Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:23, курсовая работа
Объект исследования –процесс патриотического воспитания в начальной школе.
Предмет исследования –разнообразие форм патриотического воспитания в начальной школе.
Целью данного исследования является выявление разнообразных форм патриотического воспитания в современной педагогической теории и практике.
В ходе курсовой работы подлежат разработке следующие задачи:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы становления патриотического воспитания у младших школьников 5
1.1. Понятие и содержание феноменов «патриотизм» и «патриотическое воспитание» 5
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию патриотических качеств 10
1.3. Взаимосвязь между нравственным формированием и становлением патриотических качеств у младшего школьника………………………………...15
Глава 2. Использование различных форм патриотического воспитания у младших школьников в образовательном процессе начальной школы 20
2.1. Индивидуальные формы патриотического воспитания младших школьников 20
2.2. Групповые формы патриотического воспитания младших школьников 23
2.3. Массовые формы патриотического воспитания младших школьников 26
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Для
выработки необходимых
В
некоторых образовательных
Проведенный анализ литературных источников показал, что наиболее значимыми формами военно-патриотической работы, по мнению учителей начальных классов, являются учебно-познавательные и деятельностные, а по мнению учащихся младшего школьного возраста, – творческо-игровые и деятельностные.
Среди
поисково-исследовательских
Основными
критериями эффективности массовых
форм является широкое участие школьников
в патриотической работе школы, дисциплина
и порядок, степень активности. Их
можно выявить путем
В газете «Первое сентября» учитель начальных классов из Республики Хакасия приводит в пример следующую систему работы по патриотическому воспитанию учащихся [19, с.5].
Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.
В первом классе работа с детьми ведется по двум направлениям: “Мой дом” и “Моя семья”. На данном этапе решаются следующие задачи:
Содержание работы по первому направлению включает в себя следующие разделы: история школы, правила поведения в школе; умения распределять обязанности в работе, роли в игре поручения учителя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения: приветствие, просьба, извинение; традиционные мероприятия, трудовые дела по благоустройству школы, активное участие в делах школы.
По второму направлению “Мой город”: история жизни города, интересные люди, местные народные промыслы, памятники природы и культуры, экологические проблемы местного значения, правила поведения в природе, практическая деятельность по благоустройству города, помощь пожилым, фольклор, традиции и обычаи.
В третьем классе работа ведется по направлению “Моя Республика Хакасия”. На данном этапе ставлю следующие задачи:
Содержание работы включает в себя: история Республики Хакасия, исторические памятники, памятники культуры, музеи, учреждения культуры, хозяйственно – промышленная деятельность республики, природа, экологические проблемы, интересные люди: герои войны, труда, люди искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи. Правила поведения в музее, театре. Активное участие в городских творческих конкурсах.
В четвертом классе работа ведется по направлению “Россия – родина моя!”. На данном этапе ставлю следующие задачи:
Содержание
материала: Россия – наша Родина, символы
государства, историческая справка, географическая
справка, народы, населяющие страну, особенности
их культуры и истории; ознакомление
с образцами народного
Для
младших школьников – формирование
духовно-нравственных качеств, определяющих
гражданина и патриота своей страны
(изучение государственных символов,
воинской славы России и воинских
традиций и выработка уважительного
к ним отношения). Процесс формирования
готовности к защите Отечества у
младших школьников должен строиться
с учетом их ограниченного жизненного
опыта, характера и объема полученных
знаний, общих задач обучения и
воспитания. При этом воспитательный
эффект всех форм военно-патриотической
работы будет зависеть от того, насколько
системно будут формироваться знания
младших школьников о защите Отечества,
их нравственное, эмоционально-волевое
отношение к деятельности по защите
Родины. Задача заключается в том,
чтобы опираясь на высокую эмоциональность,
впечатлительность и
Реализация
указанных мероприятий
В результате изучения проблемы исследования я бы хотела дать следующее определение понятию «патриотическое воспитание»:
Выявляя психологические особенности детей младшего школьного возраста к процессу формирования патриотической готовности, я пришла к выводу, что данный период является благоприятным в развитии нравственного, познавательного, социализирующего, смыслообразующего, ценностного, созидательного потенциала ребенка, и показаны возможности расширения сферы и содержания патриотического воспитания ребенка за счет духовного потенциала личности.
Нами установлена взаимосвязь между нравственным формированием и становлением патриотических качеств у младшего школьника. Патриотическое воспитание детей формирует такие ценности, как верность историческим и героическим традициям, чувство национальной гордости, духовность, долг, честь, достоинство. Патриотизм включает в себя и такие ценности как духовно – нравственные, правовые, социально значимые, общенациональные и другие которые также становятся объектом формирования и развития в процессе воспитания.
В работе показаны качества личности, которые формируются при патриотическом воспитании ребенка: духовно-нравственный потенциал представляет собой динамическую психологическую систему с тенденцией к устойчивому целедостижению, позволяющую превышать обычные деятельностные показатели за счет накопленного личностного ресурса в виде нравственных характеристик личности, ее познавательных возможностей, ценностной ориентации созидательной деятельности.
Исторически выработанные в культурной среде нормы нравственности и морали напрямую присваиваются личностью при формировании нравственных и моральных качеств. Впоследствии эти качества могут участвовать в развитии и проявлении духовных способностей человека.
Только приобщаясь к культуре собственного народа, можно достичь понимания общечеловеческих ценностей и расширить диапазон собственного морального сознания, регулирующего проявление собственных психических функций.
На основании изучения литературных источников были определены такие психолого-педагогические критерии уровней развития духовно - нравственного потенциала младшего школьника, как регулярность духовно - нравственных поступков, волевые усилия в совершении поступков, последовательность совершения духовно-нравственных поступков, устойчивость нравственных норм поведения, противодействие иному мировоззрению, самореализация в выполняемой деятельности, утверждение и распространение своих идей в социуме.
Были
найдены психологические