Нормативно-правовые основы формирования системы патриотического воспитания молодежи в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:40, реферат

Краткое описание

В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах реформируемой российской государственности. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как аналога деструктивности и конфликтогенности с фашистским и расистским уклоном, до призывов первых лиц государства к единению российского народа на основе интеграционного потенциала патриотизма, принятия Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы» и

Файлы: 1 файл

доклад патриотизм вар 1.docx

— 83.52 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЛОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

ФАКУЛЬТЕТ «Социальные технологии»

КАФЕДРА «Социальной работы и педагогики профессиональной деятельности»

ДОКЛАД

по учебной дисциплине  «Гражданское и патриотическое воспитание»

ТЕМА: «Нормативно-правовые основы формирования системы патриотического воспитания молодежи в современной России »

Выполнила:

Студентка 2 курса

Группы  СЗС(б)

Мальцева А.В.

Проверила:

Ассистент

Новикова И.П.

 

 

Орел  2013

 

 

 
«Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества  и желание способствовать им во всех отношениях» 
Н.М. Карамзин 

 

 
ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЗМА  В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 

 

В последнее десятилетие  в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах реформируемой российской государственности. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как  аналога деструктивности и конфликтогенности  с фашистским и расистским уклоном, до призывов первых лиц государства  к единению российского народа на основе интеграционного потенциала патриотизма, принятия Государственных  программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы» и «Патриотическое  воспитание граждан Российской Федерации  на 2006 – 2010 годы», а также «Концепции патриотического воспитания граждан  Российской Федерации», в которой  патриотизм определяется как «любовь  к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам  и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите». 

 

Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. «Патриотизм — это особая направленность самореализации и социального поведения  граждан, критериями для которых  являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над  индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества». 

 

Но, несмотря на то, что вышеперечисленные официальные  документы четко очерчивают понятие  патриотизма и его роль на современном  этапе развития российской государственности, в общественном сознании отношение  к данному понятию далеко от однозначного. Что, в частности, демонстрируют  высказывания различных политических и общественных деятелей. 

 

Геннадий  Зюганов: «Обращение к нашей истории, особенно к истории советского времени, позволяет сделать важный вывод: на каждом новом этапе развития происходило уточнение и наполнение идеи единства патриотизма и социализма. Мы, современные коммунисты-патриоты, коммунисты-государственники, являемся законными наследниками идеологии русского патриотического социализма. Эта идеология опирается на вековой жизненный опыт нашего народа, которому от века присущи и любовь к Родине, и жажда справедливости. Процветания и могущества Россия достигала только тогда, когда эта любовь и эта жажда соединялись в единый порыв. Поэтому и сегодня патриотизм и социализм должны идти рука об руку в деле возрождения Великой России». 

 

Ирина Хакамада: «…Я отношусь к нетрадиционным патриотам, а именно, к тем людям, которые не связывают патриотизм с бездумной верой в собственное государство, а которые связывают свою судьбу со своей страной, потому что именно эта страна позволяет человеку реализовать себя, как свободную личность, и достоинство которого уважает власть». 

 

Эдуард  Лимонов: «…Власть имущие, которые в свое время совершили разрушение СССР, пользуясь демократической идеологией, теперь взяли на вооружение патриотическую идеологию и эксплуатируют ее. Хотя, на мой взгляд, им абсолютно безразлично, что эксплуатировать, кого и как». 

 

Со своей стороны, представители партии «Единая Россия»  призывают не размывать понятие  патриотизма и не заниматься популизмом, а проводить взвешенную государственную  политику в вопросах патриотического  воспитания. Лидер партии Борис Грызлов  связывает понятие патриотизма  с историей и величием России: «Богатство России — это не только ее недра, не только и не столько нефть и  газ, а огромный творческий потенциал  российского народа, наше единство, наша любовь к Родине. Именно национальное единство и патриотизм не раз решали судьбу нашей страны. Благодаря народному  единству и патриотизму Россия стала  великой державой и останется  такой на века». 

 

В целом на сегодняшний  день можно констатировать наличие  значительного числа разнонаправленных  мнений по вопросам патриотизма, отсутствие в обществе единого понимания  патриотического воспитания, а также  недостаточную системность и  четкость государственной политики в этой сфере. И это проблемы, которые  ожидают своего решения. 

 

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ И  СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ 

 

«…Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей  государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной, она  должна доходить до сердца. <…> Вопрос патриотического воспитания не может  быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Поэтому, конечно, этим нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период.

Д.А.Медведев 
(Из видеоконференции в приемной Президента России, 9 апреля 2009 г.) 

 

Патриотическое  воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной  власти и общественных организаций  по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства  верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга  и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. 

 

Современная российская система патриотического воспитания, в лице государственных и негосударственных  организаций, представляет собой результат  эволюции исторических форм патриотического  воспитания, существовавших в нашей  стране.

 

 
СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 

 

В настоящий момент в Российской Федерации действует  около 2000 организаций, которые имеют  непосредственное отношение к делу военно-патриотического воспитания молодежи . Эти организации, по самым  скромным подсчетам, охватывают более 100 тысяч юношей и девушек. В различной форме сохранились все способы военно-патриотического воспитания, существовавшие с советских времен, — такие как Суворовские и Нахимовские военные училища, ДОСААФ, военно-патриотические клубы, — а также появилось множество новых. Большинство из них вписываются в рамки Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». В результате принятия этой программы, организации, работающие с детьми и молодежью, обрели единый ориентир для своих многочисленных направлений деятельности. 

 

Структурой, призванной решать организационные, методические и информационные задачи в системе  патриотического воспитания граждан, является государственное учреждение Российский государственный военный  историко-культурный центр при Правительстве  Российской Федерации («Росвоенцентр»). Эта организация была образована в 1997 году постановлением Правительства  РФ с целью разработки и реализации «программ и планов по решению  задач военно-исторического, мемориального  и культурно-воспитательного характера, по поддержке и консолидации движений ветеранов войн, ветеранов военной  службы и правоохранительных органов» . С 2001 года основным направлением деятельности данной государственной структуры  становится обеспечение реализации принятой в РФ Государственной программы  патриотического воспитания граждан, а впоследствии – и разработка концептуальных основ следующей, рассчитанной на 2011-2015 годы. 

 

Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают  государство в лице федеральных, региональных и местных органов  власти; учебные заведения всех уровней; различного рода общественные организации  и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; средства массовой информации и другие.  

 

Основные структуры, целью которых является патриотическое воспитание, на сегодняшний день, можно  разделить на три группы: государственные, общественно-государственные, и общественные. Примерами первых являются Суворовские  и Нахимовские военные училища  и кадетские корпуса, вторых —  ДОСААФ как общественно-государственная  организация, третьих — различные  военно-патриотические, поисковые, военно-спортивные ассоциации и клубы, военно-патриотические клубы при РПЦ и различные  скаутские организации. 
 

 

 

Суворовские и Нахимовские военные училища  и кадетские корпуса вместе составляют систему кадетского воспитания и образования. Кадетское образование в России новейшего периода ее истории — явление достаточно неоднородное. Кадетские корпуса различаются по истории создания, по ведомственной принадлежности, по возрасту воспитанников. «Кадетскими корпусами» именуются образовательные учреждения, действующие на основании различных документов, использующие различные подходы к включению в образовательные программы военного компонента и имеющие другие существенные различия. Сегодня в России существуют более 200 военно-учебных и образовательных учреждений, именующихся (или именующих себя) кадетскими. Они образованы и осуществляют свою деятельность в соответствии с  Положениями, утвержденными Правительством Российской Федерации. 

 

Суворовское (Нахимовское) военное училище — это специализированное учебное заведение для молодежи школьного возраста. Поступление  до 2008 года было возможно исключительно  для лиц мужского пола. До недавнего  времени такие училища давали своим воспитанникам среднее  школьное образование и одновременно готовили их к поступлению и учебе  в военных вузах. 

 

ДОСААФ. Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту — Общероссийская общественная организация содействия армии, авиации и флоту, массовая оборонно-патриотическая организация трудящихся, цель которой — содействие укреплению обороноспособности страны и подготовке трудящихся к защите социалистического Отечества. 17 декабря 2009 года состоялся внеочередной съезд РОСТО – организации-правопреемника советского ДОСААФ. Съезд утвердил преобразование Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)» в Общероссийскую общественно-государственную организацию «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ России).  

 

Обновленная организация  ДОСААФ призвана стать основой допризывной  подготовки в нашей стране — об этом сказано в недавно утвержденной Концепции федеральной системы  подготовки граждан к военной службе до 2020 года. Согласно документу, число армейских специалистов, подготовленных ДОСААФ, в недалеком будущем должно ежегодно составлять 200 тыс. человек. Для сравнения: за последние 10 лет в ДОСААФ было подготовлено около 1,3 млн. специалистов. То есть, в среднем — 130 тысяч в год. 

 

Скаутское движение. Скаутское движение — всемирное юношеское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодёжь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Скаутская организация добровольна, аполитична, независима. Приблизительная численность Российского скаутинга на 2007 год — 30 000 человек. Сейчас в России нет единой скаутской организации. Крупнейшими из российских скаутских организаций являются: Организация Российских Юных Разведчиков (ОРЮР), Национальная Организация Российских Скаутов-разведчиков (НОРС), Русский Союз Скаутов, Российская Ассоциация девочек-скаутов, Братство Православных Следопытов. 

 

Военно-патриотическое и военно-спортивное движение. Военно-патриотические клубы — это система общественных объединений, деятельность которых направлена на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Учебная методика военно-патриотических клубов включает в себя спортивный элемент, военную подготовку, основанную на опыте боевых действий, и патриотическое воспитание. На сегодняшний день не существует единой методической базы для военно-патриотических клубов. Каждый клуб или группа клубов пользуются своими собственными учебно-методическими наработками, в основе которых лежат разные армейские, спортивные учебные программы.  

Информация о работе Нормативно-правовые основы формирования системы патриотического воспитания молодежи в современной России