Система нормативно-правовых актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………..3

а) «Нормативный» подход к праву как средству подтверждения
законности и стабильности…………………………………………………………3
б) Система нормативно-правовых актов…………………………………………...5
в) Признаки и виды нормативно-правовых актов………………………………..10
г) Подзаконные нормативно-правовые акты и акты судебной власти………….16
д) Анализ нормативно-правовых актов РФ………………………………….........21
е) Систематизация нормативно-правовых актов: понятия и виды……………...26
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………29
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…30

Файлы: 1 файл

Курсовая нормативно-правовые акты РФ.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

ПЛАН 
 

  1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...2
 
  1. ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ…………………………………………………………………..3
 

     а) «Нормативный» подход к праву  как средству подтверждения 

     законности  и стабильности…………………………………………………………3

     б) Система нормативно-правовых актов…………………………………………...5

     в) Признаки и виды нормативно-правовых актов………………………………..10

     г) Подзаконные нормативно-правовые акты и акты судебной власти………….16

     д) Анализ нормативно-правовых актов РФ………………………………….........21

     е) Систематизация нормативно-правовых актов: понятия и виды……………...26

    3.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………………………………29

    4.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…30 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

     Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В  нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

     В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в  целом, координируют их в зависимости  от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

     Мировая юридическая наука рассматривает  источники права в неразрывном  единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения.

     С развитием общественной жизни, усложнением  общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом общественного  прогресса. Как отмечал в свое время Н.М. Коркунов, «государственная власть, призванная поддерживать и охранять господство права, не может помириться с таким положением дела. Как только она достаточно окрепнет и организуется, она везде стремится  поставить на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения или законы»1

     Переход к всеобщему нормативному регулированию  осуществляется эволюционно. Вначале  нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительной время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно–правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобладающей формой правового регулирования  общественных отношений.  

     Цель  работы – рассмотреть специфику нормативно-правовых актов РФ. 

     Задачи: 1. Рассмотреть понятие нормативно-правового акта и проанализировать данный официальный документ в контексте современного законодательства.

                   2. Рассмотреть виды нормативно-правовых актов и изучить систематизацию данных документов. 
 
 
 

«Нормативный» подход к праву  как средству подтверждения

законности и стабильности 

     Нормативное понимание права – самое  пригодное  для отражения его инструментальной роли. Определение права как совокупности охраняемых государством норм позволяет гражданам и другим исполнителям правовых предписаний знакомится с содержанием последних по тексту нормативных актов и сознательно избирать вариант своего поведения. Уже по одной этой причине нельзя отвергать данный подход. Нельзя связывать его с одними именами, забывая о других, или с одним временем, не принимая во внимание позитивную роль нормативистских воззрений и нормативистской практики.

     В наибольшей степени нормативистская  теория права разработана Г. Кельзеном2. У него право поставлено в такую связь с государством, что последнее само рассматривается как персонифицированный правопорядок. Право в названной теории представляет собой иерархическую систему норм, представляемую в виде лестницы, где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется.

     Безусловно, верхней ступенькой являются конституционные нормы, а далее, соответственно, идут нормы обыкновенного закона, нормы правительственно акта, нормы инструкций министерств и ведомств, вплоть до индивидуальных актов, то принцип соответствия одной нормы другой как раз и означает утверждение строгого режима законности.

     Правом  признается государственная  воля, выраженная в  обязательном нормативном  акте, который обеспечен принудительной силой государства.

     «Нормативный» подход предполагает рассмотрение правовой действительности через призму принятых государством нормативных актов. Он характеризуется следующими чертами:

    1. нормативностью (данный подход более, чем какой-либо другой, подчеркивает определяющее свойство права);
    2. формальной определенностью права, которая существенно облегчает возможность руководствоваться правовыми требованиями;
    3. фиксированностью средств государственного принуждения в случае нарушения права;
    4. противостоянием права режиму произвола и беззаконию;
    5. косвенной ориентацией на необходимость возведения в закон надлежащей (справедливой, моральной, прогрессивной) воли;
    6. ориентацией на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики;
    7. признанием широких возможностей государства влиять на общественное развитие.

     Вместе  с тем в «нормативном»3 подходе игнорируется содержательная сторона права: положения и степени свободы адресатов правовых норм, субъективных прав личности, моральности юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития. Уязвимым «нормативный» подход к праву делает, как это ни парадоксально, само государство. В силу разных причин, в определенных обстоятельствах оно довольствуется устаревшими нормами или, хуже того, издает акты, идущие вразрез с жизнью, принимает нормы, «работающие» на консервативные силы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Система нормативно-правовых актов

     Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.

     Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных  государственных органов, в которых содержатся нормы права.4 Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы.

     Все нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, наступают уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные юридические последствия.

     Нормативно-правовыми  актами, издаваемыми государственными органами, являются законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей  государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти.5

     Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а  также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или  иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством устанавливаются также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов, орган, издающий тот или иной нормативный акт, процедура его издания.

     Так, согласно действующей конституции Российской Федерации высший представительный и законодательный орган Российской Федерации – Федеральной Собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты Российской Федерации принимают законы и иные нормативно-правовые акты.6

     Конституция определяет компетенцию различных  государственных органов, а следовательно, и круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные конкретные решения или же различные нормативно-правовые акты. Например, в соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации очерчивается общий круг вопросов, по которым российское Правительство может издавать свои постановления и распоряжения. Это вопросы федерального бюджета, проведения в пределах Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и социального обеспечения; осуществление управление федеральной собственностью; принятие мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.

     Кроме данного круга вопросов, по которым  российское Правительство издает постановления  и распоряжения, оно также «осуществляет  иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации»7 (п. «ж» ч. 1 ст. 114). В Конституции Российской Федерации особо оговаривается, что порядок деятельности Правительства, а значит, и порядок (процедура) издания правительственных актов устанавливается федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 114).

     Нормативно-правовые акты как источники права имеют  организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками  права.  В чем эти преимущества? Во-первых, в том, что у издающих их государственных органов гораздо больше координационных возможностей, чем у всех иных нормотворческих институтов, для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов. Во-вторых, в том, что благодаря четким, традиционно сложившимся правилам изложения содержания нормативно-правового-акта он считается лучшим способом оформления устоявшихся норм. В-третьих, в том, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок «в обращении», чем другие формы права. На него, как отмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить в него коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.8

     Нормативно-правовые акты как форма (источник) права значительно  отличаются от актов, не имеющих нормативного характера, прежде всего от актов применения норм права, или индивидуальных актов, как их зачастую называют.9

     И нормативно-правовые, и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру. Помимо всего прочего, это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Первые содержат общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как суть вторых – предписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее, неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т. д.). И наконец, нормативно-правовыми актами охватывается широкий круг общественный отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественный отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных отношений (например, в связи с выполнением условий договора купли-продажи, подряда). В то же время нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.

Информация о работе Система нормативно-правовых актов