Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:55, курсовая работа
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………..3
а) «Нормативный» подход к праву как средству подтверждения
законности и стабильности…………………………………………………………3
б) Система нормативно-правовых актов…………………………………………...5
в) Признаки и виды нормативно-правовых актов………………………………..10
г) Подзаконные нормативно-правовые акты и акты судебной власти………….16
д) Анализ нормативно-правовых актов РФ………………………………….........21
е) Систематизация нормативно-правовых актов: понятия и виды……………...26
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………29
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…30
Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора – чтобы он не противоречил действующему законодательству. Может сложиться впечатление, что правовое регулирование института договора в российском законодательстве отсутствует. Однако это не так. Один из важнейших юридических документов нашего государства – Гражданский кодекс – посвятил договору три главы23.
Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В противном случае он может быть признан утратившим юридическую силу. Вместе с этим законодатель установил юридический приоритет договора над законом, принятым после заключения договора (п. 2 ст. 422 ГК РФ).
Систематизация нормативно-правовых актов: понятия и виды
Система
действующих нормативно-
Чтобы
во всей массе действующих и
Систематизация нормативных правовых актов – это деятельность тех или иных органов либо лиц по упорядочению изданных актов, характеризующаяся определенными методами, приемами и способами проведения24.
Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им.
Своеобразие
видов систематизации нормативных
правовых актов обусловлено
Современная правовая практика знает и использует три способа систематизации нормативных правовых актов:
Сообразно названным способам систематизации нормативных актов выделяют ее три относительно самостоятельных вида: инкорпорация, консолидация, кодификация. Рассмотрим каждый из этих видов:
Инкорпорация – это форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация – самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации; ко второй – сборник нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;
Консолидация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной»25 систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации.
Кодификация – форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность (примером подобного может служить принятие первой и второй частей Налогового кодекса РФ). Поэтому кодификация – способ правотворчества наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию в их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: 1. ею имеют право заниматься только специальные органы; 2. в итоге появляется новый нормативный акт – кодекс; 3. кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.
В настоящее время наиболее распространенный «продукцией» кодификации являются: основы законодательства – кодифицированный нормативные акты федерального уровня, содержащие наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов; кодексы – систематизированные комплексные законодательные акты, объединяющие в определенном порядке переработанные нормы права, регулирующие однородную сферу общественных отношений (например, ГК РФ, УК РФ, УИК РФ, СК РФ и т.п.); уставы - кодифицированные нормативно-правовые акты, объединяющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб в определенной сфере управления (например, уставы железных дорог, центрального банка, общевойсковые уставы, дисциплинарные уставы и т.п.); положения - кодифицированные нормативно-правовые акты, определяющие юридический статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права, регламентирующие полномочия определенных органов, их структуру, функции (например, положения о министерствах, ведомствах, государственных комитетах, о филиалах учреждений и т.п.); правила - кодифицированные нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок какого-либо вида деятельности (например, правила дорожного движения).
Рассматривая основные виды систематизации нормативных актов, следует обратить внимание еще на одну специфическую разновидность упорядочивания, приведения в определенную систему нормативно-правовой информации. Это – введение в строй электронной системы классификации правовых актов («КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и т.п.), обеспечивающей правовую информированность государственных и общественных структур, а также каждого гражданина в отдельности, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц. Такая классификация, бесспорно, будет содействовать совершенствованию и процессу систематизации законодательства, ибо системность расположения материала позволит определить оптимальный состав наиболее важных кодифицированных актов, их соподчиненность и последовательность разработки. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с традиционными видами учета нормативных актов:
а) учитывая, что в них закладывается
практически неограниченный
б)
оперативность получения
Таким
образом, существуют различные виды
упорядочивания нормативных актов,
каждый из которых выполняет свою собственную
роль в этом процессе.
Заключение
Понятие
нормативно-правовой акт как источник
права охватывает все великое
многообразие правовых норм, регулирующих
не менее многообразные и
Благодаря четким, традиционно сложившимся правилам изложения содержания норативно-правового акта он считаются лучшим способом оформления устоявшихся норм. Нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более удобен, чем другие формы права, при разрешении дел и внесения коррективов.
Нормативно-правовой акт действительно самый распространенный в настоящее время вид источника, который содержит нормы, установленный или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.
Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации является основополагающим источником права в современном государстве. На этой системе базируется вся правовая культура общества, в ней регулируются наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. И от того, насколько слаженно и четко работает эта система, зависит благополучие развития государства в целом.
Поэтому
нормативно-правовые акты требуют четкого
и детального изучения для последующего
применения их в той или иной конкретной
ситуации.
Список
литературы