Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:09, курсовая работа
Формирование гражданского и патриотического сознания молодежи – многогранный, динамичный процесс, который определяется многими факторами общественной жизни и в котором участвуют все общественные институты: семья, школа, вуз, трудовой коллектив, общественные и молодежные объединения и организации, средства массовой информации, армия, церковь и другие. Сердцевиной гражданского воспитания является правовое и патриотическое воспитание. Без знания законов и исполнения их, без соблюдения прав и выполнения обязанностей нет и не может быть истинного гражданина и патриота. Главная задача гражданского, патриотического воспитания молодежи – формирование ее сознания в духе любви к Отечеству, активной жизненной позиции, стремления отдать свои силы и знания, трудовой потенциал на благо Родины.
Введение …………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости патриотического воспитания молодежи ………………………………………….………..5
Исторический опыт гражданско – патриотического воспитания молодежи…………………………………………………………...5
Гражданско – патриотическое воспитание в современной России………………………………………………………………..10
Глава 2. Исследование проблемы патриотического воспитания (Авторский проект « Я Россиянин)……………………………..……………18
Заключение …………………………………………………………...….27
Библиографический список ……………………………………..…….30
Приложение 1. …………………………………………………………33
На сознание подрастающего
поколения оказывает
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания программно-проектными методами.
В 2011-2012 годах в городе Саратове были проведены следующие мероприятия:
- празднование Дня защитника Отечества;
- празднование Дня Победы;
- празднование Дня России;
- митинг, посвященный Дню памяти и скорби;
- празднование Дня народного единства;
- игра "Зарница", в которой
принимали участие команды
- военно-спортивная ежегодная игра "Орленок";
- соревнование по военно-
- городской фестиваль
"Вперед, мальчишки" среди команд
детских клубов по месту
- турниры по хоккею;
- легкоатлетические пробеги;
- мероприятия по празднованию Дня Победы и Дня города.
Продолжает развиваться в городе Саратове скаутское движение. Около 200 детей с интересом изучают основы курса по данному направлению, вырабатывают практические умения и навыки поведения в экстремальных условиях, совершенствуют свою физическую форму. Для работы с подростками привлекаются опытные, квалифицированные специалисты управления ГО и ЧС, противопожарной службы города Саратова.
Говоря о патриотическом воспитании, нельзя не упомянуть и о приобщении молодежи к здоровому образу жизни. В связи с этим в городе проводится ряд спортивных мероприятий и спартакиад, включая в себя соревнования по мини-футболу, баскетболу, волейболу, легкой атлетике, плаванию, лыжным гонкам, стрельбе, шахматам, тяжелой атлетике, рукопашному бою, восточным единоборствам.
Традиционно к празднованию Дня Победы проводят традиционные мероприятия:
- конкурс патриотической песни;
- встречи воспитанников
детско-подростковых клубов, объединений
патриотической направленности
с ветеранами Великой
Образовательные учреждения, учреждения культуры, подростковые и молодежные клубы испытывают недостаток в методическом обеспечении, особенно касающемся подготовки и повышения квалификации специалистов в области патриотического воспитания. Насущной остается проблема материально-технического обеспечения военно-спортивных и военно-патриотических клубов и объединений города.
Существует необходимость вовлечения всех категорий населения в комплекс мероприятий по формированию условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания. Для этого следует разработать в учебных заведениях определенный комплекс мероприятий. Для этого нужно выявить состояние патриотического воспитания в кругу детей и молодежи.
В Поволжском институте управления автором был проведен социальный опрос студентов (Приложение 1). В опросе приняли участие 105 респондентов. Целью опроса явилось выявление состояния патриотического воспитания.
Молодежи был задан вопрос, «что такое на ваш взгляд, патриотизм?». Оказалось, что 48% респондентов считают, что патриотизм – это любовь к Родине, родному городу, деревне, дому; 29% думают, что патриотизм заключается в служении своей Родине, гордость за страну; 21% склонны к ответу, что патриотизм – это любовь к своему народу, национальной культуре.
Был задан вопрос: «Если
у Вас была бы возможность, вы бы
уехали из России?» большинство
Молодые люди самостоятельно отвечали на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, еще необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей среди детей и молодежи?» - 42% респондентов посчитали, что государству необходимо увеличить создание и показ большого числа патриотических фильмов, распространение художественной литературы на патриотические темы, 23% - за создание патриотических кружков, организаций, клубов, 16% опрошенных считают, что необходимо, оказание содействия появлению большого числа тем патриотической направленности в СМИ, 12% - нужно воспитывать чувства патриотизма в семье.
Студенты гордятся полетом Ю.А. Гагарина в космос, Гимном(правда, чаще авторов слов и музыки не знают), а так же нашей великой историей и литературой.
На вопрос: «Какие ассоциации у Вас возникают, когда Вы слышите слово «Родина»?» молодые люди отвечали разнообразно: у 86% опрошенных слово «Родина» равнозначно с такими понятиями как «Россия-моя страна, родной дом, Родная земля, место где я родил(ась),(ся), вырос(ла), у 6%- «родители и любимая семья», 3% испытывают гордость, 2%- патриотизм, 2% ассоциируют слово «Родина» с природой («поле, лес, проселочная полевая дорога, пшеница, солнце, даль, березы, сосны»).
Опираясь на получившиеся, в общем, позитивные результаты можно предложить определенный комплекс мероприятий (Авторский проект «Я Россиянин») адаптированный не только для Поволжского института управления им. П.А.Столыпина, но и для других учебных заведений и организаций социальной сферы. Целью проекта «Я Россиянин» является поддержание и развитие толерантного отношения к людям различных национальностей, бережному отношению к природе, родному краю, малой и большой Родине. Для формирования мероприятий по определенным направлениям автором была разработана модель «Гражданина- патриота России».
Задачи проекта «Я Россиянин»:
Содержание деятельности:
При организации работы по
патриотическому воспитанию молодежи
автор руководствуется
Предполагается реализация
следующей эффективной
|
№ п/п |
Название мероприятия |
Описание мероприятия |
1. |
«Лента памяти» |
Встреча для студентов с ветеранами в Саратовском государственном музее Боевой славы |
2. |
Конкурс «Милый сердцу уголок» |
Конкурс рисунков, видеороликов, коллажей, сочинений и эссе о Родине, Родном крае, доме, институте и т.д. |
3. |
Викторина «Моя Родина» |
На викторину выносятся вопросы которые касаются истории России, но и города Саратова |
4. |
Акция «Маленькая жизнь» |
Посадка саженцев в черте города Саратова |
5. |
Литературно-поэтический вечер «Моя великая Родина» |
Встреча с саратовским поэтом Алексеем Иванниковым, автором серий книг о Родине, о России. Презентация его книги «Опять - о России» 2011г. |
Данные мероприятия призваны решать определенные задачи, связанные с содержанием и формами патриотического воспитания молодежи, путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям.
Духовно-нравственное направление, включающее в себя:
- формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
- воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
- формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
- воспитание отношения
к труду как к жизненной
необходимости, главному
- формирование позитивного
отношения к здоровому образу
жизни, воспитание активной
Культурно историческое направление, предполагающее:
- воспитание у студентов любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;
- формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
Гражданско-правовое направление, ориентированное на:
- изучение государственной
системы РФ, значение её Конституции,
гимна, государственной
- формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
- формирование культуры
правовых отношений,
- развитие реально действующего студенческого самоуправления.
Военно - патриотическое, включающее в себя:
- изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
- формирование позитивного
образа Вооруженных Сил
Таким образом, можно говорить об ожидаемых результатов от реализации Авторского проекта «Я Россиянин»:
Заключение
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике в области воспитательной деятельности.
Патриотического воспитание
основывается на таких законодательных
актах как, Конституция Российской
Федерации, Федеральные законы Российской
Федерации: "Об образовании", "О
высшем и послевузовском образовании",
"О воинской обязанности и военной службе",
"О ветеранах", "О днях воинской
славы (победных днях) России", "Об
увековечении Победы советского народа
в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов",
Указ Президента Российской Федерации
"О концепции национальной безопасности
Российской Федерации", постановления
Правительства Российской Федерации "Об
утверждении Положения о подготовке граждан
Российской Федерации к военной службе",
"О государственной программе "Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации
на 2001-2005гг.,2006-2010гг.,
Информация о работе Состояние патриотического воспитания молодежи