Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:55, курсовая работа
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………..3
а) «Нормативный» подход к праву как средству подтверждения
законности и стабильности…………………………………………………………3
б) Система нормативно-правовых актов…………………………………………...5
в) Признаки и виды нормативно-правовых актов………………………………..10
г) Подзаконные нормативно-правовые акты и акты судебной власти………….16
д) Анализ нормативно-правовых актов РФ………………………………….........21
е) Систематизация нормативно-правовых актов: понятия и виды……………...26
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………29
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…30
Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности – верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.
В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по отношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.
Действующие в обществе законы многообразны, и поэтому нуждаются в определенной классификации, критерии которой обусловлены статусом субъекта законотворчества (Федеральное Собрание РФ или представительный орган субъекта Федерации), характером и особенностями регулируемых общественных отношений, кругом лиц, которым адресованы законы, территорией, в пределах которой они действуют.
В Российской Федерации действуют следующие виды законов:
1. Конституция РФ (Закон законов) – основополагающий, фундаментальный политико-правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства страны, учреждающий федеральные органы государственной власти и их компетенцию.
2.
Федеральные конституционные
3.
Федеральные законы – обычные,
текущие законы, регулирующие различные
стороны государственной и
4.
Законы субъектов Федерации –
нормативно-правовые акты, издаваемые
представительными органами
В
соответствии с Федеральным законом
«О порядке опубликования и
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного и нормативного регулирования.
В
соответствии с теорией и практикой
правотворчества акты вышестоящих
правотворческих органов
Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (трудовое, семейной, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство – примеры комплексных нормативно-правовых актов.
По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:
-- на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
-- на акты ограниченного действия – распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
-- на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
По
основным субъектам
государственного правотворчества
нормативно-правовые акты можно подразделить
на акты законодательной
власти (законы); акты
исполнительной власти (подзаконные
акты); акты судебной
власти (юрисдикционные акты общего
характера).
Подзаконные нормативно-правовые акты и акты судебной власти
Подзаконные нормативно-правовые акты – это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акта обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные , принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.
Подзаконный акт – это официальный нормативно-правовой акт, установленный компетентным органом исполнительной государственной власти, органом местного самоуправления, содержащий общеобязательные юридические нормы и регулирующий свой круг общественных отношений.16
Подзаконные нормативно акты должны строго соответствовать Конституции, законам и им не противоречить. Подзаконные акты по отношению к законам имеют вспомогательный и детализирующий характер, они призваны создавать благоприятные правовые, организационные условия для всесторонней, полной, эффективной реализации предписаний и требований соответствующих законов.
По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.
К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.
Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.
Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил.
Система нормативно-правовых актов современных государств не однородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и другими факторами. Тем не менее подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.
Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.
В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.
Выделяют следующие виды подзаконных нормативных актов (по иерархии):
Особая роль в системе подзаконных нормативных актов отводится нормативным указам Президента РФ и постановлениям и распоряжениям Правительства РФ.
Природа нормативных указов Президента РФ непосредственно связана с его компетенцией. Эти указы должны соответствовать федеральным законам, в системе же подзаконных актов им отдается приоритетное значение.
Президент РФ принимает нормативные указы в пределах собственных полномочий, предоставленных (делегированных) парламентом и – подлежащие утверждению Советом Федерации (например, указы о введении военного положения, чрезвычайного положения).
Особенность нормативных указов состоит в том, что на основе содержащихся в них юридических норм осуществляется непосредственное регулирование разнообразных отношений в важнейших сферах общественной жизни. Прежде всего такие указы направлены на обеспечение необходимых правовых условий для формирования рыночной экономики. Данными указами могут утверждаться положения о правовом статусе определенных органов государства и о порядке деятельности в соответствующих сферах общественной жизни.