Нормативно-правовой акт в системе источников права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 07:19, курсовая работа

Краткое описание

Источниками права могут являться различные соглашения как разновидности договора. В Российской Федерации в современных условиях значительно возрастает роль соглашений в регламентации различных сторон общественной и государственной жизни. Так, многие сферы отношений между краями, областями и входящими в них автономиями регулируются именно соглашениями. Известны соглашения и между государственными органами Федерации и ее субъектов. Например, в соответствии с Законом Правительство Российской Федерации вправе передавать на основании соглашений администрации автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Понятие нормативно-правового акта, признаки и действия

1.1Понятие нормативно правового акта

1.2 Признаки нормативных правовых актов

1.3 Законы и подзаконные акты

1.4 Нормативные договоры

1.5 Действие нормативно-правовых актов

1.5.1 Действие нормативно-правовых актов во времени

1.5.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве

1.5.3 Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

Глава 2 Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

2.1 Иерархическая система нормативно-правовых актов РФ

2.2 Характеристика нормативно-правовых актов РФ

Глава 3 Примеры нормативно-правовых актов

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовик по ТГП Нормативный АКТ.docx

— 333.27 Кб (Скачать)

     Общественные  отношения могут быть урегулированы  и такими источниками права, как  договор и обычай, санкционированный  государством.

     Нормативный договор. Договор — эффективное  юридическое средство по определению  прав и обязанностей, правил взаимоотношений  граждан и юридических лиц. Большое  значение он имеет в отношениях Между  государствами. Однако в не меньшей  степени договор важен и как  один из основных источников права  в сфере коммерческих отношений  и имущественного оборота.

     С юридической точки зрения, договор, как правило, представляет собой  соглашение двух или нескольких лиц  об установлении, изменении или прекращении  гражданских прав и обязанностей. В условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики роль договора как инструмента саморегулирования  значительно возрастает. Свобода  и равенство сторон предполагают свободное вступление в договорные отношения без какого-либо административного  диктата. Содержанием договора поэтому  являются взаимоустановленные юридические права и обязанности. Договор заключается на следующих принципах: 1) равенства; 2) автономии (независимости) сторон и их свободного волеизъявления; 3) имущественной ответственности за нарушение обязательства.

     Особенность договора как подзаконного источника  права заключается в том, что  стороны могут заключить как  предусмотренный, так и не предусмотренный  законом или иными правовыми  актами договор. Основное требование к  форме, содержанию и предмету договора — чтобы он не противоречил действующему законодательству. Может сложиться  впечатление, что правовое регулирование  института договора в российском законодательстве отсутствует. Однако это не так. Один из важнейших юридических  документов нашего государства —  Гражданский кодекс — посвятил договору три главы.

     Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В  противном случае он может быть признан  утратившим юридическую силу. Вместе с этим законодатель установил юридический  приоритет договора над законом, принятым после заключения договора (п. 2 ст. 422 ГК РФ).

     Обычай  как источник права. Подход к понятиям «обычай» и «обычное право» в различных  научных школах неоднозначен. В отечественном  дореволюционном и современном  западном правоведении эти понятия  вообще не разграничивались. Так, русский  историк и правовед В. М. Хвостов  в 1908 г. писал, что необходимо рассматривать  в качестве обычая юридическую норму, сила которой основана не на предписании  государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении ее на практике. Другими  словами, по В. М. Хвостову, обычай суть юридическая норма, подкрепленная  давностью применения.

     Некоторые ученые рассматривают обычное право  как первоначальный способ создания правовых норм, возникший раньше, чем  общество конституировалось в политическом отношении. По их мнению, право, установленное обычаем, применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая наука, обычаи и сегодня применяются некоторыми народами, кроме того, продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.

     Особенность обычая состоит в том, что это  правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай — неписаный источник права, характеризующийся  неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина того заключается  в многочисленности культур, населяющих тот или иной регион.

     Обычай, санкционированный государством,—  весьма редко встречающаяся форма  права.

     В ст. 5 Гражданского кодекса установлено  новое понятие — «обычаи делового оборота», в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые  в какой-либо области предпринимательской  деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы  они в каком-либо документе или  нет. В настоящее время сфера  применения обычаев делового оборота  в основном ограничена внешнеторговыми  сделками, но думается, что дальнейшее развитие рыночных отношений потребует  более детального регулирования  сложившихся в этой сфере обычаев. По такому пути уже идет законодатель, установивший в ст. 427 ГК правило, по которому санкционированным обычаем  можно признать примерные условия  типового (примерного) договора. Разумеется, реализация и обеспечение этой иерархии, большая и трудная практическая задача, которая решается как самими государственными органами, так и  специальными механизмами проверки «соответствия» (Конституционным судом, иными судебными органами, прокуратурой и т. п.).

 

      Глава 3. Примеры нормативно-правового  акта 

 

 

      Заключение 

     Нормативно-правовой акт – это самый распространенный вид источников права, регулирующий общественные отношения, правила поведения, как людей, так и федеральных  субъектов Российской Федерации. Он заключает в себя основные положения  которым должны подчиниться все  объекты на которых был направлен  нормативно-правовой акт.

     Нормативно - правовой акт это письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера.

     Этим  он отличается от других актов, рассчитанных на однократные действие - актов  применения права или индивидуальных актов. На практике можно часто встретить  смешанные акты, содержащие и нормы  права, и индивидуальные предписания  применения права. Все нормативные  акты связаны между собой, располагаются  в определённой системе, подчинены  друг другу или соотносятся друг с другом, обладают юридической силой, под которой понимается внутреннее свойство нормативно–правового акта, обусловленное местом органа, его  принявшего, в системе государственных  органов. Юридическая сила нормативно – правового акта зависит не только от места и положения органа, но и от его компетенции, который  он наделяется государством по закону. Нормативно – правовые акты, как  понятие характеризует связь  права с государством, поскольку  именно государственная воля опосредует связь права с объективно существующими  общественными отношениями. 

 

      Список используемой литературы 

    1. Конституция Российской Федерации Принята 12 декабря 1993 г.
    2. Постановление Верховного Совета РСФСР "О Концепции Судебной Реформы" от 24 октября 1991 года №44
    3. Федеральный закон "О Введении в действие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации" Принят Государственной Думой 5 апреля 1995 года
    4. «Теория государства и права»: /Учеб под ред. Карельского
    5. «Теория государства и права»: Учеб/ под ред. В.В.Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 520с.
    6. Венгеров А.Б. «Теория государства и права: Учебник для юридических вузов». 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2002. - .528 с.
    7. “Теория государства и права” Учеб / под ред. В.Н. Хропанюк 2004 г. 340 с.
    8. “ Теория государства и права ” Учеб пос./ под ред. Марченко 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004. - 640 с. 
    9. «теория государства и права» Метод. Пос./ Б.М.Емельянов 3-е издание 2008 г. 435 с.

10) «Теория  права и государства». /Учеб под  ред. В.Н.Протасова 2003 г. 240с.

Информация о работе Нормативно-правовой акт в системе источников права