Основы нормативно правовых актов, прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:33, контрольная работа

Краткое описание

Содержание основных нормативно-правовых актов о деятельности правоохранительных органов.Прокурорский надзор: понятие и основные направления.Задачи, полномочия и функции деятельности органов по контролю за оборотом наркотиков.

Оглавление

1.Содержание основных нормативно-правовых актов о деятельности правоохранительных органов……………………………………………………3
2.Прокурорский надзор: понятие и основные направления………………9
3.Задачи, полномочия и функции деятельности органов по контролю за оборотом наркотиков……………………………………………………………14
Список литературы

Файлы: 1 файл

правоохранительные органы.docx

— 38.97 Кб (Скачать)

    Содержание 

    1.Содержание основных нормативно-правовых актов о деятельности правоохранительных органов……………………………………………………3

    2.Прокурорский надзор: понятие и основные направления………………9

    3.Задачи, полномочия и функции деятельности органов по контролю за оборотом наркотиков……………………………………………………………14

    Список  литературы………………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Содержание  основных нормативно-правовых  актов о деятельности  правоохранительных  органов 

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации отнесены: установление системы федеральных органов судебной власти; судоустройство; прокуратура; формирование федеральных органов судебной власти, а также федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные органы (МВД, ФСБ, ФНС и др.), Генеральной прокуратуры; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (пп. «в», «г», «о» ст. 71; п. «е» ст. 83; пп. «ж», «з» ч. 1 ст. 102).

    Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством нормативных  актов различного уровня и неодинаковой юридической силы. Эти нормативные акты могут быть классифицированы по их предмету (содержанию) и форме (видам источников).

    По  предмету правового регулирования  можно выделить прежде всего универсальные нормативные акты. К их числу применительно к изучаемой сфере общественных отношений относится один нормативный акт, но акт высшей юридической силы - Конституция Российской Федерации.

    К другой группе нормативных актов  относятся такие законы и другие источники права, которые посвящены  организации и деятельности судов, судебной власти, прокуратуры, других правоохранительных органов. В их состав входят правовые акты: о судах и  судебной власти; о прокуратуре и  прокурорском надзоре; об органах обеспечения  общественного порядка; об органах  безопасности; об органах расследования  преступлений; о таможенных органах; об учреждениях уголовно-исполнительной системы; о нотариате; об адвокатуре; о негосударственных органах обеспечения правопорядка1.

    Согласно  Конституции РФ судебная система  Российской Федерации устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом. Конституцией же определено, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 118, ч. 3 ст. 128). Так, приняты и действуют Федеральные конституционные законы: от 24 июня (12 июля) 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 5 (12) апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 23 октября (26 декабря) 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», от 20 мая (9 июня) 1999 г. «О военных судах Российской Федерации» и др. 1

    Центральное место среди специальных нормативных  актов о судебной власти, суде и  судоустройстве занимает Федеральный  конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». Он определил основные функции федеральных судов, оговорив, что их полномочия, порядок образования и деятельности определяются федеральными конституционными законами, некоторые из которых еще предстоит принять. Вот почему с принятием Закона о судебной системе не утратил силу Закон о судоустройстве РСФСР (1981). Заметим, однако, что указанный Закон РСФСР применяется в части, не противоречащей Закону о судебной системе (ч. 2 и 3 ст. 35). Последнее не колеблет положения п. 2 второго раздела Конституции о том, что законы, действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей ей (Конституции).

    Организация и деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность и общественный порядок, регламентируется прежде всего рядом законов Российской Федерации (о полиции, об оперативно-розыскной деятельности, о безопасности, о внутренних войсках, о Государственной границе, частной детективной и охранной деятельности), а также Таможенным кодексом РФ. Организация и структура центральных аппаратов указанных органов строится на основе положений о соответствующих министерствах, агентствах, службах.

    Прокуратура в Российской Федерации организована в соответствии с Федеральным  законом «О прокуратуре Российской Федерации» (с последующими изменениями).

    Организация, задачи и структура органов нотариата  базируются на таком законодательном акте, как Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.

    Организация и деятельность адвокатуры с 1 июля 2002 г. регулируются Федеральным законом от 26 апреля 2002 г. (31 мая 2002 г.) № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

    По  своей юридической силе нормативные  акты, регулирующие деятельность судебной власти, прокуратуры, органов внутренних дел, других правоохранительных и правообеспечивающих органов, далеко не одинаковы.

    Высшую  ступень иерархической лестницы нормативных актов, регулирующих рассматриваемую сферу, занимает Конституция Российской Федерации.

    Вторую  ступень занимают федеральные конституционные  законы, а затем - федеральные законы.

    Необходимо  учитывать, что федеральные законы по своей значимости и сфере регулирования  существенно различаются, но ко всем им предъявляется общее требование - они не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15).

    Одни  из них посвящены комплексу вопросов, входящих в отрасль или подотрасль законодательства. Если их нельзя в полной мере считать отраслевыми кодексами (какими являются УК РФ, УПК РФ, ГК РФ, ГПК РФ), они все-таки отличаются относительно высоким уровнем систематизации и носят комплексный характер. К таким можно отнести законы: о статусе судей, о прокуратуре, о полиции, об оперативно-розыскной деятельности и т. п.

    Еще одну группу законов составляют законы Российской Федерации, которыми вносятся изменения и дополнения в действующие  кодифицированные или комплексные нормативные акты. К числу подобных нормативных актов относится, например, Федеральный закон от 28 ноября 2010 г. (15 декабря 2010 г.) № 399-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"».

    В настоящее время в Российской Федерации стала известна и такая  форма нормативного акта, как «Основы  законодательства». В интересующей нас области, в частности, к числу таких нормативных актов относятся Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. По-видимому, подобная форма права может применяться в будущем для правового регулирования общественных отношений, принятие законов о которых составляет совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов (см. пп. «к», «л» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации) 1.

    Вопросы, составляющие предмет совместной компетенции  Российской Федерации и ее субъектов, могут быть на федеральном уровне предметом решения и других форм права, иллюстрацией чего является Федеральный закон № 18-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 11 ноября 1998 г. (2 декабря 1998 г.). Принятый в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации», этот Закон установил, что мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Законом определено, что порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации. Порядок осуществления ими правосудия устанавливается федеральным законом (УПК РФ, ГПК РФ). В части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, допускается возможность установления порядка производства также законами субъекта Российской Федерации. Как видно, во всех рассмотренных случаях речь идет о разграничении совместной компетенции Федерации и ее субъектов. Это далеко не все вопросы, которые разрешает указанный Закон.

    Следующее за законами звено в иерархии нормативных  актов занимают указы Президента Российской Федерации. Указы Президента носят, как правило, подзаконный  характер. Согласно ч. 3 ст. 90 Конституции указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Применительно к рассматриваемой сфере правового регулирования Президент принимает указы в целях обеспечения исполнения Конституции, федеральных конституционных и иных законов. В одних случаях они направлены на регулирование одного вопроса, в других - нескольких взаимосвязанных вопросов.

    Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных актов постановления Правительства Российской Федерации. На этот счет ст. 115 Конституции Российской Федерации устанавливает жесткое предписание о границах правительственных актов, оговорив, что Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации. В развитие универсальных положений ч. 1 ст. 15 Конституции в ч. 3 ст. 115 подчеркнуто, что постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом Российской Федерации (ч. 3 ст. 115).

    Так же как законодательный орган  и Президент, Правительство РФ правомочно утверждать нормативные акты в виде положений о министерствах и о других структурах. Несмотря на существенное различие предмета регулирования постановлений Правительства, все они приняты на основании и в обеспечение исполнения Конституции, федеральных конституционных или федеральных законов Российской Федерации.

    Среди нормативных актов федерального уровня заключительным звеном являются ведомственные нормативные акты. Немалое их число издается по линии Генеральной прокуратуры, Минюста, МВД и других министерств РФ1.

    В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Заметим, однако, что общепризнанные принципы и нормы международного права реализуются в основном через внутреннее законодательство. В соответствии с этим в части, касающейся правоохранительных органов, указанные нормы включены в Закон о судебной системе, другие нормативные акты о судах и правоохранительных органах, а важнейшие из них - даже в Конституцию.

    В отношении международных договоров, к числу которых относятся  договоры о правовой помощи по уголовным  делам, Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) оговаривает: если международным договором установлены  иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора. Международными договорами, в частности, в значительной степени регулируется порядок сношения судов, прокуроров, органов расследования с соответствующими учреждениями иностранных государств (ст. 453 УПК РФ).

    Правосудие  в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией, законами о суде и судебной власти, материальными  и процессуальными законами. Опыт, судебная практика показывают, что применение норм закона нередко встречает затруднения на практике, в связи с чем они нуждаются в разъяснении. Это делают пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своих постановлениях. Хотя указанные акты не являются источниками права, разъяснения, содержащиеся в них, имеют важное значение для правильного и единообразного применения закона. В них, с учетом практики применения законодательства, даются разъяснения отдельных норм права, содержатся рекомендации в целях наиболее эффективной их реализации, анализируются допускаемые на практике ошибки и недостатки. Причем эти рекомендации имеют большое значение не только для судов, но также и для органов расследования, прокуроров.  
 

    2.Прокурорский  надзор: понятие и  основные направления 

    Прокурорский  надзор — это специфическая деятельность государственных федеральных органов  прокуратуры, осуществляемая от имени  Российской Федерации и состоящая  в проверке точности соблюдения Конституции  Российской Федерации и исполнения законов, действующих на ее территории. Ее содержанием является:

    выявление фактов несоблюдения Конституции РФ и нарушения требований законов;

    установление  виновных в правонарушениях;

    принятие  мер к устранению правонарушений и их предупреждению;

    наказание виновных1.

    Из  сказанного принципиально важным для  усвоения содержания сущности прокурорского  надзора является то, что:

    1)прокурорский надзор — это специфический вид государственной деятельности, которую кроме прокуратуры не могут осуществлять никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения или должностные лица.

Информация о работе Основы нормативно правовых актов, прокурорский надзор