Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:09, курсовая работа
Формирование гражданского и патриотического сознания молодежи – многогранный, динамичный процесс, который определяется многими факторами общественной жизни и в котором участвуют все общественные институты: семья, школа, вуз, трудовой коллектив, общественные и молодежные объединения и организации, средства массовой информации, армия, церковь и другие. Сердцевиной гражданского воспитания является правовое и патриотическое воспитание. Без знания законов и исполнения их, без соблюдения прав и выполнения обязанностей нет и не может быть истинного гражданина и патриота. Главная задача гражданского, патриотического воспитания молодежи – формирование ее сознания в духе любви к Отечеству, активной жизненной позиции, стремления отдать свои силы и знания, трудовой потенциал на благо Родины.
Введение …………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости патриотического воспитания молодежи ………………………………………….………..5
Исторический опыт гражданско – патриотического воспитания молодежи…………………………………………………………...5
Гражданско – патриотическое воспитание в современной России………………………………………………………………..10
Глава 2. Исследование проблемы патриотического воспитания (Авторский проект « Я Россиянин)……………………………..……………18
Заключение …………………………………………………………...….27
Библиографический список ……………………………………..…….30
Приложение 1. …………………………………………………………33
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
имени П.А. СТОЛЫПИНА
Факультет Государственного и муниципального управления
Специальность 040104.65 «Организация работы с молодежью»
Кафедра социологии, социальной политики и регионоведения
Дисциплина «Молодежь в общественно –политической жизни общества»
Курсовой проект
на тему: «Состояние патриотического воспитания молодежи»
Автор проекта:
студентка 3 курса
очной формы обучения
Ванина Наталья Сергеевна
Подпись__________________
Руководитель проекта:
к.и.н., профессор
Чернышкина Нина Яковлевна
Подпись__________________
Саратов 2012г.
Содержание
С.
Введение …………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости патриотического воспитания молодежи ………………………………………….………..5
Глава 2. Исследование проблемы патриотического воспитания (Авторский проект « Я Россиянин)……………………………..……………18
Заключение …………………………………………………………...….27
Библиографический список ……………………………………..…….30
Приложение 1. …………………………………………………………33
Введение
Развитие гражданственности и патриотизма молодёжи в современной России является важнейшим фактором обеспечения безопасности и стабильного развития страны. Безопасность нашей страны, защита её интересов напрямую зависит от патриотической работы, которая проводится в молодёжной среде.
Формирование гражданского и патриотического сознания молодежи – многогранный, динамичный процесс, который определяется многими факторами общественной жизни и в котором участвуют все общественные институты: семья, школа, вуз, трудовой коллектив, общественные и молодежные объединения и организации, средства массовой информации, армия, церковь и другие. Сердцевиной гражданского воспитания является правовое и патриотическое воспитание. Без знания законов и исполнения их, без соблюдения прав и выполнения обязанностей нет и не может быть истинного гражданина и патриота. Главная задача гражданского, патриотического воспитания молодежи – формирование ее сознания в духе любви к Отечеству, активной жизненной позиции, стремления отдать свои силы и знания, трудовой потенциал на благо Родины.
С 2001 года активно ведется работа по воспитанию молодежи: разработана и утверждена Концепция государственной молодежной политики, приняты федеральные целевые программы «Молодежь России» (2001–2005 гг.), «Молодежь России» на 2006–2010 гг., «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20011–2015 гг.»; программы по оказанию помощи молодым семьям, по развитию ипотечного кредитования строительства жилья, по организации помощи при рождении детей и другие.
Все это, безусловно, оказывает большое влияние на молодежь и способствует формированию ее гражданских и патриотических позиций.
В связи с этим вопрос патриотического воспитания становится одним из актуальнейших, это и определяет цель работы: изучить состояние патриотического воспитания молодежи (на примере студентов ПИУ им. П.А.Столыпина).
Объектом является молодежь,
предметом состояние
Задачи:
Методы исследования: анализ проведенного анкетирования, научной литературы, поиск информации в интернете, систематизация, сравнение, обобщение.
Методологической основой
проекта послужили
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости патриотического воспитания молодежи
Вопросы развития идей патриотизма и гражданственности в России в историческом аспекте весьма интересны и актуальны, но в научной литературе пока разработаны недостаточно. Высказывания российских мыслителей по этим проблемам не обобщены. Нет пока обобщающих трудов, монографий по гражданскому и патриотическому воспитанию.
Понятия «патриотизм» и «гражданственность» из века в век расширялись и крепли, осознаваемые россиянами не только как чувство любви к родине, но и что-то большее: желание гордиться своей страной, сделать полезные дела для нее, быть ответственным за нее, сплотиться в интересах достижения государственных целей. С годами менялось и содержание патриотического и гражданского воспитания.
В дореволюционной России существовала система образовательных учреждений, позволяющих эффективно решать задачи патриотического воспитания. Данные учреждения успешно готовили для российского государства специалистов, как военного дела, так и гражданско-государственной службы. Речь идет о системе кадетского образования и императорских лицеев.
Помимо кадетских корпусов, развивались так называемые Императорские лицеи. Наиболее прославившийся из них — Императорский Царскосельский лицей, действовавший в Царском Селе с 1811 года, а с 1843 года находившийся в Санкт-Петербурге. В русской истории лицей известен, в первую очередь, как школа, воспитавшая А.С.Пушкина. Лицей был основан по распоряжению императора Александра I и предназначался для обучения дворянских детей. Программа была ориентирована в первую очередь на подготовку государственных чиновников высших рангов.
В советское время
Пионерская организация в СССР была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. Формально приём осуществлялся на добровольной основе. В пионеры, как правило, принимались дети начиная с 9-летнего возраста (обычно в 3-4 классах советской средней школы) и состояли в ней до 13-14 летнего возраста, когда начинался приём в комсомол. Среди пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница». Однако многие такие мероприятия были, по сути, излишне формальными.
Всесоюзный Ленинский
23 января 1927 года было создано
Общество содействия обороне,
авиационному и химическому
С первых дней своего существования ОСОАВИАХИМ развернул широкую авиационную пропаганду. Стране, находившейся во враждебном окружении, нужен был свой воздушный флот, нужны были лётные кадры. Брошенный в массы лозунг «Комсомолец, на самолет!», стал девизом молодежи 1930-х годов.
23 января 1927 года было создано
Общество содействия обороне,
авиационному и химическому
С первых дней своего существования ОСОАВИАХИМ развернул широкую авиационную пропаганду. Стране, находившейся во враждебном окружении, нужен был свой воздушный флот, нужны были лётные кадры. Брошенный в массы лозунг «Комсомолец, на самолет!», стал девизом молодежи 1930-х годов.
После войны, в 1948-1951 годы, существовали ДОСАРМ, ДОСАВ, ДОСФЛОТ, выросшие из ОСОАВИАХИМа. 20 августа 1951 года они объединились во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, больше знакомое нам под сокращенным названием ДОСААФ.
Этой организации было поручено
сосредоточить основное внимание на
развертывании оборонно-
Основой ДОСААФ являлись первичные организации, которые создавались на заводах, фабриках, в совхозах, колхозах, учреждениях, учебных заведениях, при домоуправлениях и т.д. Членом ДОСААФ мог быть любой гражданин СССР, достигший 14-летнего возраста. Разумеется, в деятельности этой организации не обошлось без формализма и «обязаловки», столь свойственных советской системе: в ряде случаев массовый прием в члены ДОСААФ школьников, студентов, рабочих и служащих проходил в принудительном порядке, например, под угрозой лишения премии, стипендии (или каких-то других наказаний). В связи с этим ДОСААФ в народе шутливо называли «добровольно-обязательным обществом».
Тем не менее, ДОСААФ СССР сыграло важную роль и в укреплении обороны нашей страны, и в патриотическом воспитании советской молодежи.
В годы Великой Отечественной войны, 21 августа 1943 года, руководством страны было принято Постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», в котором, в частности, говорилось:
«Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать... девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4500 человек со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников...».
Суворовские, нахимовские и специальные военные училища и школы воспитали: 65 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; более 1000 генералов; Секретаря Совета Безопасности России; трех министров Правительства СССР и России; четырех Заместителей министра обороны; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня. Среди бывших суворовцев — два академика РАН, около 500 докторов наук, около десяти народных артистов СССР и России, более 30 чемпионов и призеров олимпийских игр, многие десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта.
В СССР расцвет деятельности молодежных военно-патриотических клубов пришелся на вторую половину 1980-х годов. Тогда из Афганистана стали возвращаться офицеры и солдаты, для которых война обнажила не только собственную совесть, но и многочисленные недостатки в системе допризывной подготовки молодежи в СССР. Ветераны-афганцы без каких-либо указаний сверху, повинуясь своему чувству долга, не имея никаких особых взаимных договоренностей, создали уникальную систему военно-патриотического воспитания, в основу которой легли любовь к Родине, Армии и своим детям, лучшие армейские методики и боевой опыт войны в Афганистане.
Создавая новую военно-
Информация о работе Состояние патриотического воспитания молодежи