Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:41, реферат
В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах реформируемой российской государственности. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как аналога деструктивности и конфликтогенности с фашистским и расистским уклоном, до призывов первых лиц государства к единению российского народа на основе интеграционного потенциала патриотизма, принятия Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы» и
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРЛОВСКИЙ ФИЛИАЛ
ФАКУЛЬТЕТ «Социальные технологии»
КАФЕДРА «Социальной работы и педагогики профессиональной деятельности»
ДОКЛАД
по учебной дисциплине «Гражданское и патриотическое воспитание»
ТЕМА: «Нормативно-правовые основы формирования системы патриотического воспитания молодежи в современной России »
Выполнила:
Студентка 2 курса
Группы СЗС(б)
Мальцева А.В.
Проверила:
Ассистент
Новикова И.П.
Орел 2013
«Патриотизм есть
любовь ко благу и славе Отечества
и желание способствовать им во всех
отношениях»
Н.М. Карамзин
ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЗМА
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В последнее десятилетие
в России патриотизм стал одной из
самых дискуссионных тем, широко
обсуждаемых в различных сферах
реформируемой российской государственности.
Разброс мнений достаточно велик: от
дискредитации патриотизма как
аналога деструктивности и
Патриотизм неразрывно
связан с интернационализмом, чужд
национализму, сепаратизму и космополитизму.
«Патриотизм — это особая направленность
самореализации и социального поведения
граждан, критериями для которых
являются любовь и служение Отечеству,
обеспечение целостности и
Но, несмотря на то,
что вышеперечисленные
Геннадий Зюганов: «Обращение к нашей истории, особенно к истории советского времени, позволяет сделать важный вывод: на каждом новом этапе развития происходило уточнение и наполнение идеи единства патриотизма и социализма. Мы, современные коммунисты-патриоты, коммунисты-государственники, являемся законными наследниками идеологии русского патриотического социализма. Эта идеология опирается на вековой жизненный опыт нашего народа, которому от века присущи и любовь к Родине, и жажда справедливости. Процветания и могущества Россия достигала только тогда, когда эта любовь и эта жажда соединялись в единый порыв. Поэтому и сегодня патриотизм и социализм должны идти рука об руку в деле возрождения Великой России».
Ирина Хакамада: «…Я отношусь к нетрадиционным патриотам, а именно, к тем людям, которые не связывают патриотизм с бездумной верой в собственное государство, а которые связывают свою судьбу со своей страной, потому что именно эта страна позволяет человеку реализовать себя, как свободную личность, и достоинство которого уважает власть».
Эдуард Лимонов: «…Власть имущие, которые в свое время совершили разрушение СССР, пользуясь демократической идеологией, теперь взяли на вооружение патриотическую идеологию и эксплуатируют ее. Хотя, на мой взгляд, им абсолютно безразлично, что эксплуатировать, кого и как».
Со своей стороны, представители партии «Единая Россия» призывают не размывать понятие патриотизма и не заниматься популизмом, а проводить взвешенную государственную политику в вопросах патриотического воспитания. Лидер партии Борис Грызлов связывает понятие патриотизма с историей и величием России: «Богатство России — это не только ее недра, не только и не столько нефть и газ, а огромный творческий потенциал российского народа, наше единство, наша любовь к Родине. Именно национальное единство и патриотизм не раз решали судьбу нашей страны. Благодаря народному единству и патриотизму Россия стала великой державой и останется такой на века».
В целом на сегодняшний
день можно констатировать наличие
значительного числа
ИСТОРИЧЕСКИЕ И
СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ
«…Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной, она должна доходить до сердца. <…> Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Поэтому, конечно, этим нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период.
Д.А.Медведев
(Из видеоконференции в приемной Президента
России, 9 апреля 2009 г.)
Патриотическое
воспитание, являясь составной частью
общего воспитательного процесса, представляет
собой систематическую и
Современная российская
система патриотического
СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В настоящий момент
в Российской Федерации действует
около 2000 организаций, которые имеют
непосредственное отношение к делу
военно-патриотического
Структурой, призванной
решать организационные, методические
и информационные задачи в системе
патриотического воспитания граждан,
является государственное учреждение
Российский государственный военный
историко-культурный центр при Правительстве
Российской Федерации («Росвоенцентр»).
Эта организация была образована
в 1997 году постановлением Правительства
РФ с целью разработки и реализации
«программ и планов по решению
задач военно-исторического, мемориального
и культурно-воспитательного
Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти; учебные заведения всех уровней; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; средства массовой информации и другие.
Основные структуры,
целью которых является патриотическое
воспитание, на сегодняшний день, можно
разделить на три группы: государственные,
общественно-государственные, и общественные.
Примерами первых являются Суворовские
и Нахимовские военные училища
и кадетские корпуса, вторых —
ДОСААФ как общественно-
Суворовские и Нахимовские военные училища и кадетские корпуса вместе составляют систему кадетского воспитания и образования. Кадетское образование в России новейшего периода ее истории — явление достаточно неоднородное. Кадетские корпуса различаются по истории создания, по ведомственной принадлежности, по возрасту воспитанников. «Кадетскими корпусами» именуются образовательные учреждения, действующие на основании различных документов, использующие различные подходы к включению в образовательные программы военного компонента и имеющие другие существенные различия. Сегодня в России существуют более 200 военно-учебных и образовательных учреждений, именующихся (или именующих себя) кадетскими. Они образованы и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Суворовское (Нахимовское)
военное училище — это
ДОСААФ. Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту — Общероссийская общественная организация содействия армии, авиации и флоту, массовая оборонно-патриотическая организация трудящихся, цель которой — содействие укреплению обороноспособности страны и подготовке трудящихся к защите социалистического Отечества. 17 декабря 2009 года состоялся внеочередной съезд РОСТО – организации-правопреемника советского ДОСААФ. Съезд утвердил преобразование Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)» в Общероссийскую общественно-государственную организацию «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ России).
Обновленная организация ДОСААФ призвана стать основой допризывной подготовки в нашей стране — об этом сказано в недавно утвержденной Концепции федеральной системы подготовки граждан к военной службе до 2020 года. Согласно документу, число армейских специалистов, подготовленных ДОСААФ, в недалеком будущем должно ежегодно составлять 200 тыс. человек. Для сравнения: за последние 10 лет в ДОСААФ было подготовлено около 1,3 млн. специалистов. То есть, в среднем — 130 тысяч в год.
Скаутское движение. Скаутское движение — всемирное юношеское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодёжь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Скаутская организация добровольна, аполитична, независима. Приблизительная численность Российского скаутинга на 2007 год — 30 000 человек. Сейчас в России нет единой скаутской организации. Крупнейшими из российских скаутских организаций являются: Организация Российских Юных Разведчиков (ОРЮР), Национальная Организация Российских Скаутов-разведчиков (НОРС), Русский Союз Скаутов, Российская Ассоциация девочек-скаутов, Братство Православных Следопытов.
Военно-патриотическое
и военно-спортивное движение. Военно-