Система нормативно-правовых актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………..3

а) «Нормативный» подход к праву как средству подтверждения
законности и стабильности…………………………………………………………3
б) Система нормативно-правовых актов…………………………………………...5
в) Признаки и виды нормативно-правовых актов………………………………..10
г) Подзаконные нормативно-правовые акты и акты судебной власти………….16
д) Анализ нормативно-правовых актов РФ………………………………….........21
е) Систематизация нормативно-правовых актов: понятия и виды……………...26
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………29
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…30

Файлы: 1 файл

Курсовая нормативно-правовые акты РФ.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

     Например, действе такого индивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается после его исполнения (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т. п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.

     Аналогичным образом обстоит дело в сфере  применения норм не только уголовного права, но и других отраслей права. Скажем, прекращение действия конкретного трудового договора отнюдь не означает прекращения действия соответствующих норм или институтов трудового права.

     Одни  и те же государственные органы могут  издавать по одним и тем же или  по разным вопросам как нормативно-правовые, так и индивидуальные акты. Например, согласно Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание принимает не только законы – нормативные акты, но и постановления, имеющие индивидуальный характер. Статьи 102 (ч. 2) и 103 (ч. 2) Конституции предусматривают, что Совет Федерации – верхняя палата российского парламента и Государственная Дума – его нижняя палата принимают каждая в отдельности по вопросам, отнесенным Конституцией к их ведению, постановления.

     Совет Федерации, в частности, принимает  постановления по вопросам, связанным с утверждением указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения, с назначением на должность и освобождением от должности Генерального прокурора России, с назначением выборов Президента Российской Федерации, с назначением на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

     Государственная Дума, согласно Конституции, принимает постановления о даче согласия Президенту на назначение Председателя Правительства России, о доверии Правительству, назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации, объявление амнистии и др.

     Нормативно-правовые акты следует отличать от актов разъяснения или толкования правовых норм.10 Различие заключается в характере, содержании и целях издания.

     Если  нормативно-правовые акты устанавливают  либо изменяют содержание правовых норм, то акты разъяснения или толкования, как видно из их названия, направлены прежде всего на разъяснение смысла, содержания принятых нормативно-правовых актов, а также пределов действия ранее установленных норм.

     Основное  правило толкования «законодательных положений», как верно подмечают  английские юристы, по отношению к  которому все прочие являются второстепенными, заключается в том, что законы следует разъяснять «в соответствии с намерениями тех, кто их создал».11 При этом всегда сохраняет свою силу «презумпция невнесения в действующее право изменений, выходящих за пределы, предусматриваемые толкуемым статутом».

     Действуют также другие принципы толкования, сводящиеся, в частности, к тому, что толкование «по возможности, не должно придавать статуту обратной силы, влечь за собой несправедливости или приводить к нелепым либо абсурдным последствиям»; нормы уголовного права «толкуются только в пользу обвиняемого».12

     Все нормативно-правовые акты подразделяются на два вида, или группы: законы и  подзаконные акты. Основание их классификации – юридическая сила13, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и соответственно характером самих издаваемых актов.

     В зависимости от этих же критериев  в каждой стране, а точнее, в каждой правовой системе устанавливается  строгая иерархия, т. е. строгая система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов.

     Внизу этой иерархии находятся нормативные  акты, издаваемые местными органами государственной  власти, вверху иерархии нормативно-правовые акты (законы, статуты и т. п.), издаваемые высшими представительными органами. Эти акты – законы обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим, подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и в его исполнение. Данные требования, несомненно, касаются и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают высокой юридической силой и играют ведущую роль.

     Сложившаяся и поддерживаемая  в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов  имеет важнейшее значение для  упорядочения процессов правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.

     Наряду  с нормативно-правовыми актами государственных  органов в системе форм (источников) права некоторых стран определенное место занимают нормативно-правовые акты, издаваемые общественными органами и организациями.14

     Как известно, сами по себе решения (акты) общественных организаций, как и решения любых  партийных органов и организаций, не содержат в себе правовых норм и  не имеют юридической силы. Таковую они могут получить лишь в двух случаях.

     Во-первых, при издании совместных с государственными органами решений по одному и тому же вопросу. Например, в СССР имела  место практика принятия такого рода совместных актов по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Эти акты с момента их издания приобретали не только общественно-политический, но и юридический характер.

     Во-вторых, в случае предварительной или  последующей санкции государства. Санкция может выражаться в разных формах. Наиболее распространены следующие санкции благодаря которым в случае необходимости каждый отдельный акт общественной организации приобретает юридический характер, а также придание юридической силы актам общественных организаций на основе специально изданного для этого закона или иного законодательного акта.

     Например, согласно действовавшему в СССР законодательству профсоюзы в лице их высших органов имели право на создание актов юридического характера по вопросам социального страхования, санаторного обслуживания и т. д. Необходимость издания такого рода актов была вызвана стремлением привлечь общественные организации к правотворческому процессу для активного участия  в государственной и общественно-политической жизни. 
 
 
 

     Признаки  виды нормативно-правовых актов

     Нормативно-правовые акты являются основной, наиболее совершенной и распространенной формой современного права прежде всего в странах континентальной Европы (Германия, Испания, Италия, Россия, Франция и др.).

     Нормативно-правовые акты представляют собой официально выраженные в письменной форме документы компетентных органов государства, являющиеся результатом специальной целенаправленной (правотворческой) деятельности указанных органов, содержащие в себе нормы, предписания, требования общеобязательного значения, направленные на регулирование определенных общественных отношений и обеспечиваемые комплексом мер государственного воздействия (экономическими, организационными, предупредительными, принудительными и др.).

     Нормативно-правовой акт характеризуется следующими основными признаками: а) он имеет точное наименование, свидетельствующее об органе его издавшим, это позволяет определять юридическую силу конкретного акта; б) он издается в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа, что определяет легитимность акта; в) он отличается четкостью и определенностью содержания юридических норм; г) он носит общеобязательный характер, поддерживается возможностью государственного принуждения; д.) для него установлен особый порядок опубликования и вступления в юридическую силу.

     Действующие в обществе нормативно-правовые акты составляют единую систему, которой  присущи иерархичность, согласованность, специализация, дифференцированность.

     Так как нормативно-правовой акт создается  в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом), правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

     Правотворчество – это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.

     Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.

     Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.

     В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

     Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

     От  нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего зрения о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

     Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

     В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).

     Итак, нормативно-правовой акт – это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права15.

     Российская  система нормативно-правовых актов содержит в себе акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления (референдума). Отмеченное разнообразие данных актов обусловлено федеративным устройством России, различной природой правотворческих органов, характером подлежащих упорядочению общественных отношений, иными жизненными обстоятельствами.

     По  юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и под законные акты.

     Закон – это обладающий высшей юридической  силой нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти либо непосредственно народом (в ходе референдума), регулирующий наиболее важные общественные отношения и имеющий свойство прямого действия.

     Занимая основополагающее место в системе  нормативно-правовых актов, законы характеризуются следующими основными признаками.

    1. Закон – результат специальной целенаправленной деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти (прежде всего парламента страны) или непосредственного правотворчества народа в порядке референдума.
    2. Закон – особый юридический документ общего и общеобязательного свойства, содержащий нормы первичного, отправного, исходного, приоритетного характера, в связи с чем иные (подзаконные) акты могут лишь конкретизировать, детализировать предписания и требования законов с целью повышения эффективности их реализации.
    3. Закон обладает высшей юридической силой, подзаконные акты должны соответствовать закону и не коим образом не противоречить ему. Это также означает, что ни какой орган или должностное лицо не вправе отменить или заменить соответствующий закон. Таким правом обладает лишь орган, издавший этот закон.
    4. Закон регулирует жизненно важные, фундаментальные, устойчивые общественные отношения, затрагивающие приоритетные интересы значительной части членов общества.
    5. Закон – фундаментальный нормативный акт, лежащий в основе правотворчества иных государственных органов, он служит базой совершенствования и развития законодательства и системы права в целом. При этом ведущая роль отводится Основному Закону – Конституции.
    6. Закон характеризуется особым и строгим процессуальным порядком принятия, что в меньшей степени свойственно подзаконным нормативным актам.
    7. Законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным нормативно-правовым актам. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме;
    8. Законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;
    9. Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

Информация о работе Система нормативно-правовых актов