Нормативно-правовой акт: как источник права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:17, реферат

Краткое описание

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Файлы: 1 файл

Нормативно-правовой акт - как источник права.docx

— 22.95 Кб (Скачать)

Нормативно-правовой акт: как источник права

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Нормативный правовой акт-это акт  правотворчества, который принимается  в особом порядке, строго определёнными  субъектами и содержит норму права.

НПА это одна из форм (источников) права (форма позитивного (государственного) права включает в себя: легитимированный обычай, нормативный договор, закон, указ, судебный и административный прецедент, доктринальную форму права). Нормативно-правовой акт в отличие от таких источников права, как судебный прецедент или легитимированный обычай, занимающих второстепенное положение при регулировании общественных отношений, играет самую важную роль в государстве, так как содержащиеся в нём нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения.

Основными признаками нормативно-правового  акта, отличающими его от других актов являются:

1.Нормативный акт издается только  государством или органами, специально  уполномоченными на то государством (то есть, не только компетентные  органы и должностные лица  государства могут создавать  нормативные акты, но и уполномоченные  на то государством общественные  объединения и организации).

2.Исполнение нормативных актов  обеспечивается силой государственного  принуждения (в частности, экономическими  методами).

3.«Они содержат в себе общеобязательные  нормы».

4.Нормативно-правовые акты принимаются  и реализуются в особом процессуальном  порядке.

5.Нормативные акты выступают  в виде официального государственного  документа со строго определенной  письменной формой, при этом они  имеют обязательные атрибуты: название  акта (закон, указ, приказ и т.д.), наименование органа, принявшего  акт (Президент, Правительство  и т.д.), а также другие атрибут.  Нормативные акты всегда должны  иметь письменную форму, которая  предназначена для единообразного  понимания и применения норм  права, а также для предотвращения  произвольного толкования правовых  норм. Не опубликованные нормативные  акты не имеют юридической  силы и не могут применяться.

6.Нормативные акты, как правило,  систематизированы, что позволяет  легко найти необходимый для  применения и реализации документ. Системы нормативных актов в каждой стране определяется Конституцией, а также изданными на её основе специальными законами.

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным  основаниям: по срокам действия, сфере действия, содержанию, по субъектам правотворчества и по юридической силе.

В зависимости от срока  действия нормативные акты подразделяются на акты неопределенно длительного действия (в которых не указывается период времени, в течение которого данные акты будут обладать юридической силой, и вообще длительность действия не определена) и акты временного действия, в которых содержится конкретное указание на временное действие данных актов.

По сфере действия нормативно-правовые акты бывают:

1. Общефедеральными (то есть имеют юридическую силу на территории всей федерации, так как компетенция органов, их издавших, распространяется на данную территорию).

2.Нормативно-правовые акты субъектов  федерации (распространяют свое  действие только на территорию  субъекта РФ, органами которого  были приняты).

3.Нормативно-правовые акты муниципалитетов  (действуют только на территории  муниципального образования).

4.Локальные нормативно-правовые  акты (регулирующие общественные  отношения внутри какой-либо организации,  предприятия или учреждения).

 

 

 

 

 

 По содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы одного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, уголовное, семейное, трудовое законодательство). Наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни (например, хозяйственное, торговое, военное законодательство).

По субъектам правотворчества и в зависимости от их правового положения, нормативно-правовые акты подразделяются на:

1.Акты, принятые в порядке референдума  (то есть, путем свободного волеизъявления  граждан на референдуме). Актом принятым в порядке референдума является конституция РФ 1993 года.

2.Нормативные акты, принятые органами  государства (законодательными органами. Постановления же судов являются обязательными только для нижестоящих судов, а для остальных лиц они служат источником толкования).

3.Нормативно-правовые акты общественных  объединений и организаций.

4.Совместные нормативные акты (принятые  совместно с государственными  и негосударственными органами).

5.Локальные нормативно-правовые  акты (принимаемые отдельными учреждениями  и организациями).

Наиболее распространенной является классификация нормативно-правовых актов в зависимости от их юридической  силы. Итак, в зависимости от их юридической силы, нормативные акты можно подразделить на две группы: законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют основные вопросы жизни общества и государства в целом. «Законы образуют стержень правовой системы России».

Во-первых, закон принимается только высшими представительными органами государственной власти (Государственной  Думой - в России), представляющими  в формально-юридическом смысле весь народ или же непосредственно  самим народом с помощью референдума.

Во-вторых, закон обладает высшей юридической  силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

Высшая юридическая сила состоит  закона в том, что:

Они не нуждаются в каком-либо утверждении  другими органами. Законы никто не вправе отменять, кроме органа их издавшего. Все остальные акты должны соответствовать законам и никогда им не противоречить.

В-третьих, закон содержит общезначимые нормы, которые должны выполняться  всеми.

В-четвертых, закон, как источник права, представляет (по крайней мере, теоретически) волю и интересы всего общества или  народа и волю государства.

В-пятых, законы принимаются для  регулирования наиболее важных общественных отношений: в них регламентируется государственное устройство, система  органов власти, их компетенция, права  и свободы граждан, а также  перечислены деяния, которые признаются преступлениями.

В-шестых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном порядке. В каждой стране существует свой собственный  порядок принятия, изменения и  дополнения законодательных актов. Однако, все принимаемые законы, как правило, проходят через одни и те же стадии процесса правотворчества, начиная с момента внесения законопроекта  в высший законодательный орган, его обсуждения, принятия, одобрения  и утверждения, кончая опубликованием (обнародованием) принятого закона.

Если закон принимается путем  референдума, отдельные стадии и  весь порядок его принятия оговаривается  в специальном законе о референдуме.

Законы классифицируются по различным  основаниям. По сфере действия они подразделяются на общефедеральные, действие которых распространяется на всю территорию РФ, так как полномочия высших законодательных органов, принявших их распространяется на всю территорию нашего государства, а так же законы субъектов федерации, действующие на территории, на которую распространяются полномочия высшего законодательного органа субъекта. Основными нормативными актами на уровне субъекта регламентирующими отношения органов власти и граждан, являются уставы, выполняющие функции региональной конституции.

По общему правилу при расхождении  федеральных законов с законами субъектов федерации первые имеют  приоритет над вторыми, действуют  федеральные законы.

В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы объективно подразделяются на конституционные и обыкновенные или текущие.

Конституционные законы закрепляют основы конституционного государственного строя  и служат базой для текущего законодательства. Отличаются конституционные законы от текущих и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и  по форме, характеру, порядку их принятия, внесения изменений и дополнений.

К конституционным законам относятся, прежде всего, сами конституции, затем  законы, с помощью которых вносятся дополнения и изменения в тексты конституций, и, наконец, законы, необходимость  издания которых предусматривается  самой Конституцией.

Особую значимость Конституция  имеет в федеративных государствах, где она является основой не только для развития текущих законов, но и Конституций субъектов Федерации. Выполняя непосредственно регулятивную функцию, Конституция призвана обеспечивать внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные  правовые связи с зарубежными  правовыми системами.

Помимо конституционных существуют текущие законы, то есть такие законы, которые базируются на предписаниях Конституций и конституционных  законов и регулируют общественные отношения в различных сферах жизни: экономической, социальной, политической и культурной жизни страны. Текущие  законы так же, как и конституционные, обладают прямым действием на территории России (ч. 1 ст.76 Конституции РФ). Принимаются они в особом законодательном порядке и действуют на всей территории РФ, причем они не должны противоречить Конституции и подлежат официальному опубликованию, без которого не действуют.

В свою очередь текущие законы можно  подразделить еще по двум основаниям: по строению и по времени действия. По строению законы бывают кодифицированные и простые.

Кодифицированные или органические законы - это "единые, логически и  юридически цельные, внутренне согласованные  нормативные акты", состоящие  из комплекса правовых норм, регулирующих конкретные сферы общественной жизни. К ним относятся кодексы и  основы законодательства. Кодексы в  своей структуре, как правило, имеют  два элемента: общую и особенную  часть. В первой - закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют содержание норм особенной части (например, общая часть Уголовного кодекса  РФ содержит принципы, задачи уголовного права, общие понятия, виды преступных деяний и т.д., которые затем подробно раскрываются в особенной части).

Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы. Они собирают воедино основные положения той  или иной законодательной отрасли, а все иные нормативные акты данной отрасли "подстраиваются" к отраслевому  кодексу. Кроме того, по характеру  юридических норм, содержащихся в  кодексах, они подразделяются на материальные и процессуальные.

Итак, многообразие видов закона позволяет  обеспечить его верховенство во всех сферах жизни общества и предотвращает  возможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права  ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В  данном случае нормативность выступает  критерием разграничения юридических  актов и означает лишь то, что  юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную  структуру органов с определенными  правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках,

Как видно из изложенного, в любом  современном государстве источники  права (и прежде всего законы, статуты  парламента) упорядочены, но вместе с  тем они вряд ли составляют строгую  систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим.

Подзаконный нормативный  акт - это одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона и во исполнение его.

Подзаконность нормативных актов не означает их меньшую юридическую обязательность, они обладают необходимой юридической силой, дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами.

Подзаконные акты занимают существенное место в правовой системе. Через  эти акты осуществляется управленческая деятельность.

Информация о работе Нормативно-правовой акт: как источник права