуляциями, внутренним, идущим «сверху» антикоммунизмом, который расшатал фундамент не только социалистического, но и общероссийского здания.19
Наиболее опасными негативными процессами стали, по мнеию ученых, депатриотизация духовной жизни, размывание ценностно-мотивационного ядpa национального самосознания, резкое снижение чувства человеческого единства и достоинства. 20Отечественная история, ее героические события, персоналии выдающихся деятелей, независимо от того, какой социальнo-политической ориентации они придерживались, утратили силу нравственного идеала как основы воспитания. В общественном сознании молодёжи и особенно в молодежной субкультyре получили широкое распространение апатия и равнодушие, нигилизм и цинизм, безответственность и немотивированная агрессивность, индивидуализм и эгоизм, утилитарное и корпоративное отношение к государству и социальным инститyтам. 21
Под воздействием вестернизации отечественной культyры и образования в сознании молодёжи утрачивает собственно российскую основу народный менталитет, стираются складывавшиеся веками национальные черты образа жизни россиян, являющиеся важнейшими механизмами её социокультурной идентификации.
В связи со значительным ослаблением воспитательного потенциала Вооружённых Сил, значительно снизился уровень работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи, что обнаружилось в устойчивой тенденции падения престижа военной службы.
Авторы книги «Концептуальные основы патриотического воспитания учащейся молодёжи»22 утверждают, что причины сложившейся ситуации не только в отсутствии общей стратегии и резком ослаблении управления важнейшими звеньями и механизмами в процессе организации деятельности образовательных учреждений по патриотическому воспитанию молодежи. Они ведут речь о том, что фактически прекратилась целенаправленная разработка теоретических основ, создающих возможности инновациям, появлению новых технологий, перспективных методик, комплексного использования наиболее эффективных методов, форм и средств в патриотического воспитания в ХХ1 веке, остаётся за гранью научного переосмысления богатейший исторический опыт зарубежных стран, накопленный в этой сфере, а имеющиеся в образовательно-воспитательной практике модели необдуманно переносятся на отечественную почву воспитания.23
Целогo комплекс проблем, накопившихся в сфере патриотического воспитания молодежи как важнейшего компонента процесса воспроизводства человека культуры, гражданина, патриота требует срочного решения. В связи с чем появляется необходимость глубокого изучения и всестороннего анализа всех происходящих в российском обществе изменений, тенденций развития с учетом существующих и нарождающихся проблем и противоречий. Огромное значение приобретает поиск и разработка принципиально новых подходов к созданию качественно иных основ деятельности по формированию у подрастающего поколения служения Отечеству, учитывающей систему его ценностных ориентаций, потребностей и интересов на фоне современных тенденций общественного развития.
Патриотизм - это многоаспектное явление, по - разному проявляющееся на различных уровнях социального пространства и представляющее собой сложный комплекс свойств и характеристик.24
На сегодняшний день сложились следующие подходы к рассмотрению понятия патриотизма:
Возрождение
российского патриотизма в
Информация о работе Патриотическое воспитание современной молодежи