Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:23, курсовая работа
Объект исследования –процесс патриотического воспитания в начальной школе.
Предмет исследования –разнообразие форм патриотического воспитания в начальной школе.
Целью данного исследования является выявление разнообразных форм патриотического воспитания в современной педагогической теории и практике.
В ходе курсовой работы подлежат разработке следующие задачи:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы становления патриотического воспитания у младших школьников 5
1.1. Понятие и содержание феноменов «патриотизм» и «патриотическое воспитание» 5
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию патриотических качеств 10
1.3. Взаимосвязь между нравственным формированием и становлением патриотических качеств у младшего школьника………………………………...15
Глава 2. Использование различных форм патриотического воспитания у младших школьников в образовательном процессе начальной школы 20
2.1. Индивидуальные формы патриотического воспитания младших школьников 20
2.2. Групповые формы патриотического воспитания младших школьников 23
2.3. Массовые формы патриотического воспитания младших школьников 26
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Благодаря
психолого-педагогическим возможностям
этнокультуры, активной позиции взрослых,
ребенок осваивает
Трудовая деятельность тоже является фактором формирования нравственных и патриотических качеств ребенка, если в ней реализуются духовные потребности и ценности личности. Мотивация трудовой деятельности может привести младшего школьника в определенное духовное состояние и влиять на качество воспитания. Духовные ценности определяют личностную точку зрения на цель, содержание и результаты труда, способствуют формированию личностного смысла, Этот сплав проявляемых способностей и духовного состояния стимулирует развитие духовных способностей личности.
К психологическим факторов, влияющим на нравственное формирование и становлением патриотических качеств у ребенка развитие и проявление духовных способностей, относятся личностно-смысловые. Любой психический процесс, по определению С.Л. Рубинштейна, не сводится лишь к нервному физиологическому процессу, и выступает по большей части как действие, направленное на разрешение задачи, опосредованной предметным миром. В онтогенезе строение мозга обусловливает возможные для индивида формы поведения, а в свою очередь, образ жизни обусловливает строение мозга и его функции. Формирующееся и развивающееся сознание опосредуется предметным бытием и духовной культурой, и тогда человек осознает свое отношение к природе, к другим людям и к самому себе. Таким образом реализуется принцип психофизического единства, сформулированный С.Л. Рубинштейном [15, с.72].
Среди
многочисленных условий и факторов,
влияющих на нравственное развитие и
воспитание патриотизма у младших
школьников, является семья, которая
играет решающую роль на том или
ином возрастном этапе. Поэтому педагог
должен наладить тесное взаимодействие
с семьями учащихся, вовлечь родителей
в процесс патриотического
Таким образом, в образовании индивид присваивает образованность как совокупность систематизированных нравственных и культурных ценностей, соответствующих интересам личности и общественным ожиданиям.
Индивидуальные формы предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, чтение литературных произведений детских писателей о подвиге воинов, славе оружия; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка [19, с. 4].
Среди индивидуальных форм патриотического воспитания ребенка выделяют самостоятельные занятия (домашние задания). Например, ответить на вопросы учителя, прочитав произведения детских писателей о подвиге, доблести, славе воинов в истории Отечества.
Эмоциональные переживания входят в любой психический процесс и могут стать основой для их объединения, выступать системным фактором внутренней психической жизни и фактором формирования самой функциональной психологической системы деятельности, ее интеграции. На основе эмоциональных оценок, закрепленных конкретными действиями, может формироваться эмпатия как личностное качество ребенка.
Моральное сознание играет огромную роль в освоении окружающего мира. С раннего детства человек присваивает моральные понятия общества о добре и зле, долге, чести и достоинстве, справедливости и совести. И сам поступок ребенка можно считать фактором духовности в развитии его способностей и способностей других людей, для которых он связан со значимыми личностными критериями поведения по совести в определенных ситуациях.
Значимый поступок, несущий моральную норму, закрепляется в обычаях и традициях.
Не менее значимой индивидуальной формой является игра. Игры младших школьников направлены на простое подражание социальным формам поведения. С одной стороны, в игре проявляется биологическая сущность ребенка, а с другой - готовность к социальной адаптации. В игре тренируются нормы поведения из взрослой жизни, вырабатываются ценности для себя. По словам Д.Б. Эльконина, в игре ребенок переходит в развитый мир высших форм человеческой деятельности, правил человеческих взаимоотношений, и игра становится источником морали.
На занятиях информатикой в начальной школе используется индивидуальная работа с электронным учебным пособием с целью тренинга, самоконтроля, исследования, создания образовательного продукта и др.
Об эффективности индивидуальных форм патриотического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению истории и краеведения, художественной литературы, а также целенаправленное использование знаний и умений нравственной деятельности.
Индивидуальные
формы патриотического
Продуктивность взаимодействия педагогов и родителей в определённой степени обусловлена оптимальным выбором его форм. Наиболее распространенной формой работы является родительское собрание, цель которого – согласование совместных действий по военно-патриотическому воспитанию учащихся, информирование друг друга о возникающих проблемах, анализ достигнутых результатов. К другим формам относятся индивидуальные и групповые консультации для родителей с привлечением психолога и других специалистов, круглый стол, беседы, диспуты по проблемам патриотизма и защиты Отечества и др.
Таким
образом, успех военно-патриотической
работы в образовательном учреждении
зависит от нравственно-психологического
облика педагогов, их психолого-педагогической
и профессиональной подготовки, отношения
к своим обязанностям, а также от умения
плодотворно сотрудничать с родителями
учащихся.
Групповые формы работы с младшими школьниками: клубные, секционные занятия по нравственно-патриотическому воспитанию; факультативы по нравственно-патриотическому воспитанию; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению исторического прошлого родного края; практикум [20, с. 17].
Среди групповых форм патриотического воспитания младших школьников следует выделить следующие:
Интересной групповой формой работы, на мой взгляд, является работа музея или музейной комнаты в школе. Одно из условий успешной организации и деятельности школьного музея - преемственность в работе его актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся различных возрастных групп. Ученики сообща, совместно участвуют в выполнении различных заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, подготовке и проведению экскурсий.
В проведении занятий могут принимать участие учителя истории, сотрудники городского музея. На занятиях заслушиваются сообщения учеников о выполнении поисковых заданий, проводится обмен мнениями, организуются индивидуальные и групповые консультации. Занятия предполагают лекционную, экскурсионную, научно-поисковую форму деятельности учащихся и педагогов; занятия имеют практическую направленность – составление презентаций, проведение экскурсий в музее, подготовку и проведение виртуальной экскурсии по музею и улицам города.
Программа
и организация занятий
Другой
групповой формой выступает научно-
Среди
групповых форм патриотического
воспитания младших школьников в
научно-исследовательской
Критерий
эффективности групповых форм патриотического
воспитания является, прежде всего, стабильность
состава клуба, кружка, секции, достижение
коллективных успехов. Здесь многое определяет
содержание и методика занятий; важен
при этом и успех коллектива, общественное
признание его заслуг окружающими. Сознание
и чувство причастности к делам такого
коллектива, даже если личные результаты
скромны, заставляет все членов сохранять
верность ему долгие годы.
Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества, играет важную роль в становлении гражданина и патриота своего Отечества.
В
настоящее время используются самые
разнообразные формы военно-
Большие возможности в военно-патриотическом воспитании имеет воспитательный потенциал занятий по любому предмету. Военно-патриотическое воспитание учащихся осуществляется, прежде всего, в учебном процессе. Учащиеся в младших классах осмысливают такие понятия, как “Родина”, “Подвиг”, “Патриот”, “Воин-освободитель”, узнают о победах российского народа, учатся любить родную природу.
Например, на уроках чтения и внеклассного чтения в начальной школе формируются нравственные идеалы детей на примерах положительных героев художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ.
На уроках музыки учащиеся учат тексты песен с идейно-патриотической направленностью. Выступают на конкурсах военной песни.
На внеклассных занятиях по информатике в начальной школе учителя привлекают учащихся к созданию презентаций, сайтов по военно-патриотической тематике в рамках проектной деятельности.
Большое внимание в военно-патриотической работе в начальной школе уделяется занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются такие качества, как сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движений.