Патриотическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования –процесс патриотического воспитания в начальной школе.
Предмет исследования –разнообразие форм патриотического воспитания в начальной школе.
Целью данного исследования является выявление разнообразных форм патриотического воспитания в современной педагогической теории и практике.
В ходе курсовой работы подлежат разработке следующие задачи:

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы становления патриотического воспитания у младших школьников 5
1.1. Понятие и содержание феноменов «патриотизм» и «патриотическое воспитание» 5
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию патриотических качеств 10
1.3. Взаимосвязь между нравственным формированием и становлением патриотических качеств у младшего школьника………………………………...15
Глава 2. Использование различных форм патриотического воспитания у младших школьников в образовательном процессе начальной школы 20
2.1. Индивидуальные формы патриотического воспитания младших школьников 20
2.2. Групповые формы патриотического воспитания младших школьников 23
2.3. Массовые формы патриотического воспитания младших школьников 26
Заключение 31
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

курсовая ПАТРИОТ.ВОСП..docx

— 65.66 Кб (Скачать)

      Одним из представителей педагогов-ученых, который  обосновал возможность формирования патриотизма у детей дошкольного  и раннего школьного возраста был К.Д.Ушинский.

      Основным  постулатом педагогической теории К. Д. Ушинского явилась мысль о народности воспитания. Педагог отмечал особенности воспитания ребенка в каждой стране, которые связаны с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [18,с.327].

      По  мнению Ушинского К.Д. система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества - патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Более того, известный педагог убеждал общественность в том, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.

      В своем труде «Человек как предмет воспитания» К. Д. Ушинский выдвинул и обосновал требование, которое должен выполнять каждый педагог, - строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания.

      Ушинский  обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность  усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.

      Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Целью воспитания, как считал К.Д. Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества: «...мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [11, с.115].

      Нравственное  воспитание, по мнению К.Д.Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

      Воспитание  патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы - народностью. По высказыванию К.Д. Ушинского, «любовь к родине - это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним» [18, с.432].

      Нравственное  воспитание должно развить в детях  уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение  к ним. Важнейшим средством нравственного воспитания Ушинский считал обучение. Он утверждал необходимость теснейших связей между воспитанием и обучением, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения. Все учебные предметы обладают, утверждал он, богатейшими воспитательными возможностями, и все, кто причастен к делу воспитания, должны помнить об этом при всех своих действиях, во всех непосредственных отношениях с учащимися, воспитанниками. Среди учебных предметов народной школы он особенно ценил в этом отношении родной язык. По убеждению К.Д.Ушинского «дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» [18, с.408]. Педагог показал, что, овладевая родным языком, дети не только получают знания, но и приобщаются к национальному сознанию народа, к его духовной жизни, моральным понятиям и представлениям.

      Огромную  роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения. «Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства- «приготовить» из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире,- право на правильное и доброе воспитание» [11, 204].

      Не  менее важное значение нравственному  воспитанию уделял в своей педагогической деятельности В.А. Сухомлинский. По его  убеждению, нравственное воспитание должно базироваться на чувстве справедливости: «справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю» [16, с.219].

      По  высказываниям современников В.А. Сухомлинский не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания. В любом деянии он выделял как необходимое умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическое мастерство учителя. Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что самое главное, перед собственной совестью.

      Сферой  развития духа является нравственное воспитание. Воспитание гармонически развитой личности может быть основано лишь на коммунистической нравственности, которая пронизывает все грани  человеческой личности, открывая перед  каждым путь к гражданским, идейным, творческим, трудовым, эстетическим ценностям.

      Таким образом,  основным новообразованием младшего школьника является формирование мировоззрения как системы взглядов на мир в целом, представления об общих принципах и основах бытия как жизненной философии человека. При этом духовность выступает сущностной характеристикой  мировоззрения, формирующегося образа мира младшего школьника.

      Младший школьный возраст – это пора активного  осмысления структуры различных  видов деятельности и форм общения  в них. Как отмечают педагоги и  психологи, последнее есть то содержание, которое обеспечивает формирование нравственных и патриотических качеств  личности в этот возрастной период. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Взаимосвязь между  нравственным формированием  и становлением  патриотических качеств  у младшего школьника

      Любовь  к Родине – общечеловеческая нравственная ценность. Она включает в себя не только чувственное состояние человека, но и его убеждения, взгляды, которые  формируются социумом. Таким образом, взаимосвязь между нравственным формированием и становлением патриотических качеств у ребенка определяется через любовь к Родине, матери, отцу, родному краю, товарищам, учителям, братьям нашим меньшим.

      В основе воспитания лежит обязанность  перед страной, которая создала  условия для жизнедеятельности  индивида, исполнение гражданского долга, забота о родных и близких, проявление чувства гордости за флаг, герб, гимн отечества, его исторического прошлого и настоящего.

      Качества  личности формируются и через  собственные поступки людей путем  соотношения их с нормами морали, и тогда главным регулятором  этого соотнесения является совесть  или нравственность. Поступок позволяет через собственный опыт личности при свободном волеизъявлении принимать моральные нормы и при этом не тяготиться ими. Удовлетворяясь результативностью поступка, через духовное состояние, личность повышает качество своих способностей.

      Воспитание гражданина и патриота своего Отечества едино и взаимосвязано, на что указывают результаты анализа литературных источников по истории педагогики.

      Философы  античности Платон, Аристотель, Сократ, Демокрит, руководствуясь идеями патриотизма  и гражданской ответственности, рассматривали нравственное самосовершенствование граждан в их деятельности, направленной на процветание общества.

      Основой идеей эпохи Возрождения становится гуманизм, в основе которого лежит  признание необходимости воспитания человека-гражданина, патриота.

      Ж.-Ж. Руссо рассматривает патриотизм как проявление гражданами чувства национальной гордости за страну [11, с.42].

      Патриотическое  воспитание детей младшего школьного  возраста осуществляется в единстве игровой, учебной, трудовой, физкультурно-спортивной деятельности. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.

      Для учащихся быть патриотом, как отмечает Микрюков В.Ю. – это значит, прежде всего, быть достойным гражданином  своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских Вооружённых Силах [13,с.101].

      Приобщение  к физическому труду и трудовой жизни на ранних этапах формирования личности основано на воспитании особых адаптационных механизмов, нравственно-психологических  установок при выполнении повседневной, рутинной работы. В этой деятельности объединены:

    • целевая установка;
    • задача достижения цели путем волевого усилия;
    • тренировка разнообразных трудовых навыков, вовлекающих в процесс осуществления действий различные отделы коры головного мозга;
    • тренировка руки и различных телесных двигательных навыков и много иного.

      Наряду  с этим происходит формирование нравственных качеств – чувство ответственности  за порученное дело, чувство радости  от успешно достигнутой цели, «чувство локтя», если работа осуществляется в  коллективе, уверенность в себе, радость от понимания пользы для  других и осознание своего места  в данном деле. Существенным фактором в условиях нарастания индивидуализма и эгоизма, диктуемых урбанистическим  образом жизни и капиталистической  системой конкуренции в условиях патриотического воспитания выступает  внутриколлективная сплоченность, поддерживающая чувство солидарности, одинаковости, равности всех участников процесса воспитания, а также здоровой соревновательности.

      Основываясь на признании важности принципа народности в становлении патриотического воспитания такие педагоги как М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, С.И. Гессен и другие уделяли большое внимание педагогике взаимодействия культур; изучению родного языка, с учетом особенностей национальной культуры, науки и просвещения; разностороннему влиянию народной культуры, сочетающей в себе обучающие, воспитывающее и развивающие возможности; учителям – патриотам, способным воспитать детей на русских национальных началах; общечеловеческим этическим принципам, которые должны входить составной частью в национальное сознание; взаимодействию семьи, школы и общества; механизму творческой переработке этнокультурного наследия [11, с. 43].

      Вопросы нравственного, эстетического, патриотического  воспитания ребенка рассматривались  в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского через приобщение детей к культуре различных народов. Выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции – пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания, ибо настоящей считали ту педагогику, которая повторяет педагогику всего общества [11,с. 62].

      Большое внимание в нравственном развитии ребенка  и патриотическом воспитании необходимо уделять занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются  качества, необходимые воину: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движений.

      Выявляя содержание направлений патриотического  воспитания, установлено, что социально-педагогический смысл широкого применения элементов этнокультуры в работе с детьми младшего дошкольного возраста заключается в воспитании предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, своему народу, чувства патриотизма, осознания своей национальной принадлежности.

      Средством патриотического воспитания служат уроки музыки. Ключевым в этом направлении  является положение Д.Б. Кабалевского, в соответствии с которым задачей  музыкального воспитания в общеобразовательной  школе является «не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие  через музыку на духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность» [10], с.21.

      Бабуновой Е.С. подробно изучено место народного искусства в образовательном процессе начальной школы; показано воспитательное значение устного народного творчества, музыкального фольклора, народного декоративно-прикладного искусства; описаны психолого-педагогические основы нравственного, художественного развития детей, показана значимость интегрированных и тематических занятий в формировании эстетического восприятия, мышлении, чувств, патриотизма [8, с.14].

Информация о работе Патриотическое воспитание