Состояние патриотического воспитания молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Формирование гражданского и патриотического сознания молодежи – многогранный, динамичный процесс, который определяется многими факторами общественной жизни и в котором участвуют все общественные институты: семья, школа, вуз, трудовой коллектив, общественные и молодежные объединения и организации, средства массовой информации, армия, церковь и другие. Сердцевиной гражданского воспитания является правовое и патриотическое воспитание. Без знания законов и исполнения их, без соблюдения прав и выполнения обязанностей нет и не может быть истинного гражданина и патриота. Главная задача гражданского, патриотического воспитания молодежи – формирование ее сознания в духе любви к Отечеству, активной жизненной позиции, стремления отдать свои силы и знания, трудовой потенциал на благо Родины.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости патриотического воспитания молодежи ………………………………………….………..5
Исторический опыт гражданско – патриотического воспитания молодежи…………………………………………………………...5
Гражданско – патриотическое воспитание в современной России………………………………………………………………..10
Глава 2. Исследование проблемы патриотического воспитания (Авторский проект « Я Россиянин)……………………………..……………18
Заключение …………………………………………………………...….27
Библиографический список ……………………………………..…….30
Приложение 1. …………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

проект.docx

— 86.76 Кб (Скачать)

На сознание подрастающего  поколения оказывает разрушающее  воздействие пропаганда в средствах массовой информации чуждых традиционному российскому менталитету идеологических, социально-политических, духовно-нравственных стереотипов и штампов, фальсификация отечественной истории и истоков российской культуры.

Героические события отечественной  истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания программно-проектными методами.

В 2011-2012 годах в городе Саратове были проведены следующие  мероприятия:

- празднование Дня защитника  Отечества;

- празднование Дня Победы;

- празднование Дня России;

- митинг, посвященный Дню  памяти и скорби;

- празднование Дня народного  единства;

- игра "Зарница", в которой  принимали участие команды учащихся  школ и студентов техникумов, профессиональных лицеев и училищ;

- военно-спортивная ежегодная  игра "Орленок";

- соревнование по военно-спортивному  троеборью;

- городской фестиваль  "Вперед, мальчишки" среди команд  детских клубов по месту жительства;

- турниры по хоккею;

- легкоатлетические пробеги;

- мероприятия по празднованию  Дня Победы и Дня города.

Продолжает развиваться  в городе  Саратове  скаутское  движение. Около 200 детей с интересом изучают основы курса по данному направлению, вырабатывают практические умения и навыки поведения в экстремальных условиях, совершенствуют свою физическую форму. Для работы с подростками привлекаются опытные, квалифицированные специалисты управления ГО и ЧС, противопожарной службы города Саратова.

Говоря о патриотическом воспитании, нельзя не упомянуть и  о приобщении молодежи к здоровому образу жизни. В связи с этим в городе проводится ряд спортивных мероприятий и спартакиад, включая в себя соревнования по мини-футболу, баскетболу, волейболу, легкой атлетике, плаванию, лыжным гонкам, стрельбе, шахматам, тяжелой атлетике, рукопашному бою, восточным единоборствам.

Традиционно к празднованию Дня Победы проводят традиционные мероприятия:

- конкурс патриотической  песни;

- встречи воспитанников  детско-подростковых клубов, объединений  патриотической направленности  с ветеранами Великой Отечественной  войны, участниками локальных конфликтов.

Образовательные учреждения, учреждения культуры, подростковые и  молодежные клубы испытывают недостаток в методическом обеспечении, особенно касающемся подготовки и повышения  квалификации специалистов в области  патриотического воспитания. Насущной остается проблема материально-технического обеспечения военно-спортивных и военно-патриотических клубов и объединений города.

Существует необходимость  вовлечения всех категорий населения  в комплекс мероприятий по формированию условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания. Для этого следует разработать в учебных заведениях определенный комплекс мероприятий. Для этого нужно выявить состояние патриотического воспитания в кругу детей и молодежи.

В Поволжском институте управления автором был проведен социальный опрос студентов (Приложение 1). В опросе приняли участие 105 респондентов. Целью опроса явилось выявление состояния патриотического воспитания.

Молодежи был задан  вопрос, «что такое на ваш взгляд, патриотизм?». Оказалось, что 48% респондентов считают, что патриотизм – это  любовь к Родине, родному городу, деревне, дому; 29% думают, что патриотизм заключается в служении своей Родине, гордость за страну; 21% склонны к ответу, что патриотизм – это любовь к своему народу, национальной культуре.

Был задан вопрос: «Если  у Вас была бы возможность, вы бы уехали из России?» большинство опрашиваемых ответило, что посмотрели бы мир  и вернулись(80%). Ответ «навсегда» занимает второе место- 13%. Тех кому и в России хорошо, оказалось всего 6%. И все же молодые люди, отвечая  на вопрос «считаете ли Вы себя патриотом?», в 102 случаях из 104 самоопределились как патриоты.

Молодые люди самостоятельно отвечали на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, еще необходимо делать государству  для воспитания патриотических ценностей  среди детей и молодежи?» - 42% респондентов посчитали, что государству необходимо увеличить создание и показ большого числа патриотических фильмов, распространение художественной литературы на патриотические темы, 23% - за создание патриотических кружков, организаций, клубов, 16% опрошенных считают, что необходимо, оказание содействия появлению большого числа тем патриотической направленности в СМИ, 12% - нужно воспитывать чувства патриотизма в семье.

Студенты гордятся полетом  Ю.А. Гагарина в космос, Гимном(правда, чаще авторов слов и музыки не знают), а так же нашей великой историей и литературой.

На вопрос: «Какие ассоциации у Вас возникают, когда Вы слышите  слово «Родина»?» молодые люди отвечали разнообразно: у 86% опрошенных слово «Родина» равнозначно с  такими понятиями как «Россия-моя  страна, родной дом, Родная земля, место  где я родил(ась),(ся), вырос(ла), у 6%- «родители и любимая семья», 3% испытывают гордость, 2%- патриотизм, 2% ассоциируют слово «Родина» с природой («поле, лес, проселочная полевая дорога, пшеница, солнце, даль, березы, сосны»).

Опираясь на получившиеся, в общем, позитивные результаты можно  предложить определенный комплекс мероприятий (Авторский проект «Я Россиянин») адаптированный не только для Поволжского института  управления им. П.А.Столыпина, но и для других учебных заведений и организаций социальной сферы. Целью проекта «Я Россиянин» является  поддержание и развитие толерантного отношения к людям различных национальностей, бережному отношению к природе, родному краю, малой и большой Родине. Для формирования мероприятий по определенным направлениям автором была разработана модель «Гражданина- патриота России».

Задачи проекта «Я Россиянин»:

      • сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
      • сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
      • сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
      • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.

Содержание деятельности:

При организации работы по патриотическому воспитанию молодежи автор руководствуется следующими принципами:

      • последовательности,
      • поэтапности.

Предполагается реализация следующей эффективной воспитательной цепочки:

      • Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.

              

      • Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение студентов к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).

              

      • Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)

              

      • Моя Родина - Россия. (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей “малой” родине).

              

      • Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

 

 


 

№ п/п

Название мероприятия

Описание мероприятия

1.

«Лента памяти»

Встреча для студентов  с ветеранами в Саратовском государственном  музее Боевой славы

2.

Конкурс «Милый сердцу уголок»

Конкурс рисунков, видеороликов, коллажей, сочинений и эссе о Родине, Родном крае, доме, институте и т.д.

3.

Викторина «Моя Родина»

На викторину выносятся  вопросы которые касаются истории  России, но и города Саратова

4.

Акция «Маленькая жизнь»

Посадка саженцев в черте  города Саратова

5.

Литературно-поэтический  вечер «Моя великая Родина»

Встреча с саратовским  поэтом Алексеем Иванниковым, автором  серий книг о Родине, о России. Презентация его книги «Опять - о России» 2011г.


 

Данные мероприятия призваны решать определенные задачи, связанные с содержанием и формами патриотического воспитания молодежи, путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям.

Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

- формирование нравственно  устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

- воспитание уважения  к семье, родителям, семейным  традициям;

- формирование социальной  активности, направленной на служение  интересам своего Отечества;

- воспитание отношения  к труду как к жизненной  необходимости, главному способу  достижения успеха в жизни;

- формирование позитивного  отношения к здоровому образу  жизни, воспитание активной жизненной  позиции в отношении собственного  здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

Культурно историческое направление, предполагающее:

- воспитание у студентов  любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным  людям;

- формирование чувства  национальной гордости, национального  самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

- изучение государственной  системы РФ, значение её Конституции,  гимна, государственной символики,  прав и обязанностей гражданина  России.

- формирование глубокого  понимания гражданского долга,  ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

- формирование культуры  правовых отношений, стремление  к соблюдению законодательных норм;

- развитие реально действующего  студенческого самоуправления. 

Военно - патриотическое, включающее в себя:

- изучение военной истории  России, знание Дней воинской  славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;

- сохранение воинских  традиций, связи поколений защитников  Родины, организация встреч учащихся  с ветеранами войны и труда,  участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

- формирование позитивного  образа Вооруженных Сил Российской  Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Таким образом, можно говорить об ожидаемых результатов от реализации Авторского проекта «Я Россиянин»:

      1. Стимулирование развития высокой общей культуры,  патриотических чувств и сознания на  основе исторических ценностей России и города Саратова.
      2. Воспитание у студентов любви к Родине,  ее столице,  ответственного  понимания  своего  гражданского  долга и конституционных обязанностей.
      3. Укрепление связи поколений, с помощью взаимодействия с комитетом ветеранов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике в области воспитательной деятельности.

Патриотического воспитание основывается на таких законодательных  актах как, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации: "Об образовании", "О высшем и послевузовском образовании", "О воинской обязанности и военной службе", "О ветеранах", "О днях воинской славы (победных днях) России", "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", Указ Президента Российской Федерации "О концепции национальной безопасности Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе", "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005гг.,2006-2010гг.,2011-1015гг.", другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.

Информация о работе Состояние патриотического воспитания молодежи