Система нормативно-правовых актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………..3

а) «Нормативный» подход к праву как средству подтверждения
законности и стабильности…………………………………………………………3
б) Система нормативно-правовых актов…………………………………………...5
в) Признаки и виды нормативно-правовых актов………………………………..10
г) Подзаконные нормативно-правовые акты и акты судебной власти………….16
д) Анализ нормативно-правовых актов РФ………………………………….........21
е) Систематизация нормативно-правовых актов: понятия и виды……………...26
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………29
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…30

Файлы: 1 файл

Курсовая нормативно-правовые акты РФ.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

     Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора – чтобы он не противоречил действующему законодательству. Может сложиться впечатление, что правовое регулирование института договора в российском законодательстве отсутствует. Однако это не так. Один из важнейших юридических документов нашего государства – Гражданский кодекс – посвятил договору три главы23.

     Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В  противном случае он может быть признан  утратившим юридическую силу. Вместе с этим законодатель установил юридический  приоритет договора над законом, принятым после заключения договора (п. 2 ст. 422 ГК РФ).

     Систематизация  нормативно-правовых актов: понятия и  виды

     Система действующих нормативно-правовых актов  в Российской Федерации является весьма сложной вследствие как значительного  числа органов, принимающих такие акты, так и множественности актов, принимаемых каждым правотворческим органом. Кроме того, система нормативно-правовых актов подвержена быстрым изменениям. Вновь принятый закон, указ президента и иной источник права обычно вносит существенные коррективы в действующие акты. Одни из них дополняются новыми предписаниями, другие изменяются, а третьи признаются утратившими силу полностью или частично.

     Чтобы во всей массе действующих и изменяющихся источников российского права оперативно находить нужные формы, государственные органы, должностные лица, предприятия, организации, да и граждане, имеющие дело с нормативными актами, вынуждены постоянно проводить работу по их приведению в единую, более или менее упорядоченную систему. Подобного рода деятельность охватывается понятием систематизации нормативных правовых актов.

     Систематизация  нормативных правовых актов – это  деятельность тех  или иных органов  либо лиц по упорядочению изданных актов, характеризующаяся  определенными методами, приемами и способами  проведения24.

     Она необходима для обеспечения доступности  законодательства, удобства пользования  им.

     Своеобразие видов систематизации нормативных  правовых актов обусловлено особенностями  предмета правового регулирования, их местом в системе юридических  актов РФ, а также объемом нормативного правового материала, который подвергается упорядочению.

     Современная правовая практика знает и использует три способа систематизации нормативных  правовых актов:

    1. сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных актов, необходимых для их деятельности;
    2. издание различного рода сборников законов и иных нормативных актов;
    3. Объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один, укрепленный акт.

         Сообразно названным способам систематизации нормативных актов выделяют ее три относительно самостоятельных вида: инкорпорация, консолидация, кодификация. Рассмотрим каждый из этих видов:

     Инкорпорация  – это форма систематизации путем  объединения нормативных актов  без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация – самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации; ко второй – сборник нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;

     Консолидация  – форма систематизации путем  объединения нормативных актов  без изменения их содержания в  единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной»25 систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации.

       Кодификация – форма систематизации путем объединения   нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность (примером подобного может служить принятие первой и второй частей Налогового кодекса РФ). Поэтому кодификация – способ правотворчества наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию в их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: 1. ею имеют право заниматься только специальные органы; 2. в итоге появляется новый нормативный акт – кодекс; 3. кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

     В настоящее время наиболее распространенный «продукцией» кодификации являются: основы законодательства – кодифицированный нормативные акты федерального уровня, содержащие наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов; кодексы – систематизированные комплексные законодательные акты, объединяющие в определенном порядке переработанные нормы права, регулирующие однородную сферу общественных отношений (например, ГК РФ, УК РФ, УИК РФ, СК РФ и т.п.); уставы - кодифицированные нормативно-правовые акты, объединяющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб в определенной сфере управления (например, уставы железных дорог, центрального банка, общевойсковые уставы, дисциплинарные уставы и т.п.);  положения -  кодифицированные нормативно-правовые акты, определяющие юридический статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права, регламентирующие полномочия определенных органов, их структуру, функции (например, положения о министерствах, ведомствах, государственных комитетах, о филиалах учреждений и т.п.); правила - кодифицированные нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок какого-либо вида деятельности (например, правила дорожного движения).

     Рассматривая  основные виды систематизации нормативных актов, следует обратить внимание еще на одну специфическую разновидность упорядочивания, приведения в определенную систему нормативно-правовой информации. Это – введение в строй электронной системы классификации правовых актов («КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и т.п.), обеспечивающей правовую информированность государственных и общественных структур, а также каждого гражданина в отдельности, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц. Такая классификация, бесспорно, будет содействовать совершенствованию и процессу систематизации законодательства, ибо системность расположения материала позволит определить оптимальный состав наиболее важных кодифицированных актов, их соподчиненность и последовательность разработки. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с традиционными видами учета нормативных актов:

       а) учитывая, что в них закладывается  практически неограниченный объем  нормативно-правовой информации (законодательство страны, других государств, проекты законов, решения судебных органов и т.п.);

     б) оперативность получения требуемой  информации и т.д.

     Таким образом, существуют различные виды упорядочивания нормативных актов, каждый из которых выполняет свою собственную роль в этом процессе. 

Заключение

     Понятие нормативно-правовой акт как источник права охватывает все великое  многообразие правовых норм, регулирующих не менее многообразные и бесчисленные социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлось не мало потрудиться, чтобы классифицировать нормативно-правовые акты, найти четкие критерии этой классификации, сделать ее удобной для научного и, главное, практического употребления.

     Благодаря четким, традиционно сложившимся  правилам изложения содержания норативно-правового акта он считаются лучшим способом оформления устоявшихся норм. Нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более удобен, чем другие формы права, при разрешении дел и внесения коррективов.

     Нормативно-правовой акт действительно самый распространенный в настоящее время вид источника, который содержит нормы, установленный или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.

     Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации является основополагающим источником права в современном государстве. На этой системе базируется вся правовая культура общества, в ней регулируются наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. И от того, насколько слаженно и четко работает эта система, зависит благополучие развития государства в целом.

     Поэтому нормативно-правовые акты требуют четкого  и детального изучения для последующего применения их в той или иной конкретной ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список литературы 

  1. Алексеев  С.С. Теория права. М., 1995.
  2. Бабаев В.К. Теория государства и права. М., 1999.
  3. Бержель Жан-Луи Общая теория государства и права. М., 2000.
  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. 3-е изд. М., 1999 
  5. Кикотя В.Я. Теория государства и права, М., 2008.
  6. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1996.
  7. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб, 1909.
  8. Корельский В.М. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов. М., 2000.
  9. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. М., 1996.
  10. Любашиц В.Я. Теория государства и права. Ростов н/Д. 2003.
  11. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004.
  12. Матузов Н.И. Теория государства и права. М., 2000.
  13. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории  права и государства. М., 1999.
  14. Пиголкин А.С. Теория государства и права. М., 1997.
  15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2002.

Информация о работе Система нормативно-правовых актов