Патриотическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования –процесс патриотического воспитания в начальной школе.
Предмет исследования –разнообразие форм патриотического воспитания в начальной школе.
Целью данного исследования является выявление разнообразных форм патриотического воспитания в современной педагогической теории и практике.
В ходе курсовой работы подлежат разработке следующие задачи:

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы становления патриотического воспитания у младших школьников 5
1.1. Понятие и содержание феноменов «патриотизм» и «патриотическое воспитание» 5
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию патриотических качеств 10
1.3. Взаимосвязь между нравственным формированием и становлением патриотических качеств у младшего школьника………………………………...15
Глава 2. Использование различных форм патриотического воспитания у младших школьников в образовательном процессе начальной школы 20
2.1. Индивидуальные формы патриотического воспитания младших школьников 20
2.2. Групповые формы патриотического воспитания младших школьников 23
2.3. Массовые формы патриотического воспитания младших школьников 26
Заключение 31
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

курсовая ПАТРИОТ.ВОСП..docx

— 65.66 Кб (Скачать)

     Для выработки необходимых физических качеств предлагается использовать такие формы физкультурно-массовой работы, как соревнования по военно-прикладным видам спорта, приуроченные к знаменательным датам, туристические походы.

     В некоторых образовательных учреждениях  организуются секции боевых искусств: занятия боевыми искусствами способствуют развитию личностных качеств учащихся, как физических, так и нравственных.

     Проведенный анализ литературных источников показал, что наиболее значимыми формами  военно-патриотической работы, по мнению учителей начальных классов, являются учебно-познавательные и деятельностные, а по мнению учащихся младшего школьного  возраста, – творческо-игровые и  деятельностные.

     Среди поисково-исследовательских форм военно-патриотической работы приоритет, по мнению учителей, имеют возрождение памяти забытых  имен защитников Отечества и поиск  следов без вести пропавших солдат и офицеров, а, по мнению учащихся, –  поисково-исследовательская работа на местах былых сражений. Наиболее значимыми среди учебно-познавательных форм, по мнению учителей, являются встречи  с ветеранами войн и труда, а также  походы и экспедиции по местам боевой славы Отечества, причем этой форме  военно-патриотической работы отдано предпочтение и большинством учащихся. На первое место по значимости среди  творческо-игровых форм военно-патриотической работы учителя поставили тематические сборы, научно-практические конференции, викторины по ратной истории родного  края, Отечества, а учащиеся – военно-исторические и военно-спортивные игры. Важнейшими среди деятельностных форм военно-патриотической работы, по мнению и учителей и учащихся, являются сборы по основам военной  службы. Среди церемониальных форм военно-патриотической работы, по мнению учителей, приоритетное значение имеют  такие формы, как «День памяти павших», «Неделя Боевой Славы», «Месячник  оборонно-массовой работы», «Вахта Памяти»  и др., а по мнению учащихся, –  празднование Дней воинской славы России.

     Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в патриотической работе школы, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических  наблюдений, накопления материала.

     В газете «Первое сентября» учитель  начальных классов из Республики Хакасия приводит в пример следующую  систему работы по патриотическому  воспитанию учащихся [19, с.5].

     Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и  труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с  историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

     В первом классе работа с детьми ведется  по двум направлениям: “Мой дом” и  “Моя семья”. На данном этапе решаются следующие задачи:

    1. Воспитывать в школьниках чувство самоуважения через его добрые поступки, чувство уважения к старшим, любви к своей семье и друзьям.
    2. Воспитывать любовь к малой родине через развитие интереса к истории семьи и ее традициям.
    3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.
    4. Во втором классе работа ведется по двум направлениям: “Моя школа” и “Мой город”. На данном этапе ставлю следующие задачи:
    5. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к малой родине;
    6. Повышать авторитет школы на основе знакомства с историей школы, с ее интересными и знаменитыми выпускниками, а также с уважаемыми жителями республики и города;
    7. Формировать качества личности, способствующие успешному обучению школьников;
    8. Усвоить учащимися этических норм и правил поведения в соответствии со статусом учащегося школы, жителя Республики Хакасия.

     Содержание  работы по первому направлению включает в себя следующие разделы: история  школы, правила поведения в школе; умения распределять обязанности в  работе, роли в игре поручения учителя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения: приветствие, просьба, извинение; традиционные мероприятия, трудовые дела по благоустройству школы, активное участие в делах школы.

     По  второму направлению “Мой город”: история жизни города, интересные люди, местные народные промыслы, памятники  природы и культуры, экологические  проблемы местного значения, правила  поведения в природе, практическая деятельность по благоустройству города, помощь пожилым, фольклор, традиции и  обычаи.

     В третьем классе работа ведется по направлению “Моя Республика Хакасия”. На данном этапе ставлю следующие  задачи:

    1. Воспитать любовь к республике и уважение к ее прошлому, настоящему, а также воспитать чувство ответственности за ее будущее;
    2. Развивать стремление к творческим делам и мероприятиям.
    3. Вырабатывать умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

     Содержание  работы включает в себя: история  Республики Хакасия, исторические памятники, памятники культуры, музеи, учреждения культуры, хозяйственно – промышленная деятельность республики, природа, экологические  проблемы, интересные люди: герои войны, труда, люди искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи. Правила поведения  в музее, театре. Активное участие  в городских творческих конкурсах.

     В четвертом классе работа ведется  по направлению “Россия – родина моя!”. На данном этапе ставлю следующие  задачи:

    1. Сформировать и закрепить систему патриотических ценностей, а также чувство уважения и любви к культуре, истории России, традициям и обычаям ее народов.
    2. Воспитать толерантность по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.

     Содержание  материала: Россия – наша Родина, символы  государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности  их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека. Наша Родина в живописи, песнях и  стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений  между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.

     Выводы по главе.

      Для младших школьников – формирование духовно-нравственных качеств, определяющих гражданина и патриота своей страны (изучение государственных символов, воинской славы России и воинских традиций и выработка уважительного  к ним отношения). Процесс формирования готовности к защите Отечества у  младших школьников должен строиться  с учетом их ограниченного жизненного опыта, характера и объема полученных знаний, общих задач обучения и  воспитания. При этом воспитательный эффект всех форм военно-патриотической работы будет зависеть от того, насколько  системно будут формироваться знания младших школьников о защите Отечества, их нравственное, эмоционально-волевое  отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения российскими  воинами, вызвать желание в будущем встать в их ряды.

       Реализация  указанных мероприятий предполагает:

    • воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;
    • формирование стремления к развитию коммуникабельности, самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда, самореализации;
    • развитие у школьников интереса к истории города, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России;
    • формирование уважительного отношения к природе, родине, архитектурным памятникам, культуре;
    • развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;
    • формирование устойчивой системы знаний в заданной области;
    • развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
    •  

Заключение

      В результате изучения проблемы исследования я бы хотела дать следующее определение понятию «патриотическое воспитание»:

    • патриотизм рассматривается через идею служения Отечеству, основой которой выступает воспитание чувства долга, ответственности перед страной, осознании молодёжью своей роли и предназначения в социально-экономическом развитии страны;
    • патриотическое воспитание рассматривается как специально организованная деятельность по формированию и развитию качеств личности, проявляющихся в любви к своей Родине, преданности ей и готовности служить своему Отечеству.

      Выявляя психологические особенности детей младшего школьного возраста к процессу формирования патриотической готовности, я пришла к выводу, что данный период является благоприятным в развитии нравственного, познавательного, социализирующего, смыслообразующего, ценностного, созидательного потенциала ребенка, и показаны возможности расширения сферы и содержания патриотического воспитания ребенка за счет духовного потенциала личности.

      Нами  установлена взаимосвязь между нравственным формированием и становлением патриотических качеств у младшего школьника. Патриотическое воспитание детей формирует такие ценности, как верность историческим и героическим традициям, чувство национальной гордости, духовность, долг, честь, достоинство. Патриотизм включает в себя и такие ценности как духовно – нравственные, правовые, социально значимые, общенациональные и другие  которые также становятся объектом формирования и развития в процессе воспитания.

      В работе показаны качества личности, которые  формируются при патриотическом воспитании ребенка: духовно-нравственный потенциал представляет собой динамическую психологическую систему с тенденцией к устойчивому целедостижению, позволяющую превышать обычные деятельностные показатели за счет накопленного личностного ресурса в виде нравственных характеристик личности, ее познавательных возможностей, ценностной ориентации созидательной деятельности.

      Исторически выработанные в культурной среде  нормы нравственности и морали напрямую присваиваются личностью при  формировании нравственных и моральных  качеств.  Впоследствии эти качества могут участвовать в развитии и проявлении духовных способностей человека.

      Только  приобщаясь к культуре собственного народа, можно достичь понимания  общечеловеческих ценностей и расширить  диапазон собственного морального сознания, регулирующего проявление собственных  психических функций.

      На  основании изучения литературных источников были определены такие психолого-педагогические критерии уровней развития духовно - нравственного потенциала младшего школьника, как регулярность духовно - нравственных поступков, волевые усилия в совершении поступков, последовательность совершения духовно-нравственных поступков, устойчивость нравственных норм поведения, противодействие иному мировоззрению, самореализация в выполняемой деятельности, утверждение и распространение своих идей в социуме.

      Были  найдены психологические факторы  развития духовно - нравственного потенциала, к которым относятся индивидные (ребенок является причиной развития духовного потенциала), социальные (социум является причиной развития духовного потенциала) и функциональные (деятельностные функции являются причиной развития духовного потенциала).

 

       Список  использованной литературы

    1. Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 N 795 "О  государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2011 - 2015 годы".
    2. Постановление Правительства РФ от 11.06.2005 N 422 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы".
    3. Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 N 795 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы".
    4. Закон Московской области от 01.12.2003 N 155/2003-ОЗ (ред. от 28.12.2009) "О государственной молодежной политике в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 12.11.2003 N 1/75-П).
    5. Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях".
    6. Директива Минобороны РФ от 08.06.1993 N Д-59 "О дальнейшем совершенствовании военно-патриотической работы среди допризывной и призывной молодежи".
    7. Агапова Г.В. Комплексный подход к патриотическому воспитанию: Монография. – Воронеж: ВОИПКРО, 2004.
    8. Бабунова, Е.С. Критерии и показатели воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста на идеях с средствах народной педагогики : метод. пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 18 с.
    9. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений в 6 т. Т 4: Детская психология. - М.: Просвещение, 1983.
    10. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М.: Педагогика, 1973.
    11. Константинов Н.А, Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник. – М.: Просвещение, 1982.
    12. Макарова К.В. Особенности развития духовных способностей младших школьников // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки: Сборник статей. - М.: Прометей, 2004.
    13. Микрюков В.Ю. Традиции и инновации в военно-патриотическом образовании учащихся в современной России. – М.: АВН, 2005.
    14. Путин В.В. Стенограмма вступительной речи В.В.Путина на совещании с членами правительства 11 марта // Ленинградская правда.- 2003. - №12.
    15. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Просвещение, 1987.
    16. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. - М.: Педагогика, 1999.
    17. Современный Иллюстрированный энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Бородулина и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
    18. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5 / Под ред. С.Ф. Егорова. - М.: Педагогика, 1990.
    19. Федорова Г.С. Система работы по патриотическому воспитанию в начальной школы Республики Хакасия // Первое сентября. – 2008 г. - № 42
    20. Яговкина С.А. Растим гражданина и патриота Отечества // Воспитание школьников. – 2007. - № 6
    21. Луховицкий В.В., Русакова Е.Л., Силинг Ю.М., Захаркин М.С. Воспитание патриотизма через личное отношение к истории.- М.:Первое сентября,2008.

Информация о работе Патриотическое воспитание