Основы нормативно правовых актов, прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:33, контрольная работа

Краткое описание

Содержание основных нормативно-правовых актов о деятельности правоохранительных органов.Прокурорский надзор: понятие и основные направления.Задачи, полномочия и функции деятельности органов по контролю за оборотом наркотиков.

Оглавление

1.Содержание основных нормативно-правовых актов о деятельности правоохранительных органов……………………………………………………3
2.Прокурорский надзор: понятие и основные направления………………9
3.Задачи, полномочия и функции деятельности органов по контролю за оборотом наркотиков……………………………………………………………14
Список литературы

Файлы: 1 файл

правоохранительные органы.docx

— 38.97 Кб (Скачать)

    2)прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации. Важность этого положения в том, что прокурор, осуществляя надзор, выявляет правонарушения, принимает меры к их устранению и наказанию виновных не от имени отдельных органов местного самоуправления, отдельных субъектов федерации, иной представительной, исполнительной или судебной власти, но от их совокупности, объединенных системой государства: интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц приводятся в соответствие с интересами государства в целом.

    3)прокурорский надзор — самостоятельный вид государственной деятельности. Его отличие от других видов деятельности иных государственных органов определяется спецификой содержания. Это проверка точности соблюдения Конституции РФ, исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону, принятие мер к устранению выявленных правонарушений с помощью средств, представленных законом исключительно прокуратуре.

    Имея  функциональные признаки каждой из ветвей власти (представительной, исполнительной, судебной) прокурорский надзор не имеет отношения ни к одной из них.

    Органы  прокуратуры занимают особое место  в системе государственной власти Российской Федерации. Это специфическое  положение прокуратуры в государственном устройстве позволяет уравновешивать деятельность ветвей власти и обеспечивать их оптимальное функционирование.

    Развитие  государственности и правовой системы  неотделимо от усиления прокурорского  надзора и совершенствования  деятельности прокуратуры. 
Нельзя не согласиться с точкой зрения Ю. И. Скуратова и В. И. Шинда о том, что точное установление места прокуратуры в системе государственно-правовых институтов Российской Федерации имеет ключевое значение для определения правового статуса, ее организационного построения, форм и методов деятельности. Просчеты в решении этого вопроса, безотносительно к тому, влекут ли они принижение роли прокуратуры либо, наоборот, непомерно расширяют ее полномочия, чреваты опасными последствиями как для функционирования правоохранительной системы, так и для общества в целом1.

    Правозащитная деятельность прокуратуры должна реализовываться  по приоритетным направлениям обеспечения  реальной охраны прав и свобод человека и гражданина.

    На  наш взгляд, предмет и пределы  прокурорского надзора еще недостаточно разработаны, несмотря на то, что данные вопросы имеют первостепенное значение. Различный смысл, вкладываемый исследователями  в такие основополагающие понятия  прокурорского надзора, как объект и предмет, нередко приводит к  разноречивым, а порой и противоположным  выводам, что явно не на пользу не только науке, но и практике.

    По  определению С. И. Ожегова, объект — явление, предмет, на который направлена чья-нибудь деятельность, а предмет — то, на что направлено какое-нибудь действие. По нашему мнению, объектом прокурорского является законность. Понятие предмета надзора по своему значению близко к понятию объекта. Его целесообразно использовать для конкретизации объекта прокурорского надзора, когда есть необходимость сконцентрировать внимание прокурора на действиях и актах поднадзорных органов, законность которых следует проверять.

    Однако  деятельность прокурора не сводится лишь к проверке законности. При  осуществлении прокурорского надзора  необходимо определить пределы полномочий прокурора, чтобы, с одной стороны, не оставлять без реагирования ни одно нарушение законности.

    На  наш взгляд, абсолютно верной является точка зрения В. Г. Даева и М. Н. Маршунова, что пределы прокурорского надзора — это категория, позволяющая определить компетенцию прокуроров по осуществлению надзора с точки зрения установления группы нормативных актов, точное и единообразное исполнение которых составляет предмет прокурорского надзора, круга органов (законность их деятельности поднадзорна прокуратуре), а также объема полномочий прокуроров1.

    Результаты  многочисленных исследований показывают, что прокурорско-надзорная деятельность может иметь место только в  рамках правовых отношений. Все прокурорско-надзорные отношения характеризуются неразрывной связью прав и обязанностей их участников и не являются отношениями власти–подчинения.

    Обязательным  субъектом прокурорско-надзорного правоотношения является прокурор. Другими  субъектами (участниками) могут быть федеральные министерства и ведомства, представительные (законодательные) и  исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, руководители коммерческих и некоммерческих организаций, граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства.

    Содержанием надзорных правоотношений является совокупность прав и обязанностей его  субъектов.

    Можно выделить три стадии прокурорского  надзора за законностью: 1) обнаружение признаков нарушений закона и принятие решения о возбуждении прокурорско-надзорного процесса; 2) проверка материалов о нарушении закона; 3) принятие мер к устранению выявленных нарушений, а также причин и условий, им способствовавших1.

    Весь прокурорский надзор состоит из основных отраслей. Каждая из них представляет собой весьма обширную сферу, которые также нуждаются в разграничении. Поэтому отрасли надзора следует подразделять на направления. Например, в отрасли общего надзора — это надзор за должностными лицами, правовыми актами, в отрасли надзора за органами предварительного расследования — надзор за законностью возбуждения уголовных дел, задержаний, арестов и т. д. Деление прокурорского надзора на отрасли и направления было теоретически обосновано С.Г. Березовской, В.Г. Даевым и М.Н. Маршуновым, и нет никаких оснований от него отказываться или вкладывать в него новое понимание2.

    Существуют  сферы прокурорской деятельности, которые  нельзя отнести к ее отраслям. Это надзор по делам несовершеннолетних, за деятельностью судебных приставов, международное сотрудничество (оказание правовой помощи и борьба с преступностью), рассмотрение заявлений и сообщений граждан и т. д. Их можно было бы назвать «иные направления прокурорской деятельности», так, например, как это делает С.Н. Назаров1. В будущем, возможно, появится более удачное определение, а сама система прокурорского надзора станет более совершенной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Задачи, полномочия и функции  деятельности органов  по контролю за оборотом наркотиков 

    В середине марта 2004 года по инициативе Президента России В.В. Путина в стране началась новая административная реформа. Она коснулась и системы правоохранительных органов, ответственных за борьбу с  незаконным оборотом наркотиков. Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. №976 было принято «Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»1, которое является основным нормативно-правовым актом, на базе которого организованы федеральные органы власти по борьбе с наркоманией.

    Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому, регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

    ФСН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту2.

    Руководство деятельностью ФСН России осуществляет Президент Российской Федерации.

    Основными задачами ФСН России являются: 1) обеспечение  контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту; 2) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля); 3) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту; 4) участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту; 5) создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту; 6) осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.

    ФСН России в своей деятельности руководствуется  Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

    Согласно  п.5 Положения, ФСКН осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в ее систему региональные управления ФСКН России, управления (отделы) ФСКН России по субъектам Российской Федерации, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на ФСКН России. Следовательно, можно выделить два вида территориальных органов наркоконтроля:

    - региональные управления. Типовое  положение о региональном управлении  ФСКН утверждено приказом директора  ФСКН № 397 от 28 декабря 2004 г.1

    - управления по субъектам РФ. Типовое  положение об управлении ФСКН  по субъекту РФ утверждено  приказом директора ФСКН №  398 от 28 декабря 2004 г.2

    ФСН России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и  иными организациями.

    Данный  орган исполнительной власти на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.  
 

    Библиографический список

    Правовые  акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. №24. Ст. 1221 (в редакции от 23.12.2010 года).
  3. Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. №976 «Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» // Российская газета. 2004. 2 августа.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. 12 марта.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. №976 «Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» // Российская газета. 2004. 2 августа.
  6. Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 28 декабря 2004 г. №397 «Об утверждении Типового положения о региональном управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 21 февраля 2005. №8.
  7. Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 28 декабря 2004 г. №398 «Об утверждении Типового положения об управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 21 февраля 2005. №8.

Информация о работе Основы нормативно правовых актов, прокурорский надзор