Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:22, курсовая работа
Проблема систематизации законодательства возникла в связи с увеличением количества законов и нормативных актов. Правозащитникам, юристам, адвокатам пришлось перелистывать многочисленные тома нормативной литературы. Для того чтобы изучить один вопрос необходимо искать множество источников, статьи по одному вопросу разбросаны по разным нормативным актам. Вопрос решения систематизации нормативно-правовой литературы рассматривается в представленной работе. В разных странах данная проблема решалась в течение долгого процесса истории, в результате были разработаны разные формы и виды систематизации законодательства.
Введение
1. Понятие нормативно–правовых актов
2. Виды нормативно–правовых актов
2.1 Закон
2.2 Подзаконные нормативно–правовые акты
2.3 Акты судебной власти
3. Систематизация нормативно–правовых актов
3.1 Кодификация
3.2 Инкорпорация
3.3 Консолидация
3.4 Действие нормативно–правовых актов
3.5 Значение систематизации нормативно–правовых актов
Заключение
Список использованной литературы
- нормативные указы президента, обладающие высшей юридической силой в системе подзаконных актов, и издаются на основе и в развитие законов. Они регламентируют самые разнообразные стороны жизни, связанные с государственным управлением.
- постановления правительства, являющиеся подзаконными нормативными актами, принимаемыми в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением и т.д.
2. Местные подзаконные акты
Это нормативно – правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления для территории, на которой работают. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановление совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.
3. Ведомостные нормативно – правовые акты (приказы, инструкции)
Это нормативно – правовые акты общего действия, и распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно – кредитные и др).
4. Внутриорганизационные подзаконные акты
Это нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций.
В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.
1.3 Акты судебной власти
Решения судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом.
Высшие органы судебной власти могут не только конкретизировать действующие нормы права, но и создавать в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел.
Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности и принципов данной системы права.
3. Систематизация нормативно–правовых актов и их действие
Нормативно–правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.
Систематизация нормативно–правовых актов – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.
В результате данной деятельности устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.
Особенности систематизации состоят в следующем:
- в процессе систематизации сопоставляются и анализируются изданные в разное время и действующие на данный момент нормативно-правовые акты;
- в процессе этой деятельности выявляются нормативно-правовые акты, имеющие противоречия в содержании правовых норм; пробелы в законодательстве и неполнота в регулировании отдельных правовых отношений; множественность актов и обнаруживаются устаревшие нормы.
- создаются проекты новых нормативно-правовых актов, формируются предложения по изменению и дополнению действующих нормативно-правовых актов;
- вновь принятые нормативно-правовые акты, а так же акты, сохранившие свою юридическую силу, группируются по определенной системе и сводятся в собрания или сборники.
В настоящее время используется три основные формы систематизации нормативно-правовых актов.
3.1 Кодификация
Существует три основных вида кодификационных актов:
- основы законодательства – это нормативно–правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера государственного управления;
- кодекс – наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (уголовный кодекс, таможенный кодекс и т. д)
- устав, положение – это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством).
Кодификация включает в себя создание нового, сводного, систематизированного нормативно–правового акта, которое осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.
Признаками кодификации являются:
- кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий;
- в результате кодификации создается новый нормативно–правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действующих;
- кодификационный акт является свободным актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений;
- кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определенной сфере общественной жизни;
- нормативно–правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений.
Кодификация – это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер.
3.2 Инкорпорация
Представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно–правовых актов в определённом порядке без изменения содержания, т.е. производится внешняя обработка действующего законодательства.
При внешней обработке нормативно–правовые акты располагаются в определённом порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.
Содержание нормативно–правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяются.
Официальные инкорпорации – это упорядочение правовых норм путём издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно – правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.
Хронологическая инкорпорация – это форма систематизации, при которой упорядочение нормативно – правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу.
Систематическая инкорпорация – это упорядочение действующих нормативно – правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности.
Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов.
3.3 Консолидация
Это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно–правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый свободный нормативно–правовой акт без изменения содержания.
Особенностями консолидации является то, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. По форме систематизации нормативно – правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает, как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращение числа актов и улучшения формы правового регулирования.
3.4 Действие нормативно–правовых актов
Сроки вступления в силу различных актов не одинаковы, так как сами акты, в отношении которых устанавливаются эти сроки, весьма различны. Вполне логичным является предположение, многократно подтверждённое государственно – правовой практикой разных стран, в соответствии с которым «начальный момент действия закона может быть сознательно отсрочен ввиду особой важности и сложности закона». Для более сложных и более важных нормативно – правовых актов срок вступления в силу должен быть большим, чем для всех других нормативно – правовых актов. Это обусловлено тем, что для ознакомления и изучения, а в ряде случаев и для принятия предварительных подготовительных мер, связанных с реализацией содержащихся в них правовых положений, требуется гораздо больше времени и усилий, чем это необходимо в отношении менее ёмких и сложных нормативно – правовых актов. Важное значение имеют не только сроки, но и способы «вступления в силу» или «введение в действие» нормативно – правовых актов. В подавляющем большинстве случаев в настоящее время нормативно – правовые акты начинают действовать одновременно по всей территории, на которую они рассчитаны.
Действие закона прекращается:
- в результате истечения срока действия закона или иного нормативно – правового акта, который заранее указывается в самом акте.
- в результате прямой отмены действующего нормативно – правового акта другим актом, изданным компетентным государственным органом.
- в результате замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения.
Юридическая сила данного акта утрачивается в момент введения в действие нового акта. В связи с рассмотрением вопроса о границах действия нормативных актов во времени принимается во внимание такое явление и понятие, как обратная сила закона. Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на все те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в силу.
Законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. Не признание обратной силы закона способствует стабилизации общества и государства, усилению уверенности каждого гражданина в надёжности принадлежащих ему свобод и прав, укреплению законности и правопорядка.
Исключение из общего правила являются только те случаи из практики применения уголовного закона, которые предусматривают смягчение ответственности за определённые деяния или же вообще её устранения. В отдельных случаях обратная сила закона признаётся в области гражданского и семейного права. Однако об этом должно быть прямое указание в законе.
Кроме ограничения действия закона во времени, существуют также общепризнанные границы действия законодательных актов в пространстве, т.е. на определённой территории. По общему правилу, в соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства, законы, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают, как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на этой же государственной территории.
По территориальному критерию все нормативно – правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определённую её часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны. Однако законы, изданные в порядке текущего законодательства, могут действовать и лишь на строго определённой, ограниченной части территории. Об этом заранее оговаривается в самом законе или ином нормативном акте.
В современных условиях широкого развития экономических, политических, торговых, финансовых, и иных связей между государствами особую значимость приобретает возможность применения норм международного права к внутригосударственным отношениям.
Важное значение для государственно – правовой теории и практики имеет определения действия нормативно – правовых актов по кругу лиц, выяснения вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания. По общему правилу нормативно – правовые акты издаются с непосредственной целью распространения их предписаний на граждан данного государства. При этом государство, наделяя своих граждан конституционными правами и свободами, как и возлагая на них определённые конституционные обязанности, должно принимать меры не только к тому, чтобы гарантировать соблюдения данных конституционных требований и положений в отношении граждан внутри страны, но и оказывать им защиту за пределами государства. В том случае, когда гражданин РФ имеет двойное гражданство, он пользуется не только покровительством и со стороны РФ и того государства, где также является гражданином. Законодательство России, равно как других стран приравнивается иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей к российским гражданам.
Информация о работе Систематизация нормативных правовых актов