Состояние патриотического воспитания молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Формирование гражданского и патриотического сознания молодежи – многогранный, динамичный процесс, который определяется многими факторами общественной жизни и в котором участвуют все общественные институты: семья, школа, вуз, трудовой коллектив, общественные и молодежные объединения и организации, средства массовой информации, армия, церковь и другие. Сердцевиной гражданского воспитания является правовое и патриотическое воспитание. Без знания законов и исполнения их, без соблюдения прав и выполнения обязанностей нет и не может быть истинного гражданина и патриота. Главная задача гражданского, патриотического воспитания молодежи – формирование ее сознания в духе любви к Отечеству, активной жизненной позиции, стремления отдать свои силы и знания, трудовой потенциал на благо Родины.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости патриотического воспитания молодежи ………………………………………….………..5
Исторический опыт гражданско – патриотического воспитания молодежи…………………………………………………………...5
Гражданско – патриотическое воспитание в современной России………………………………………………………………..10
Глава 2. Исследование проблемы патриотического воспитания (Авторский проект « Я Россиянин)……………………………..……………18
Заключение …………………………………………………………...….27
Библиографический список ……………………………………..…….30
Приложение 1. …………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

проект.docx

— 86.76 Кб (Скачать)

 

 

    1. Гражданско – патриотическое воспитание в современной России

 

Понятие патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Еще у Платона имеются рассуждения о том, что «Родина дороже отца и матери». В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность. Рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

«Патриотизм» - понятие, произошедшее от греческих слов: patriots –cоотечественник и patrus – родина1. Патриотизм – это исторически сложившееся национальное самосознание, где определяющей является нравственная позиция народа, его любовь к Родине.

В 1999 г. В.В.Путин обратил  внимание на обозначенную проблему, с  сожалением отмечая, что слово «патриотизм» «подчас используется в ироническом и даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее… утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство. Мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения»2.

Правильное понимание  патриотизма его сущности и проявлений имеет большое значение в современных условиях для укрепления толерантности между народами, сплочения различных национальностей, демократизации страны и построения гражданского общества.

Еще  античный философ  Аристотель предупреждал, что молодежь легко обмануть. На настоящем этапе только истинный патриотизм может стать прочным фундаментом для патриотического воспитания, особенно молодежи3.

Сложные чувства гражданственности  и патриотизма не возникают сами по себе, а специально воспитываются, формируются. Учитывая многовековую историю Отечества и сложившуюся в стране ситуацию, Правительство РФ уже в начале 90-х годов ХХ века поставило вопрос о необходимости разработки программы патриотического воспитания граждан России.

Правительство РФ постановлением от 11 июля 2005 г. № 422 утвердило государственную  программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 гг.»4. Принятая программа является продолжением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 гг.», предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ему дальнейшую динамику.

 Документ разработан  в соответствии с Концепцией  патриотического воспитания граждан  Российской Федерации и с учетом  предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий. В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее – патриотическое воспитание) и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

«Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания. Она имеет государственный статус, и для ее реализации требуется объединение усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Программа опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, доступна для участия в ней всех органов государственной власти, общественных организаций (объединений), научных и творческих союзов и организаций на основе их собственных инициатив. Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране решались в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 гг.», главной целью которой было создание системы патриотического воспитания. В настоящее время в целом такая система сложилась: сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных организаций по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики; в большинстве субъектов РФ созданы и работают региональные и межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания; формируется комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения патриотического воспитания, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти; приняты Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, ведомственные и региональные программы патриотического воспитания.

 Проводимая органами  исполнительной власти и общественными  организациями (объединениями) работа позволила добиться некоторого изменения тональности ряда электронных и печатных СМИ в освещении проблем патриотического воспитания.

Органы исполнительной власти оказывают активную поддержку общественным организациям (объединениям) в их работе по патриотическому воспитанию. Деятельность ветеранских организаций (объединений) стала более конкретной и адресной. В патриотическом воспитании полнее учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур. Растет понимание того, что многонациональность нашей страны, разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу общества. Начата работа по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания. Активное участие в ней принимают ученые – представители Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, ведущих вузов страны. Организована подготовка специалистов по вопросам патриотического воспитания. Основной целью государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 гг.» является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– всесторонне развивать  систему патриотического воспитания;

 – продолжить совершенствование  нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания;

 – шире привлекать  к участию в патриотическом  воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, отдельных граждан;

 – повышать качество  патриотического воспитания в  образовательных учреждениях, превратить  их в центры патриотического  воспитания подрастающего поколения;

– проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.

Комплекс программных  мероприятий предусматривает охват  патриотическим воспитанием всех категорий граждан Российской Федерации. Однако приоритетным направлением государственной программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций (объединений). Основных направлений реализации программы пять. В рамках каждого направления определены конкретные мероприятия по патриотическому воспитанию.

1. Совершенствование  процесса патриотического воспитания.

2. Развитие научно-теоретических  и методических основ патриотического воспитания.

3. Координация  деятельности общественных организаций  (объединений) в интересах патриотического воспитания.

4. Информационное  обеспечение в области патриотического  воспитания.

5. Использование  государственных символов России  в патриотическом воспитании.

Механизм реализации программы  основывается на совершенствовании  методов работы институтов государственной  власти всех уровней в целях обеспечения  государственного влияния на процесс воспитания, пропаганды патриотизма в СМИ, консолидации общественных организаций (объединений), координации их деятельности. Организационное сопровождение программы осуществляет Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве РФ.

Головными исполнителями  программы являются Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерство обороны РФ, Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве РФ»5.

Сохраняя непрерывность  процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации,  на территории России действует Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».

Основной целью Программы  является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

- повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания;

- совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан;

-  формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву;

- внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;

- повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания;

- развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях.

Решение указанных задач  предполагается осуществлять путем  реализации мероприятий Программы.

Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

Проведение единой государственной  политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации  обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.

В стране в  основном создана система патриотического воспитания граждан.

Таким образом, подводя итоги  анализа теории по патриотическому  воспитанию, можно говорить, что патриотизм у современной молодежи переживает не самые легкие времена. Об этом свидетельствует факт концентрации государственного интереса к проблемам воспитания патриотизма у граждан Российской Федерации, что закреплено Государственными программами «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005гг., 2006-2010гг., 2011–2015 гг.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование проблемы патриотического воспитания (Авторский проект «Я Россиянин»)

Приоритетными направлениями  в области патриотического воспитания определены:

- воспитание высоких духовно-нравственных  принципов, гражданской ответственности,  любви и преданности своему  Отечеству;

- формирование патриотических  чувств на основе культурно-патриотических  ценностей славных трудовых и  боевых традиций российского народа;

- формирование глубокого  понимания конституционного гражданского  долга.

События последнего времени  подтвердили, что экономическая  дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодежи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма.

Информация о работе Состояние патриотического воспитания молодежи