Нормативно-правовые основы формирования системы патриотического воспитания молодежи в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:41, реферат

Краткое описание

В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах реформируемой российской государственности. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как аналога деструктивности и конфликтогенности с фашистским и расистским уклоном, до призывов первых лиц государства к единению российского народа на основе интеграционного потенциала патриотизма, принятия Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы» и

Файлы: 1 файл

доклад патриотизм вар 1.docx

— 83.52 Кб (Скачать)

 

Военно-спортивные клубы зародилось в 80-е годы прошлого века. Без преувеличения можно  сказать, что это движение было всесоюзным. Занятия в клубах давали молодым  людям очень хорошую общефизическую подготовку, основы военных знаний, а также понимание таких слов, как «любовь к Родине» и  «мужская дружба». 

 

Поисковое движение. Деятельность поисковых организаций направлена на поиск пропавших без вести солдат и их последующую идентификацию на основе смертных медальонов и архивных документов, также деятельность направлена на воспитание патриотизма и готовности к защите Родины у подростков и молодежи. В настоящее время действуют 6 межрегиональных общественных организаций поисковых объединений: «Северо – Запад» (г. Новгород), «Центр России» (г. Калуга), «Союз поисковых отрядов России» (г. Москва), «Север России» (Ленинградская область), «Ратник» (г. Курск), «Южный рубеж» (г. Ростов — на — Дону), а также значительное число отдельных поисковых отрядов или клубов. 

 

Военно-патриотические клубы при РПЦ. Начиная со второй половины 1990-х годов, в православной системе образования начинают складываться структуры военно-патриотического воспитания. Возрастает число военно-патриотических клубов при приходах, монастырях. Цель данных организаций — привить подросткам нравственные и духовные ориентиры на основе Православной Веры, любовь и верность своему Отечеству, воспитать готовность и умение защитить свою Родину и ее святыни. 

 

Один из активистов православного военно-патриотического  движения, создатель и руководитель клуба «Дружина "Доброволец"»  А.Кравченко, отмечает: «Православная  Церковь всегда являлась, наряду с  служилым сословием и народом, одной  из главных опор Российской государственности. И в качестве таковой всегда занималась вопросами защиты Отечества. Вспомним, как Дмитрия Донского на Куликовскую  битву благословлял Преподобный  Сергий Радонежский. Или как ополчение  Минина и Пожарского родилось потому, что прозвучал пламенный призыв Патриарха Гермогена к освобождению страны. И таких примеров не счесть. Все наиболее выдающиеся русские  полководцы были, как известно, людьми глубоко верующими. Более того, до 1917 года существовала стройная система  подходов к воспитанию воинов, основанная всецело на православных традициях. Так что повышенное внимание Церкви к воинскому воспитанию молодёжи сегодня вполне закономерно. В отличие  от тех, кто пытается превратить защиту Родины в один из способов зарабатывания  денег, Церковь видит в воинской службе прежде всего служение Богу и Родине. Мы в военно-патриотических клубах придерживаемся такой же точки  зрения». 

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РФ  

 

Проблемы  кадетского образования и воспитания

 
Современное российское кадетское  образование имеет ряд структурных  проблем. Во-первых, на федеральном  уровне отсутствуют единые программы  кадетского образования. Во-вторых, проблема состоит в организации подготовки и переподготовки воспитателей кадетских  школ. Третья проблема заключается  в недостаточности законодательной  базы, регулирующей кадетское образование, что требует внесения поправок в  Закон об образовании. Четвертая проблема – проблема лицензирования кадетских школ. 

 

В ноябре 2009 года Общественная палата РФ провела слушания на тему: «О ситуации с суворовскими  военными, нахимовскими военно-морскими и кадетскими корпусами Министерства обороны Российской Федерации, а также с участием суворовцев, нахимовцев и кадет в военных парадах на Красной площади». Представителей общественности обеспокоила тенденция наметившегося низведения суворовских и нахимовских военных училищ, до уровня неких «школ с кадетским уклоном». 

 

Участников заседания  обеспокоила тенденция, направленная на практически полное изъятие военных  компонентов из образовательно-воспитательного  процесса в Суворовских военных  училищах (СВУ), Нахимовских военно-морских  училищах (НВМУ) и кадетских корпусах Минобороны. Особенно возмутил представителей общественности тот факт, что суворовцев теперь решено больше не задействовать  в военных парадах. 

 

На основании  всего выше сказанного, можно выделить ряд проблем в системе кадетского образования в России, к ним  относятся: 

 

  • отсутствие единого органа, координирующего и контролирующего кадетские учебные заведения (лицензионная, контролирующая функция и д.р.);
  • отсутствие системы подготовки воспитателей для учебных заведений кадетского типа;
  • отсутствие единых программ кадетского образования на федеральном уровне;
  • недоработанная законодательная база, регулирующая кадетское образование;
  • изъятие из кадетского образовательно-воспитательного процесса военных компонентов (сокращение количества часов военной подготовки, смена военной формы на гражданскую, изъятие боевых знамен).

 

 

Проблемы  ДОСААФ России

 
Современная ДОСААФ унаследовала с  советских времен целый ряд проблем. Острой проблемой для приведения уровня допризывной подготовки в  соответствие с требованиями Министерства обороны Российской Федерации в  настоящее время является состояние  военной техники, переданной образовательным  учреждениям ДОСААФ России для организации  подготовки специалистов. Из общего количества техники около 90% образцов вооружения и военной техники, используемых для подготовки граждан по военно-учетным  специальностям в ДОСААФ России, устарело. Требует коренной модернизации спортивная база ДОССАФ России, где до 47% спортивных объектов нуждаются в реконструкции.  

 

В настоящее время  существует ряд проблем, влияющих на качество подготовки призывников в  ДОСААФ России. К основным из них  относятся: 

 

  • несоответствие состояния учебно-материальной базы ДОСААФ России уровню технического оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
  • ориентация образовательных учреждений ДОСААФ России только на курсовую систему подготовки, не дающую гражданам достаточного профессионального образования с возможностью социальной адаптации после военной службы;
  • значительное сокращение возможностей ДОСААФ России в удовлетворении интересов граждан к занятиям военно-прикладными видами спорта.

 

 

Проблемы  военно-патриотического и военно-спортивного  движения

 
Военно-патриотические и военно-спортивные клубы играют важнейшую роль в  патриотическом воспитании молодежи. Они формируют здоровый образ  жизни у детей и подростков, осуществляют их морально-нравственное воспитание; в практическом плане  такие клубы помогают государственным  институтам решать задачу подготовки резерва Вооруженных Сил. Однако на сегодняшний день военно-патриотические, военно-спортивные организации сталкиваются с целым комплексом проблем, в  частности, таких, как: 

 

  • отсутствие сбалансированной государственной политики в данном направлении (нормативно-правовое регулирование, финансовая политика);
  • отсутствие единой учебно-методической базы;
  • отсутствие единого государственного органа, контролирующего деятельность военно-патриотических и военно-спортивных клубов.

 

 

Проблемы  российского поискового движения

 
В настоящее время можно выделить ряд проблем в системе поисковых  организаций России. К ним относятся:  

 

  • отсутствие комплексной государственной поддержки поискового движения;
  • отсутствие современной нормативно-правовой базы (федеральный закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» устарел);
  • отсутствие единого всероссийского координационного информационно-методического центра поискового движения;
  • отсутствие единого архива по развитию и истории поисковых движений в России.

 

 

Проблемы, имеющие системный характер

 
Кроме рассмотренных выше проблем, затрагивающих отдельные формы  патриотического воспитания, существуют и проблемы, которые носят общий  характер и охватывают все компоненты системы патриотического воспитания в России. Среди них могут быть выделены следующие: 

 

  • нормативно-правовые: отсутствует необходимая нормативно-правовая база, призванная обеспечить правовую основу деятельности негосударственных патриотических и военно-патриотических объединений, требует серьезной доработки законодательная база поискового движения; госпрограмма "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг." и разработанные на ее основе программы в соответствующих министерствах и ведомствах, а также субъектах РФ, характеризуются слабой системностью, неопределенностью в отношении главных приоритетов и целей, низкой эффективностью механизмов реализации;
  • организационные: в сфере патриотического воспитания до сих пор нет системного, постоянного, эффективного механизма координации и управления деятельностью, особенно на горизонтальном уровне - между министерствами, ведомствами, органами и организациями в вопросах патриотического воспитания молодежи; отсутствует единый орган координации и управления;
  • финансовые: отсутствуют прозрачные механизмы финансирования патриотического воспитания со стороны государства, и, как следствие, распределение и расходование выделяемых средств происходит недостаточно эффективно; в большинстве субъектов РФ, которые являются дотационными, финансирование патриотического воспитания является недопустимо низким, а в ряде регионов вообще не ведется; при этом внебюджетные источники финансирования патриотического воспитания привлекаются недостаточно;
  • материально-технические: учебно-материальное и техническое обеспечение (УМТО) многих государственных и общественно-государственных организаций патриотического воспитания является неудовлетворительным, особенно в дотационных субъектах РФ; использование негосударственными организациями патриотического воспитания (военно-патриотическими, военно-спортивными, поисковыми) УМТО Минобороны, МВД, МЧС, ДОСААФ, как правило, затруднено, коммерциализировано и обусловлено многочисленными ограничениями;
  • структурные: отсутствует должное внимание со стороны государства к негосударственным институтам патриотического и военно-патриотического воспитания (военно-патриотические и военно-спортивные клубы, поисковое движение и т.д.);
  • научно-методические: не решены многие важнейшие задачи по научному и методическому обеспечению патриотического воспитания, их целенаправленная разработка не осуществляются, научный потенциал в соответствующих исследовательских (прежде всего военных и образовательных), учреждениях не реализуется; педагогическая наука практически игнорирует патриотический и военно-патриотический компонент в воспитании.

 

 

Обобщая, следует  констатировать, что корень всех перечисленных (и многих иных) проблем в том, что несмотря на определенные усилия, предпринимаемые государством, в  нашей стране по-прежнему отсутствует  комплексный и сбалансированный подход к решению задач патриотического  воспитания граждан. Необходимо признать, что целостная система патриотического воспитания, позволяющая осуществлять его координацию на государственном уровне, в Российской Федерации до сих пор не создана. Для решения этой проблемы требуются скоординированные усилия органов законодательной и исполнительной власти, отечественной педагогической науки, а также всех заинтересованных общественных организаций. 

 

НЕОБХОДИМОСТЬ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 

 

При наличии различных  трактовок термина «патриотизм», на государственном уровне, у всех политических движении, партий существует четкое понимание необходимости  формирования системы патриотического  воспитания, которая бы пронизывала  все слои и социальные группы общества.  

 

Несмотря на произошедший развал системы массового патриотического  воспитания граждан в постсоветское  время, на сегодняшний день в обществе сформирован совершенно явный запрос на возрождение данной системы. 

 

Однако разрозненные попытки государственных органов  создать новые или модернизировать  существующие воспитательные структуры, оставшиеся от СССР, оказываются неудачными и больше напоминают оперативное  заделывание пробоин. Зачастую это  связано, с одной стороны, с попыткой опираться только лишь на государственные  и общественно-государственные воспитательные структуры, не учитывая их объективные  трудности, утрату прежнего влияния  на молодежь и потерю значительной части своей материально-технической  базы. В то время как многочисленные и уже зарекомендовавшие себя независимые организации и объединения, обладающие существенным потенциалом для привлечения молодёжи и, самое главное, движимые искренним энтузиазмом, по-прежнему не имеют должной поддержки на государственном уровне. С другой стороны, решение задач экономического восстановления страны и преодоления кризисных явлений экономики не позволяло, вероятно, государственным органам применить системный подход к вопросу патриотического воспитания будущих поколений граждан, привлечь к этому процессу все заинтересованные общественные институты, объединять и направлять их усилия. 

 

Сегодня совершенно очевидно, что необходимо отказаться от тактики латания дыр и подойти  к решению данной проблемы комплексно, начав создавать новую систему  целостного патриотического воспитания граждан России. При этом важно  увязывать государственные и  общественные формы патриотической, военной и допризывной подготовки в единую систему с прозрачными  механизмами администрирования  и финансирования.

Информация о работе Нормативно-правовые основы формирования системы патриотического воспитания молодежи в современной России