Нормативно-правовой акт в системе источников права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 07:19, курсовая работа

Краткое описание

Источниками права могут являться различные соглашения как разновидности договора. В Российской Федерации в современных условиях значительно возрастает роль соглашений в регламентации различных сторон общественной и государственной жизни. Так, многие сферы отношений между краями, областями и входящими в них автономиями регулируются именно соглашениями. Известны соглашения и между государственными органами Федерации и ее субъектов. Например, в соответствии с Законом Правительство Российской Федерации вправе передавать на основании соглашений администрации автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Понятие нормативно-правового акта, признаки и действия

1.1Понятие нормативно правового акта

1.2 Признаки нормативных правовых актов

1.3 Законы и подзаконные акты

1.4 Нормативные договоры

1.5 Действие нормативно-правовых актов

1.5.1 Действие нормативно-правовых актов во времени

1.5.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве

1.5.3 Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

Глава 2 Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

2.1 Иерархическая система нормативно-правовых актов РФ

2.2 Характеристика нормативно-правовых актов РФ

Глава 3 Примеры нормативно-правовых актов

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовик по ТГП Нормативный АКТ.docx

— 333.27 Кб (Скачать)

     ФИНАНСОВАЯ  АКАДЕМИЯ

     ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Уфимский  финансово-экономический колледж  –

     Филиал  Финакадемии

     Кафедра менеджмента и правовых дисциплин 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа 

     По  дисциплине «Теория государства  и права» 

     На  тему «Нормативно-правовой акт в  системе источников права» 
 

Выполнил

Студент гр. ФЮ-204 Литвинов И.С

Руководитель

Гафарова  Регина Мударисовна 
 

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Понятие нормативно-правового акта, признаки и действия

1.1Понятие  нормативно правового акта

1.2 Признаки  нормативных правовых актов

1.3 Законы  и подзаконные акты

1.4 Нормативные договоры

1.5 Действие нормативно-правовых актов

1.5.1 Действие нормативно-правовых актов во времени

1.5.2 Действие  нормативно-правовых актов в пространстве

1.5.3 Действие  нормативно-правовых актов по  кругу лиц

Глава 2 Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

2.1 Иерархическая  система нормативно-правовых актов  РФ

2.2 Характеристика  нормативно-правовых актов РФ

Глава 3 Примеры нормативно-правовых актов

Заключение

Список  используемой литературы 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     На  мой взгляд, вопрос «Нормативно-правовые акты» является самым интересным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решил рассматривать  данный вопрос и взять его в  качестве основополагающего в теме моей курсовой работы. Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни  любого общества. Благодаря нему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Право как особый регулятор общественных отношений возникает вместе с  государством. В доклассовом обществе действовали, конечно, определенные регуляторы взаимоотношений членов первобытнообщинного  строя. Эти регуляторы представляли собой обычаи, являвшиеся одновременно и правилами общежития и предписаниям религиозного культа. Они обеспечивались не государственным принуждением, а  силой привычки, традиций, авторитетом, которыми пользовались старейшины рода, военачальники и т. д. Итак, первоначально  право складывалось путем перерастания обычаев в правовые обычаи. Они  стали записывать и объединяться в особые списки. В результате этого  появляется обычное право. Источниками  права могут являться различные  соглашения как разновидности договора. В Российской Федерации в современных  условиях значительно возрастает роль соглашений в регламентации различных  сторон общественной и государственной  жизни. Так, многие сферы отношений  между краями, областями и входящими  в них автономиями регулируются именно соглашениями. Известны соглашения и между государственными органами Федерации и ее субъектов. Например, в соответствии с Законом Правительство  Российской Федерации вправе передавать на основании соглашений администрации  автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и  Санкт-Петербурга осуществление части  своих полномочий.

 

      ГЛАВА 1. Понятие нормативно-правового  акта, признаки и действие 

     1.1 Понятие нормативно-правового акта 

     Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного  государственного органа (должностного лица) или путем референдума, с  соблюдением установленной законодательством  процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное  применение.

     Это наиболее распространенный в настоящее  время вид источника, который  содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.

     Юридическая сила акта - это его место в  иерархии нормативно правовых актов, соответствие, соподчиненность актов, принятых нижестоящим  органом, вышестоящим актам.

     Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют  его относить к соответствующему виду, например, различать закон  это или постановление, а также  определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем  принят, утвержден, подписан и т. д.(Например Постановление Верховного Совета РСФСР "О Концепции Судебной Реформы" от 24 октября 1991 года №44 Или Федеральный  закон "О Введении в действие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации" Принят Государственной  Думой 5 апреля 1995 года Опубликован  в Российской газете 1995, 16мая). Также  нормативно правовой акт имеет "преамбулу"- предисловие- вводная или вступительная  часть. В которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные  мотивы, цели издания соответствующего акта. Преамбула содержит «нормы-цели»  и «нормы-принципы», которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться при толковании других положений акта. В частности в Конституции РФ написано " Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ это и является преамбулой. Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т. п. Такое строение нормативно-правового акта - результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой удобству пользования нормативно-правовым актом.  

     1.2 Признаки нормативных правовых  актов 

     
  • нормативный характер
  • это правовой акт
  • является результатом правотворчества
  • общеобязательность
  • оформление в виде официального документа
  • определённый порядок группировки правовых норм
  • носит государственно-властный характер
  • обладает юридической силой
  • обеспечиваются гос. Принуждением

     Нормативный характер – содержание, каких либо норм обязательных для исполнения определенными  лицами, регулирование общественных отношений в какой либо сфере.

     Правовой  акт - документ, изменяющий или отменяющий нормы права.

     Результат правотворчества – это означает, что он был принят уполномоченным государственным органом.

     Общеобязательность  – его должны исполнять и соблюдать  все лица, на которых направлен  нормативно-правовой акт.

     Оформление  в виде официального документа – оформляется в деловом стиле, предельно кратко и четко излагая суть.

     Юридическая сила — применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории. Нормативные правовые акты действуют со дня вступления в силу до утраты силы. При этом они имеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципального образования.

     Государственное принуждение – это ряд мер  способствующих исполнению и соблюдению нормативно – правовых актов, законов, указов и т.д.

     Определенный  порядок группировки правовых норм – это порядок, иерархия нормативно-правовых норм определяющая главенствование  одного акта над другим.

     Государственно-властный характер – это подкрепление закона государственной волей, обозначает, что он был принят органами правосудия Российской Федерации. 

     1.3 Законы и подзаконные акты 

     Закон — нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной  власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. Среди законов выделяют основные конституционные (принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения), кодифицированные (сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений), текущие (принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества). В Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы — федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ — федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения. Подзаконные (все остальные) нормативные правовые акты принимаются государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления, издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования. 

     1.4 Нормативные договоры 

     Источником  права в России, а так же и  в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

     Нормативный договор — один из видов источников права, представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).

     Сущностным  признаком, отличающим договор от правового акта, является его санкционирование несколькими субъектами правотворчества.

     Нормативный договор может быть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами.

     Нормативные договоры обязательны для многочисленного  и формально-неопределенного круга  лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные  ими конкретные правоотношения.

     Признаки  нормативного договора:

     Правовая  база нормативных договоров находится  в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя  действующее законодательство.

     В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем  более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.

     Нормативные договоры заключаются в публичных  интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь  преобладают.

     Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и  не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому  такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а  имеет и внешнее юридическое  воздействие.

     Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех  субъектов, на которых направлено юридическое  действие договора.

     Договорные  нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение.

     Существует  особая, строго формальная процедура  заключения нормативных договоров, а также специальный порядок  рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные  согласительные процедуры). Изменения  или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке  не допускаются. Нормы о непреодолимой  силе (форс-мажор) здесь неприменимы. нормативный договор характеризует  публичность, общедоступность договорных условий, иногда - официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима. Нормативные  договоры служат правовой базой для  издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это  отличает их от договоров индивидуального  характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.

Информация о работе Нормативно-правовой акт в системе источников права