Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:55, курсовая работа
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………..3
а) «Нормативный» подход к праву как средству подтверждения
законности и стабильности…………………………………………………………3
б) Система нормативно-правовых актов…………………………………………...5
в) Признаки и виды нормативно-правовых актов………………………………..10
г) Подзаконные нормативно-правовые акты и акты судебной власти………….16
д) Анализ нормативно-правовых актов РФ………………………………….........21
е) Систематизация нормативно-правовых актов: понятия и виды……………...26
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………29
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…30
ПЛАН
а) «Нормативный» подход к праву как средству подтверждения
законности
и стабильности…………………………………………
б) Система нормативно-правовых актов…………………………………………...5
в) Признаки и виды нормативно-правовых актов………………………………..10
г) Подзаконные нормативно-правовые акты и акты судебной власти………….16
д) Анализ нормативно-правовых актов РФ………………………………….........21
е) Систематизация нормативно-правовых актов: понятия и виды……………...26
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………29
4.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
Введение
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.
Мировая
юридическая наука
С развитием общественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом общественного прогресса. Как отмечал в свое время Н.М. Коркунов, «государственная власть, призванная поддерживать и охранять господство права, не может помириться с таким положением дела. Как только она достаточно окрепнет и организуется, она везде стремится поставить на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения или законы»1
Переход
к всеобщему нормативному регулированию
осуществляется эволюционно. Вначале
нормативное регулирование
Цель
работы – рассмотреть специфику нормативно-правовых
актов РФ.
Задачи: 1. Рассмотреть понятие нормативно-правового акта и проанализировать данный официальный документ в контексте современного законодательства.
2. Рассмотреть виды нормативно-правовых
актов и изучить систематизацию данных
документов.
«Нормативный» подход к праву как средству подтверждения
законности
и стабильности
Нормативное
понимание права – самое пригодное
для отражения его
В наибольшей степени нормативистская теория права разработана Г. Кельзеном2. У него право поставлено в такую связь с государством, что последнее само рассматривается как персонифицированный правопорядок. Право в названной теории представляет собой иерархическую систему норм, представляемую в виде лестницы, где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется.
Безусловно, верхней ступенькой являются конституционные нормы, а далее, соответственно, идут нормы обыкновенного закона, нормы правительственно акта, нормы инструкций министерств и ведомств, вплоть до индивидуальных актов, то принцип соответствия одной нормы другой как раз и означает утверждение строгого режима законности.
Правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, который обеспечен принудительной силой государства.
«Нормативный» подход предполагает рассмотрение правовой действительности через призму принятых государством нормативных актов. Он характеризуется следующими чертами:
Вместе
с тем в «нормативном»3 подходе
игнорируется содержательная сторона
права: положения и степени свободы адресатов
правовых норм, субъективных прав личности,
моральности юридических норм, соответствия
их объективным потребностям общественного
развития. Уязвимым «нормативный» подход
к праву делает, как это ни парадоксально,
само государство. В силу разных причин,
в определенных обстоятельствах оно довольствуется
устаревшими нормами или, хуже того, издает
акты, идущие вразрез с жизнью, принимает
нормы, «работающие» на консервативные
силы.
Система нормативно-правовых актов
Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.
Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права.4 Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы.
Все нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, наступают уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные юридические последствия.
Нормативно-правовыми актами, издаваемыми государственными органами, являются законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти.5
Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством устанавливаются также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов, орган, издающий тот или иной нормативный акт, процедура его издания.
Так, согласно действующей конституции Российской Федерации высший представительный и законодательный орган Российской Федерации – Федеральной Собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты Российской Федерации принимают законы и иные нормативно-правовые акты.6
Конституция определяет компетенцию различных государственных органов, а следовательно, и круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные конкретные решения или же различные нормативно-правовые акты. Например, в соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации очерчивается общий круг вопросов, по которым российское Правительство может издавать свои постановления и распоряжения. Это вопросы федерального бюджета, проведения в пределах Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и социального обеспечения; осуществление управление федеральной собственностью; принятие мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.
Кроме данного круга вопросов, по которым российское Правительство издает постановления и распоряжения, оно также «осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации»7 (п. «ж» ч. 1 ст. 114). В Конституции Российской Федерации особо оговаривается, что порядок деятельности Правительства, а значит, и порядок (процедура) издания правительственных актов устанавливается федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 114).
Нормативно-правовые
акты как источники права имеют
организационно-технические и
Нормативно-правовые акты как форма (источник) права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера, прежде всего от актов применения норм права, или индивидуальных актов, как их зачастую называют.9
И нормативно-правовые, и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру. Помимо всего прочего, это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Первые содержат общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как суть вторых – предписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее, неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т. д.). И наконец, нормативно-правовыми актами охватывается широкий круг общественный отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественный отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных отношений (например, в связи с выполнением условий договора купли-продажи, подряда). В то же время нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.