Нормативно-правовой акт в системе источников права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 07:19, курсовая работа

Краткое описание

Источниками права могут являться различные соглашения как разновидности договора. В Российской Федерации в современных условиях значительно возрастает роль соглашений в регламентации различных сторон общественной и государственной жизни. Так, многие сферы отношений между краями, областями и входящими в них автономиями регулируются именно соглашениями. Известны соглашения и между государственными органами Федерации и ее субъектов. Например, в соответствии с Законом Правительство Российской Федерации вправе передавать на основании соглашений администрации автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Понятие нормативно-правового акта, признаки и действия

1.1Понятие нормативно правового акта

1.2 Признаки нормативных правовых актов

1.3 Законы и подзаконные акты

1.4 Нормативные договоры

1.5 Действие нормативно-правовых актов

1.5.1 Действие нормативно-правовых актов во времени

1.5.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве

1.5.3 Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

Глава 2 Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

2.1 Иерархическая система нормативно-правовых актов РФ

2.2 Характеристика нормативно-правовых актов РФ

Глава 3 Примеры нормативно-правовых актов

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовик по ТГП Нормативный АКТ.docx

— 333.27 Кб (Скачать)

     Примеры нормативных договоров: международные  договоры; договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ. 

     1.5 Действие нормативно-правовых актов 

     1.5.1 Действие нормативно-правовых актов  во времени

     Действие  нормативно-правовых актов во времени  определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической  силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано  в самом акте. В большинстве  случаев в самом акте указывается  момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой  данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определён, то он вступает в силу по истечении определённого срока после опубликования. 

     1.5.2 Действие нормативно-правовых актов  в пространстве

     Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяется его  предписания. Нормативно-правовой акт  может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных  случаях) за пределами государства. 

     1.5.3 Действие нормативно-правовых актов  по кругу лиц

     Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении  всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей  территории, или адресовываться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц) 

 

      Глава 2. Нормативно-правовые акты в  Российской Федерации 

     2.1 Иерархическая система нормативно-правовых  актов 

     В Российской Федерации установлена  следующая иерархическая система  нормативно-правовых актов:

  • в зависимости от юридической силы:
  • Конституция РФ
  • Федеральные конституционные законы
  • Федеральные законы
  • Законы
  • Подзаконные правовые акты:
  • Указы Президента РФ
  • Постановления Правительства РФ
  • Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных ведомств и служб)
  • Локальные нормативно-правовые акты
  • Особую группу составляют международные договоры РФ.

     Отдельную группу составляют:

  • Международные договоры РФ
  • Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации

     Нормы права, носителями которых являются Конституция РФ и Федеральные  Конституционные Законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

  • в зависимости от содержания:
  • отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • и т.д.
  • комплексные
 

     2.2. Характеристика нормативно-правовых  актов 

     Рассмотрим  эти виды нормативно-правовых актов  подробнее.

     Конституция (Основной закон) Российской Федерации  является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе  нормативных актов Российского  государства определяется следующим: 1) Конституция принята на референдуме  в результате свободного волеизъявления всего народа; 2) Конституция устанавливает  основные начала, принципы, нормы общественного  и государственного строя; 3) Конституция  содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию  высших органов государственной  власти и управления; 4) Конституция  принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры  правотворчества.

     Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным  отраслям права. Для настоящего раздела  имеют значение нормы Основного  закона, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию  нормативно-правовых актов определенного  вида (ст. 90,105,106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных  законов (ст. 104—108), и некоторые другие.

     Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом  Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной  инициативы) заключается в его  подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.

     Особая  группа федеральных законов —  конституционные законы, которые  принимаются по вопросам, предусмотренным  Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия — требуется 3/4 голосов  от общего числа членов Совета Федерации  и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский  кодекс РФ, принимался простым большинством голосов.

     Закон от 14 июня 1994 г. признает датой принятия федерального закона день, когда он был утвержден Государственной  Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона — день его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке, установленном  Конституцией РФ. Федеральные конституционные  законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение  семи дней после их подписания Президентом  РФ.

     Для всех видов законов официальной  является публикация полного их текста в «Российской газете» или  в «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные  законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории

     Российской  Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в  силу.

     В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие  законы не могут противоречить федеральным  законам. В этом проявляется принцип  единства правовой регламентации и  правового режима на территории всего  государства.

     Правовое  регулирование в Российской Федерации  только законами не исчерпывается. Соответствующие  отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, т. е. подзаконными актами.

     Нормативно-правовые акты Президента Российской федерации. Президент — глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место  и обязательны и для исполнения на всей территории Российской федерации. В качестве предмета регулирования  указов выступают основные направления  внутренней и внешней политики. В  случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы  относительно быстро принимаются и  вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованными ведомствами  или Правительством.

     Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство  Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления  и издает распоряжения. Решения, имеющие  нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме  постановлений. Решения по текущим  и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты  лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

     Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства  могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях  и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями  Правительства. Поэтому издание  любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих  органов, хотя на практике часто бывает по-иному.

     Акты  этой группы очень многочисленны  и многообразны. К ним относятся  приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все  они издаются для реализации функций  государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т.д.) и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам  и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.

     Нормативные акты министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти, затрагивающие  права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации  в Министерстве юстиции РФ и публикуются  не позднее десяти дней после регистрации. В соответствии с указом

     Президента  РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования  и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства  Российской Федерации и нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти» акты, не прошедшие  государственную регистрацию, а  также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку  вступившими в силу не считаются.

     Регистрация в Минюсте РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения  министерства или ведомства: проверяется, не ущемляет ли данный акт права  и свободы граждан, не возлагаются  ли им дополнительные, не предусмотренные  законодательством РФ обязанности. На указанные акты нельзя ссылаться  судам при разрешении споров. Такое  правило является результатом борьбы юристов многих поколений за демократизм  принятия и применения ведомственных  правовых актов, субъектами исполнения которых являются прежде всего граждане. Более того, согласно Правилам подготовки ведомственных нормативных актов, утвержденным Правительством РФ 23 июля 1993г, на центральные органы федеральной  исполнительной власти возложена обязанность  доводить принятые ими ведомственные нормативные акты до сведения соответствующих органов государственного управления РФ, предприятий, организаций, учреждений.

     Данные  акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования  в газете «Российские вести» либо в «Бюллетене нормативных актов  федеральных органов исполнительной власти».

     Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Локальные  нормативные акты. Органы власти и  управления субъектов Федерации, решая  задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции  принимают решения, облекая их в  правовую форму. Издаваемые ими нормативные  правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.

     В теории права локальными нормативными актами называются также юридические  документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и  т.д. Краевая, областная администрация  субъектов Федерации (в некоторых  регионах — правительство) вправе принимать  постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может  издавать постановления и распоряжения.

     Общим для всех видов подзаконных актов  Российской Федерации является то обстоятельство, что они, наряду с законами, служат источником законности, т. е. граждане и юридические лица, выполняя нормы  права, содержащиеся в подзаконных  актах, укрепляют режим законности и правопорядка государства. На принимаемые  правовые решения ориентируются  граждане, должностные лица и организации. Среди подзаконных актов существует своя иерархия, производная от иерархии административной. Так, постановление  федерального Правительства имеет  большую юридическую силу, чем аналогичное постановление министерства, правительства области, главы администрации города.

     Существуют  также локальные акты государственных  и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности. Для законного оформления, юридической институционализации  эти организации создают различные  правовые акты: приказы, издаваемые руководителем  организации, уставы и положения, на основе которых осуществляют свою деятельность. Подобные акты составляют нижнее звено  подзаконных правовых актов и  в большинстве случаев, для того чтобы приобрести юридическую силу, должны быть зарегистрированы в соответствующем  муниципальном органе власти. Например, устав общества с ограниченной ответственностью (либо иной аналогичной организации) приобретает юридическую силу только после регистрации в государственных  органах власти.

Информация о работе Нормативно-правовой акт в системе источников права