Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:23, курсовая работа
Объект исследования –процесс патриотического воспитания в начальной школе.
Предмет исследования –разнообразие форм патриотического воспитания в начальной школе.
Целью данного исследования является выявление разнообразных форм патриотического воспитания в современной педагогической теории и практике.
В ходе курсовой работы подлежат разработке следующие задачи:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы становления патриотического воспитания у младших школьников 5
1.1. Понятие и содержание феноменов «патриотизм» и «патриотическое воспитание» 5
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию патриотических качеств 10
1.3. Взаимосвязь между нравственным формированием и становлением патриотических качеств у младшего школьника………………………………...15
Глава 2. Использование различных форм патриотического воспитания у младших школьников в образовательном процессе начальной школы 20
2.1. Индивидуальные формы патриотического воспитания младших школьников 20
2.2. Групповые формы патриотического воспитания младших школьников 23
2.3. Массовые формы патриотического воспитания младших школьников 26
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы становления патриотического воспитания у младших школьников 5
1.1. Понятие и содержание феноменов «патриотизм» и «патриотическое воспитание» 5
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию патриотических качеств 10
1.3. Взаимосвязь между нравственным формированием и становлением патриотических качеств у младшего школьника………………………………...15
Глава 2. Использование различных форм патриотического воспитания у младших школьников в образовательном процессе начальной школы 20
2.1.
Индивидуальные формы
2.2.
Групповые формы
2.3.
Массовые формы
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Актуальность исследования. В настоящее время невозможно недооценить значение патриотического воспитания. Именно оно позволяет в последующем получить специалистов, готовых трудиться на благо своей Родины, приумножая ее достижения.
Процесс патриотического воспитания должен быть непрерывным и начинаться с самого детства. В связи с этим задача разработки эффективной методики патриотического воспитания младших школьников является весьма актуальной.
Объект исследования –процесс патриотического воспитания в начальной школе.
Предмет исследования –разнообразие форм патриотического воспитания в начальной школе.
Целью данного исследования является выявление разнообразных форм патриотического воспитания в современной педагогической теории и практике.
В ходе курсовой работы подлежат разработке следующие задачи:
Существенным для курсовой работы явился анализ публикаций по вопросам патриотической работы в общеобразовательных учреждениях Г. В. Агаповой, А.Ю. Войкина, Ю.И. Дерюгина, С.П. Меньшикова, В.Ю. Микрюкова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.А. Чотчаева, С.Ф. Шакарова и др.
Методы исследования: изучение нормативно-правовых документов, теоретический анализ и синтез, проектирование; статистическая обработка документации
Структура работы соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Д. С. Лихачев
На актуальность проблемы изучения становления патриотических качеств у подрастающего поколения в настоящее время говорят философы, педагоги, социологи, политики.
Так в исследовании Агаповой Г.В. отмечается, что «у современной молодёжи изменилось отношение к таким ценностям, как национальная культура, общественное признание, почёт, интересная работа, чувство национальной гордости, социальное равенство, трудолюбие, чувство долга, интернационализм, коллективизм и др., присущим советскому периоду времени» [7, с.23].
Соглашается с мнением ученого Микрюков В.Ю., который утверждает, что «очевидным становится нарушение преемственности поколений, которая складывалась на протяжении десятилетий, что привело к разрыву связей в передаче молодым людям патриотических взглядов» [13, с.62].
В этой связи у нас вызывает познавательный интерес к таким понятиям как «патриотизм» и «патриотическое воспитание».
«Толковый словарь» В. Даля объясняет слово «патриот» так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его». «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает такое определение: «Человек преданный своему отечеству, своему народу». Современный «Словарь русского языка» дает такое толкование: патриотизм (от греч. patris - отечество) - преданность своему отечеству, любовь к родине, стремление служить, ее интересам, защищать от врагов [17, с. 272].
В работе Микрюкова В.Ю. понятие «патриотизм» трактуется как «исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество» [13,с.71].
Патриотическое воспитание, по высказыванию Микрюкова В.Ю.,- это «скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [13, с.73].
Невозможно не согласиться с высказыванием Микрюкова В.Ю., что «для учащихся быть патриотом – это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских Вооружённых Силах». [13 , с.75].
В работе Агаповой Г.В. понятие «патриотизм» рассматривается через идею служения Отечеству, основой которой выступает воспитание чувства долга, ответственности перед страной, осознании молодёжью своей роли и предназначения в социально-экономическом развитии страны. Понятие «патриотическое воспитание» рассматривается как специально организованная деятельность по формированию и развитию качеств личности, проявляющихся в любви к своей Родине, преданности ей и готовности служить своему Отечеству [7, с.30].
Оставим в стороне научное обоснование понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» и обратимся к нормативно-правовым документам: Указам Президента РФ, Постановлениям Правительства России.
Как сказано в Постановление Правительства России от 16 февраля 2001 г. N 122, что «патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [1, с.2].
В
Государственной Программе
По мнению В.В.Путина: «Сегодняшние мальчишки завтра станут опорой не только для своих близких. Они - будущая опора страны. Гражданами и патриотами, готовыми отстоять свою Родину и преумножить ее богатства своим трудом, знаниями и талантом становятся сегодняшние юные граждане нашей страны» [14, с.2].
Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», основной целью которой было создание системы патриотического воспитания [2,с.2].
Однако, в Государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» говорится, что «в некоторых регионах не созданы координационные советы и центры патриотического воспитания. Образовательные учреждения и учреждения культуры испытывают недостаток в методическом обеспечении, особенно в части подготовки и переподготовки специалистов в области патриотического воспитания. Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества.
Все
это свидетельствует о
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях используются самые разнообразные формы патриотической работы с детьми и подростками: кружки, клубы, секции, месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, уроки «Мужества», фестивали, праздники, конкурсы, викторины, слеты, игры, сборы, лагеря и другие.
В Постановлении Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» указывается, что основными направлениями и формами деятельности военно-патриотического объединения являются:
Таким
образом, нами были рассмотрены понятия
«патриотизм» и «патриотическое воспитание»
с точки зрения научно-педагогической
терминологии и трактовке этих понятий
в нормативно – правовых документах РФ,
выявлены сходства между ними по сути
и содержанию, определены задачи и формы
патриотического воспитания молодежи.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста к формированию патриотической готовности рассматривали в своих трудах как педагоги-теоретики, так и педагоги – практики.
Среди педагогов – теоретиков хотелось бы выделить труды Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна [9;15].
По утверждению Л.С. Выготского, психологические особенности детей младшего школьного возраста являются сенситивными в формировании качеств личности: нравственных, эстетических, физических, духовных. Он писал, что «в отличие от процессов усвоения специально выработанных средств поведения (речи, счета), познавательные процессы (внимание, память, мышление) не имеют подобных четко представленных в общественной жизни эквивалентов» [9, с.108]. В анализе психологической структуры самих психических процессов Л.С. Выготский формулирует теоретическую позицию и подход к пониманию их развития в детском возрасте как овладение этими процессами; «овладение» вниманием, памятью, мышлением. Переход к наиболее высоким уровням развития психических процессов происходит в этом случае не только как усвоение «культурных» форм поведения, но и как последовательное изменение типа психической регуляции в самих психических процессах. Общим психологическим «механизмом» формирования и развития высших психических функций, в том числе формированию патриотического воспитания является подражание. «Сущность закона состоит в том, что в процессе развития ребенок начинает применять по отношению к себе те самые формы поведения, которые первоначально другие применяли по отношению к нему. Ребенок сам усваивает социальные формы поведения и переносит их на самого себя» [9,с. 141].
В трудах Л.С. Рубинштейна убедительно показано, что ребенок младшего школьного возраста психологически созрел к формированию нравственных, патриотических качеств. Он пишет, что «исследование развития наблюдения, мышления, речи и т.д. показывает, что стадии, или ступени, умственного развития ребенка, выражающиеся в формах наблюдения, речи, мышления, зависят от содержания, которым в ходе обучения овладевает ребенок, и от формы общения, в частности педагогического воздействия, в условиях которого это развитие совершается. Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь, т.е. под руководством взрослых, осваивая то содержание культуры, которое создало человечество; ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т.е. само созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается. Организм развивается, функционируя; человек – взрослый – развивается, трудясь; ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. В этом заключается основной закон психического развития ребенка [15, с.161].