Систематизация нормативных правовых актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:22, курсовая работа

Краткое описание

Проблема систематизации законодательства возникла в связи с увеличением количества законов и нормативных актов. Правозащитникам, юристам, адвокатам пришлось перелистывать многочисленные тома нормативной литературы. Для того чтобы изучить один вопрос необходимо искать множество источников, статьи по одному вопросу разбросаны по разным нормативным актам. Вопрос решения систематизации нормативно-правовой литературы рассматривается в представленной работе. В разных странах данная проблема решалась в течение долгого процесса истории, в результате были разработаны разные формы и виды систематизации законодательства.

Оглавление

Введение
1. Понятие нормативно–правовых актов
2. Виды нормативно–правовых актов
2.1 Закон
2.2 Подзаконные нормативно–правовые акты
2.3 Акты судебной власти
3. Систематизация нормативно–правовых актов
3.1 Кодификация
3.2 Инкорпорация
3.3 Консолидация
3.4 Действие нормативно–правовых актов
3.5 Значение систематизации нормативно–правовых актов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по разд1.docx

— 81.04 Кб (Скачать)

Московский Университет им. С.Ю.Витте

 

Факультет экономики

 

 

Предмет: Правоведение

 

 

 

Реферат на тему:

«Систематизация нормативных правовых актов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

  1. Понятие нормативно–правовых актов
  2. Виды нормативно–правовых актов

2.1 Закон

2.2 Подзаконные нормативно–правовые акты

2.3 Акты судебной власти

  1. Систематизация нормативно–правовых актов

3.1 Кодификация

3.2 Инкорпорация

3.3 Консолидация

3.4 Действие нормативно–правовых актов

3.5 Значение систематизации нормативно–правовых актов

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Проблема систематизации законодательства возникла в связи с увеличением количества законов и нормативных актов. Правозащитникам, юристам, адвокатам пришлось перелистывать многочисленные тома нормативной литературы. Для того чтобы изучить один вопрос необходимо искать множество источников, статьи по одному вопросу разбросаны по разным нормативным актам. Вопрос решения систематизации нормативно-правовой литературы рассматривается в представленной работе. В разных странах данная проблема решалась в течение долгого процесса истории, в результате были разработаны разные формы и виды систематизации законодательства. Но и в настоящее время остается актуальной эта проблема. Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России была предпринята еще в XI-XII вв., в первом сборнике древнерусского права - в Русской Правде. Судебник 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного общегосударственного законодательства. Созданное в середине XVII в. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича вплоть до первой половины XIX в. оставалось основным сборником законодательных норм в России. К памятникам попыток сиистематизации XIX в., проведенной под руководством известного юриста того времени М.М. Сперанского, следует отнести Полное собрание и особенно Свод законов Российской Империи, который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 г. Свод законов в России был издан в 1832 г. и состоял из 15 томов. В него вошло около 36 тысяч нормативных актов (указов, манифестов, циркуляров и т.д.) и извлечений из них. Свод подразделялся на 8 разделов, расположенных по предметному принципу. В советский период также осуществлялись обширные работы по упорядочению действующего законодательства. В 1929-1932 гг. была проведена работа по подготовке Свода законов СССР, но она не была доведена до конца вследствие недостаточного внимания и пренебрежительного отношения к праву и законности в тот период, когда начал формироваться культ личности Сталина. В 60-70-х гг. были изданы Систематическое Собрание законодательства СССР и соответствующие собрания в союзных республиках. На их базе были подготовлены Свод законов СССР (II томов) и Свод законов РСФСР (8 томов). Свод законов РСФСР был издан в 1986-1988 гг. и включал в себя действующие законодательные акты и важнейшие постановления Правительства Российской Федерации общенормативного характера. Период издания Свода законов РСФСР, а именно вторая половина 80-х гг., характеризуется коренной ломкой социально-экономических и политических отношений в России, потребовавшей кардинальных изменений в законодательстве. Кроме того, Свод страдал существенными недостатками, среди которых главный – это его неполнота.

 

1. Понятие нормативно–правовых актов

 

Нормативно–правовые акты – это выражения в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы. По своему характеру все нормативно-правовые акты являются государственными. Они издаются или санкционируются только органами государства. Имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно–правовых актах, связывается наступление уголовно–правовых, граждански–правовых и иных юридических последствий.

В число актов, издаваемых государственными органами, входят законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, применяемые местными органами государственной власти и управления. Система нормативно–правовых актов в каждой стране определятся конституцией, а так же изданными на её основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется так же порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно–правовых актов; указывается, какой орган в соответствии с какой процедурой издаёт тот или иной нормативный акт.

Нормативно–правовые акты, как источники права имеют определённые организационно–технические и иные преимущества перед другими источниками права:

- издающие их государственные органы имеют большие координационные, чем все иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов;

- в силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания, нормативно-правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм;

- нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок «в обращении» чем другие формы права.

На нормативно-правовой акт легко ссылаются при разрешении дел, в его содержание легче вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.

Нормативные акты обладают рядом характерных признаков, которыми отличаются от всех иных правовых актов в частности правоприменительных, носящих индивидуально-определенный характер:

- нормативный акт – это результат правотворческой деятельности компетентных органов государства и должностных лиц, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;

- данные акты содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы);

- содержащиеся в них предписания, являются выражением государственной воли;

- применяются и реализуются в особом процессуальном порядке;

- имеют строго определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т. д.);

- направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время, как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств;

- рассчитаны на постоянное, либо длительное действие, тогда, как применительные акты – на однократную реализацию;

- нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределенному большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата.

Именно, обладая выше названными признаками, нормативно–правовые акты отличаются от индивидуальных правовых актов, которыми источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет своё действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определённым лицам и прекращает своё действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решения суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Индивидуальные правовые акты являются и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно – правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержит. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

И как итог сказанного в  данной главе нормативно–правовой акт можно определить, как изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

 

      1. Виды нормативно–правовых актов

Классификация нормативно–правовых актов производится по различным основаниям:

1. По юридической силе все нормативно – правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Данное основание является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов.

2. По содержанию нормативно–правовые акты довольно условно. Условность объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отросли прав (трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни. Хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство – примеры комплексных нормативно-правовых актов.

3. По объёму и характеру действия нормативно–правовые акты можно разделить на:

- акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определённого вида на данной территории;

- акты ограниченного действия, распространяющиеся только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

- акты исключительного действия (чрезвычайного). Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий);

4. По основным субъектам государственного правотворчества нормативно – правовые акты подразделяются на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

 

1.1 Закон

Это главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Закон - это нормативно – правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающей высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Признаками закона, как основного источника права, как нормативно – правового акта обладающего высшей юридической силой являются:

- законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;

- законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;

- законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным правовым актом.

Принятие закона охватывает четыре обязательных стадии:

- внесение законопроекта в законодательный орган;

- обсуждение законопроекта;

- принятие закона;

- его опубликование.

Закон не подлежит контролю или утверждению со стороны какого–либо другого органа государства. Он может быть отменен или изменен только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, но отменить его может только законодательный орган. Закон – это ядро всей правовой системы государства, он обуславливает структуру всей совокупности нормативно – правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно – правовых актов по отношению друг к другу.

Ведущее и определяющее положение  законов в системе нормативно – правовых актов государства выражает одно из основных требование законности – верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствии с законом или немедленно отменен.

Сами законы имеют разделение на конституционные и обыкновенные. Конституционные определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На их основе строится и детализируется вся система нормативно – правовых актов. Конституция по отношении к другим нормативно – правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой.

 

    1.  Подзаконные нормативно–правовые акты

Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не должны противоречить ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, по сравнению с законом, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Подзаконные акты призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов для эффективного регулирования общественных отношений с индивидуальными интересами. По своему содержанию подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные ведомственные и внутриорганизационные акты.

1. Общие подзаконные акты

Это нормативно – правовые акты общей компетенции, их действие распространяется на всех лиц в пределах страны. В системе правового регулирования общие подзаконные акты имеют второстепенное значение после законов. С их помощью осуществляется государственное управление обществом, координируются различные вопросы общественной жизни. К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти, которые в зависимости от формы государственного правления подразделяются на:

Информация о работе Систематизация нормативных правовых актов