Система нормативно-правовых актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………..3

а) «Нормативный» подход к праву как средству подтверждения
законности и стабильности…………………………………………………………3
б) Система нормативно-правовых актов…………………………………………...5
в) Признаки и виды нормативно-правовых актов………………………………..10
г) Подзаконные нормативно-правовые акты и акты судебной власти………….16
д) Анализ нормативно-правовых актов РФ………………………………….........21
е) Систематизация нормативно-правовых актов: понятия и виды……………...26
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………29
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…30

Файлы: 1 файл

Курсовая нормативно-правовые акты РФ.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

         Ведущее и определяющее положение законов  в системе нормативно-правовых актов  государства выражает одно из основных требований законности – верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.

         В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по отношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.

                      Действующие в обществе законы многообразны, и поэтому нуждаются в определенной классификации, критерии которой обусловлены статусом субъекта законотворчества (Федеральное Собрание РФ или представительный орган субъекта Федерации),  характером и особенностями регулируемых общественных отношений, кругом лиц, которым адресованы законы, территорией, в пределах которой они действуют.

         В Российской Федерации действуют  следующие виды законов:

         1. Конституция РФ (Закон законов) – основополагающий, фундаментальный политико-правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства страны, учреждающий федеральные органы государственной власти и их компетенцию.

         2. Федеральные конституционные законы  – законы, предусмотренные Конституцией  и органически с ней связанные.  Это: законы о порядке деятельности  Правительства РФ, о гражданстве,  судебной системе, Конституционном Суде РФ, чрезвычайном положении, режиме военного положения.

         3. Федеральные законы – обычные,  текущие законы, регулирующие различные  стороны государственной и общественной  жизни. Текущие законы на основе  и во исполнение конституционных  законов, составляют текущее законодательство и регулируют соответствующие общественные отношения.

         4. Законы субъектов Федерации –  нормативно-правовые акты, издаваемые  представительными органами соответствующих  конкретных субъектов РФ и  действующие на территории данного субъекта.

         В соответствии с Федеральным законом  «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, актов  палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994 г. федеральные законы публикуются  в течении семи дней их подписания Президентом в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».

         Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.

         По  юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного и нормативного регулирования.

         В соответствии с теорией и практикой  правотворчества акты вышестоящих  правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих  органов Последние издаются на основе и во исполнении нормативных актов, издаваемые вышестоящими правотворческими органами.

         Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (трудовое, семейной, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство – примеры комплексных нормативно-правовых актов.

           По объему и  характеру действия нормативно-правовые акты  подразделяются:

         -- на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;

         -- на акты ограниченного действия – распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

         -- на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

         По  основным субъектам  государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера). 
     
     
     

     Подзаконные нормативно-правовые акты и акты судебной власти

     Подзаконные нормативно-правовые акты – это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акта обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные , принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

     Подзаконный акт – это официальный нормативно-правовой акт, установленный компетентным органом исполнительной государственной власти, органом местного самоуправления, содержащий общеобязательные юридические нормы и регулирующий свой круг общественных отношений.16

     Подзаконные нормативно акты должны строго соответствовать Конституции, законам и им не противоречить. Подзаконные акты по отношению к законам имеют вспомогательный и детализирующий характер, они призваны создавать благоприятные правовые, организационные условия для всесторонней, полной, эффективной реализации предписаний и требований соответствующих законов.

     По  своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных  органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

    1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

    К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

         Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

         Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил.

    1. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.
    2. Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные).
    3. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

         Система нормативно-правовых актов современных  государств не однородна. Это объясняется  особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и другими факторами. Тем не менее подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.

         Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень  обязательности содержащихся в них  норм абсолютно одинакова для  всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.

         В нормативном регулировании  общественных отношений  главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

         Выделяют  следующие виды подзаконных нормативных  актов (по иерархии):

  1. Нормативные указы Президента РФ.
  2. Постановления и распоряжения Правительства РФ.
  3. Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов.
  4. Решения и постановления органов исполнительной власти субъектов РФ.
  5. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов.
  6. Локальные нормативные акты – предписания , принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации и регулирующие их внутреннюю жизнь.

         Особая  роль в системе подзаконных нормативных актов отводится нормативным указам Президента РФ и постановлениям и распоряжениям Правительства РФ.

         Природа нормативных указов Президента РФ непосредственно  связана с его компетенцией. Эти  указы должны соответствовать федеральным  законам, в системе же подзаконных  актов им отдается приоритетное значение.

         Президент РФ принимает нормативные указы  в пределах собственных полномочий, предоставленных (делегированных) парламентом и – подлежащие утверждению Советом Федерации (например, указы о введении военного положения, чрезвычайного положения).

         Особенность нормативных указов состоит в  том, что на основе содержащихся в них юридических норм осуществляется непосредственное регулирование разнообразных отношений в важнейших сферах общественной жизни. Прежде всего такие указы направлены на обеспечение необходимых правовых условий для формирования рыночной экономики. Данными указами могут утверждаться положения о правовом статусе определенных органов государства и о порядке деятельности в соответствующих сферах общественной жизни.

Информация о работе Система нормативно-правовых актов