Военно-спортивные
клубы зародилось в 80-е годы прошлого
века. Без преувеличения можно
сказать, что это движение было всесоюзным.
Занятия в клубах давали молодым
людям очень хорошую общефизическую
подготовку, основы военных знаний,
а также понимание таких слов,
как «любовь к Родине» и
«мужская дружба».
Поисковое
движение. Деятельность поисковых
организаций направлена на поиск пропавших
без вести солдат и их последующую идентификацию
на основе смертных медальонов и архивных
документов, также деятельность направлена
на воспитание патриотизма и готовности
к защите Родины у подростков и молодежи.
В настоящее время действуют 6 межрегиональных
общественных организаций поисковых объединений:
«Северо – Запад» (г. Новгород), «Центр
России» (г. Калуга), «Союз поисковых отрядов
России» (г. Москва), «Север России» (Ленинградская
область), «Ратник» (г. Курск), «Южный рубеж»
(г. Ростов — на — Дону), а также значительное
число отдельных поисковых отрядов или
клубов.
Военно-патриотические
клубы при РПЦ. Начиная со второй
половины 1990-х годов, в православной системе
образования начинают складываться структуры
военно-патриотического воспитания. Возрастает
число военно-патриотических клубов при
приходах, монастырях. Цель данных организаций
— привить подросткам нравственные и
духовные ориентиры на основе Православной
Веры, любовь и верность своему Отечеству,
воспитать готовность и умение защитить
свою Родину и ее святыни.
Один из активистов
православного военно-патриотического
движения, создатель и руководитель
клуба «Дружина "Доброволец"»
А.Кравченко, отмечает: «Православная
Церковь всегда являлась, наряду с
служилым сословием и народом, одной
из главных опор Российской государственности.
И в качестве таковой всегда занималась
вопросами защиты Отечества. Вспомним,
как Дмитрия Донского на Куликовскую
битву благословлял Преподобный
Сергий Радонежский. Или как ополчение
Минина и Пожарского родилось потому,
что прозвучал пламенный призыв
Патриарха Гермогена к освобождению
страны. И таких примеров не счесть.
Все наиболее выдающиеся русские
полководцы были, как известно, людьми
глубоко верующими. Более того, до
1917 года существовала стройная система
подходов к воспитанию воинов, основанная
всецело на православных традициях.
Так что повышенное внимание Церкви
к воинскому воспитанию молодёжи
сегодня вполне закономерно. В отличие
от тех, кто пытается превратить защиту
Родины в один из способов зарабатывания
денег, Церковь видит в воинской
службе прежде всего служение Богу
и Родине. Мы в военно-патриотических
клубах придерживаемся такой же точки
зрения».
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РФ
Проблемы
кадетского образования и воспитания
Современное российское кадетское
образование имеет ряд структурных
проблем. Во-первых, на федеральном
уровне отсутствуют единые программы
кадетского образования. Во-вторых, проблема
состоит в организации подготовки
и переподготовки воспитателей кадетских
школ. Третья проблема заключается
в недостаточности законодательной
базы, регулирующей кадетское образование,
что требует внесения поправок в
Закон об образовании. Четвертая проблема
– проблема лицензирования кадетских
школ.
В ноябре 2009 года Общественная
палата РФ провела слушания на тему:
«О ситуации с суворовскими военными,
нахимовскими военно-морскими и кадетскими
корпусами Министерства обороны Российской
Федерации, а также с участием суворовцев,
нахимовцев и кадет в военных парадах
на Красной площади». Представителей общественности
обеспокоила тенденция наметившегося
низведения суворовских и нахимовских
военных училищ, до уровня неких «школ
с кадетским уклоном».
Участников заседания
обеспокоила тенденция, направленная
на практически полное изъятие военных
компонентов из образовательно-воспитательного
процесса в Суворовских военных
училищах (СВУ), Нахимовских военно-морских
училищах (НВМУ) и кадетских корпусах
Минобороны. Особенно возмутил представителей
общественности тот факт, что суворовцев
теперь решено больше не задействовать
в военных парадах.
На основании
всего выше сказанного, можно выделить
ряд проблем в системе кадетского
образования в России, к ним
относятся:
- отсутствие единого органа, координирующего и контролирующего кадетские учебные заведения (лицензионная, контролирующая функция и д.р.);
- отсутствие системы подготовки воспитателей для учебных заведений кадетского типа;
- отсутствие единых программ кадетского образования на федеральном уровне;
- недоработанная законодательная база, регулирующая кадетское образование;
- изъятие из кадетского образовательно-воспитательного процесса военных компонентов (сокращение количества часов военной подготовки, смена военной формы на гражданскую, изъятие боевых знамен).
Проблемы
ДОСААФ России
Современная ДОСААФ унаследовала с
советских времен целый ряд проблем.
Острой проблемой для приведения
уровня допризывной подготовки в
соответствие с требованиями Министерства
обороны Российской Федерации в
настоящее время является состояние
военной техники, переданной образовательным
учреждениям ДОСААФ России для организации
подготовки специалистов. Из общего количества
техники около 90% образцов вооружения
и военной техники, используемых
для подготовки граждан по военно-учетным
специальностям в ДОСААФ России, устарело.
Требует коренной модернизации спортивная
база ДОССАФ России, где до 47% спортивных
объектов нуждаются в реконструкции.
В настоящее время
существует ряд проблем, влияющих на
качество подготовки призывников в
ДОСААФ России. К основным из них
относятся:
- несоответствие состояния учебно-материальной базы ДОСААФ России уровню технического оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
- ориентация образовательных учреждений ДОСААФ России только на курсовую систему подготовки, не дающую гражданам достаточного профессионального образования с возможностью социальной адаптации после военной службы;
- значительное сокращение возможностей ДОСААФ России в удовлетворении интересов граждан к занятиям военно-прикладными видами спорта.
Проблемы
военно-патриотического и военно-спортивного
движения
Военно-патриотические и военно-спортивные
клубы играют важнейшую роль в
патриотическом воспитании молодежи.
Они формируют здоровый образ
жизни у детей и подростков,
осуществляют их морально-нравственное
воспитание; в практическом плане
такие клубы помогают государственным
институтам решать задачу подготовки
резерва Вооруженных Сил. Однако
на сегодняшний день военно-патриотические,
военно-спортивные организации сталкиваются
с целым комплексом проблем, в
частности, таких, как:
- отсутствие сбалансированной государственной политики в данном направлении (нормативно-правовое регулирование, финансовая политика);
- отсутствие единой учебно-методической базы;
- отсутствие единого государственного органа, контролирующего деятельность военно-патриотических и военно-спортивных клубов.
Проблемы
российского поискового движения
В настоящее время можно выделить
ряд проблем в системе поисковых
организаций России. К ним относятся:
- отсутствие комплексной государственной поддержки поискового движения;
- отсутствие современной нормативно-правовой базы (федеральный закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» устарел);
- отсутствие единого всероссийского координационного информационно-методического центра поискового движения;
- отсутствие единого архива по развитию и истории поисковых движений в России.
Проблемы,
имеющие системный характер
Кроме рассмотренных выше проблем,
затрагивающих отдельные формы
патриотического воспитания, существуют
и проблемы, которые носят общий
характер и охватывают все компоненты
системы патриотического воспитания
в России. Среди них могут быть
выделены следующие:
- нормативно-правовые: отсутствует необходимая нормативно-правовая база, призванная обеспечить правовую основу деятельности негосударственных патриотических и военно-патриотических объединений, требует серьезной доработки законодательная база поискового движения; госпрограмма "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг." и разработанные на ее основе программы в соответствующих министерствах и ведомствах, а также субъектах РФ, характеризуются слабой системностью, неопределенностью в отношении главных приоритетов и целей, низкой эффективностью механизмов реализации;
- организационные: в сфере патриотического воспитания до сих пор нет системного, постоянного, эффективного механизма координации и управления деятельностью, особенно на горизонтальном уровне - между министерствами, ведомствами, органами и организациями в вопросах патриотического воспитания молодежи; отсутствует единый орган координации и управления;
- финансовые: отсутствуют прозрачные механизмы финансирования патриотического воспитания со стороны государства, и, как следствие, распределение и расходование выделяемых средств происходит недостаточно эффективно; в большинстве субъектов РФ, которые являются дотационными, финансирование патриотического воспитания является недопустимо низким, а в ряде регионов вообще не ведется; при этом внебюджетные источники финансирования патриотического воспитания привлекаются недостаточно;
- материально-технические: учебно-материальное и техническое обеспечение (УМТО) многих государственных и общественно-государственных организаций патриотического воспитания является неудовлетворительным, особенно в дотационных субъектах РФ; использование негосударственными организациями патриотического воспитания (военно-патриотическими, военно-спортивными, поисковыми) УМТО Минобороны, МВД, МЧС, ДОСААФ, как правило, затруднено, коммерциализировано и обусловлено многочисленными ограничениями;
- структурные: отсутствует должное внимание со стороны государства к негосударственным институтам патриотического и военно-патриотического воспитания (военно-патриотические и военно-спортивные клубы, поисковое движение и т.д.);
- научно-методические: не решены многие важнейшие задачи по научному и методическому обеспечению патриотического воспитания, их целенаправленная разработка не осуществляются, научный потенциал в соответствующих исследовательских (прежде всего военных и образовательных), учреждениях не реализуется; педагогическая наука практически игнорирует патриотический и военно-патриотический компонент в воспитании.
Обобщая, следует
констатировать, что корень всех перечисленных
(и многих иных) проблем в том,
что несмотря на определенные усилия,
предпринимаемые государством, в
нашей стране по-прежнему отсутствует
комплексный и сбалансированный
подход к решению задач патриотического
воспитания граждан. Необходимо признать,
что целостная система патриотического
воспитания, позволяющая осуществлять
его координацию на государственном уровне,
в Российской Федерации до сих пор не создана.
Для решения этой проблемы требуются скоординированные
усилия органов законодательной и исполнительной
власти, отечественной педагогической
науки, а также всех заинтересованных
общественных организаций.
НЕОБХОДИМОСТЬ КОМПЛЕКСНОГО
ПОДХОДА К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
При наличии различных
трактовок термина «патриотизм»,
на государственном уровне, у всех
политических движении, партий существует
четкое понимание необходимости
формирования системы патриотического
воспитания, которая бы пронизывала
все слои и социальные группы общества.
Несмотря на произошедший
развал системы массового патриотического
воспитания граждан в постсоветское
время, на сегодняшний день в обществе
сформирован совершенно явный запрос
на возрождение данной системы.
Однако разрозненные
попытки государственных органов
создать новые или модернизировать
существующие воспитательные структуры,
оставшиеся от СССР, оказываются неудачными
и больше напоминают оперативное
заделывание пробоин. Зачастую это
связано, с одной стороны, с попыткой
опираться только лишь на государственные
и общественно-государственные воспитательные
структуры, не учитывая их объективные
трудности, утрату прежнего влияния
на молодежь и потерю значительной
части своей материально-технической
базы. В то время как многочисленные
и уже зарекомендовавшие себя
независимые организации и объединения,
обладающие существенным потенциалом
для привлечения молодёжи и, самое главное,
движимые искренним энтузиазмом, по-прежнему
не имеют должной поддержки на государственном
уровне. С другой стороны, решение задач
экономического восстановления страны
и преодоления кризисных явлений экономики
не позволяло, вероятно, государственным
органам применить системный подход к
вопросу патриотического воспитания будущих
поколений граждан, привлечь к этому процессу
все заинтересованные общественные институты,
объединять и направлять их усилия.
Сегодня совершенно
очевидно, что необходимо отказаться
от тактики латания дыр и подойти
к решению данной проблемы комплексно,
начав создавать новую систему
целостного патриотического воспитания
граждан России. При этом важно
увязывать государственные и
общественные формы патриотической,
военной и допризывной подготовки
в единую систему с прозрачными
механизмами администрирования
и финансирования.