Особенности проектирования организационных структур туристских организаций и гостиничных комплексов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 03:39, курсовая работа

Краткое описание

Одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики является туристическая индустрия. Высокие темпы ее развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как российской, так и мировой экономики. Изучение и практическое внедрение положительного опыта зарубежных стран подтверждают возможность и эффективность комплексного маркетингового подхода к решению существующих проблем в турбизнесе.

Оглавление

Введение
1. Теоретическая часть
1. Особенности проектирования организационных структур туристских организаций и гостиничных комплексов
1.1 Эволюция и особенности управления современными туристическими фирмами
1.2 Особенности управления туристическими фирмами в современных условиях
2. Практическая часть
2.1 Комплексный анализ деятельности турфирмы
2.2 Построение дерева целей
2.3 «Формирование затрат на проведение мероприятий»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

! Особенности проектирования организационных структур туристских организаций и гостиничных комплексов.docx

— 116.97 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1.     Теоретическая часть

1. Особенности проектирования организационных структур туристских организаций и гостиничных комплексов

1.1 Эволюция и особенности управления современными туристическими фирмами

1.2 Особенности управления туристическими фирмами в современных условиях

2.     Практическая часть

2.1 Комплексный анализ деятельности турфирмы

2.2 Построение дерева целей

2.3 «Формирование затрат на проведение мероприятий»

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики  является туристическая  индустрия.  Высокие темпы ее развития, большие объемы валютных поступлений  активно влияют на различные сектора  экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. Туризм сейчас является одним из самых  динамичных секторов как российской, так и мировой экономики. Изучение и практическое внедрение положительного опыта зарубежных стран подтверждают возможность и эффективность комплексного маркетингового подхода к решению существующих проблем в турбизнесе. Все это требует от работника туристской сферы наличия специфических навыков, опыта работы и квалификации. Организация качественного обслуживания туристов - цель каждой современной туристской фирмы, стремящейся занять лидирующие позиции на рынке.  Для обеспечения же качественного обслуживания в первую очередь необходимо наличие квалифицированного персонала. 

Наиболее  важным элементом в деятельности любой туристической фирмы является функция организации. Она заключается  в установлении постоянных и временных  взаимоотношений между всеми  подразделениями фирмы, определении  порядка и условий функционирования фирмы. Функция организации реализуется  двумя путями: через административно-организационное  управление и через оперативное  управление.

Совершенствование организационной структуры управления предполагает уточнение функций  подразделений, определение прав и  обязанностей руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления. Организационные структуры управления туристическими фирмами отличаются большим разнообразием и зависят от многих факторов. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры фирм (средняя, мелкая, крупная), профиль фирмы (специализация на одном конкретном направлении или нескольких направлений).

Туристическая фирма - хозяйственно обособленная производственная единица, выполняющая одну или несколько  функций в производстве и сбыте  туристского продукта и создании объектов.

В настоящее  время число компаний сильно увеличилось, и жесткая конкуренция заставляет их занимать свои ниши на рынке.  Существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями, есть фирмы, работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают с группами, и те, что организуют поездки по индивидуальному  заказу. Есть тур операторы, которые  полностью организуют поездки и  предлагают со скидкой другим тур  фирмам готовые маршруты, и есть тур агенты, выступающие посредниками между тур оператором и клиентом. Все они индивидуальны, интересны  своей непохожестью, но в каждой из них своя четко организованная структура управления, благодаря  которой и реализуется эффективная  деятельность фирм.

Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что наиболее важным в управлении туристической фирмой является структура  управления. От того, насколько грамотно, четко, правильно, логично будет  организована структура управления туристической фирмы на прямую зависит  эффективность всей деятельности организации.

Цель  курсовой работы: провести комплексный анализ деятельности турфирмы и сформировать затраты на проведения мероприятий для увеличения прибыли.

Объект  исследования: туристическая фирма из варианта 5 контрольных заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая часть

Особенности проектирования организационных структур туристских организаций и гостиничных  комплексов.

 

1.1. Эволюция и особенности  управления современными туристическими  фирмами

 

Организационная структура управления предприятием представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.

Организационная структура управления складывается из состава, соотношения, расположения и взаимосвязи отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направлено, прежде всего, на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственностей. Совокупность управленческих звеньев в организационной структуре управления располагается в строгой соподчиненности и обеспечивает взаимосвязь между управляющей и управляемой системой.


В рамках организационной структуры  управления протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции организационная структура - форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию их исполнения.


В структуре управления предприятием выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и  связи (разделение) - горизонтальные и  вертикальные.

Горизонтальные связи являются одноуровневыми и носят характер согласования. Вертикальные связи - это связи подчинения в условиях иерархичности управления. Связи в структуре управления могут быть линейными и функциональными.

Линейные  связи отражают движение информации между линейными руководителями (лицами, отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений).

Функциональные  связи имеются там, где происходит обмен информацией по тем или иным функциям управления.

Существуют  иерархическая и органическая структуры  управления туристической фирмой.

Иерархическая структура управления: нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему и контролируется им; действуют формальные правила и нормы при выполнении менеджерами их обязанностей; найм на работу осуществляется в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности.

Органическая  структура управления характеризуется индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат. Данные структуры легко меняют форму при решении сложных вопросов и приспосабливаются к новым условиям. В большинстве случаев органические структуры формируются на временной основе для реализации конкретных проектов и программ.

Линейная  организационная структура управления. Линейные связи в туристической фирме отражают движение управленческих решений и информации, исходящих от так называемого линейного менеджера, то есть лица, полностью отвечающего за деятельность туристической фирмы (как правило, небольшой) или ее структурных подразделений (в крупной). Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий все функции управления (рис. 1.1.).


 

Рис. 1.1. Линейная структура управления организацией

 

При линейном управлении каждое звено и  каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых ими объектов. Речь идет об объектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ и принимает решения, связанные с управлением данным объектом. Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке "сверху вниз", а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого уровня, формируется своего рода иерархия руководителей конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

Линейная  структура управления является логически  стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения проблем, требующих узких, специальных знаний.

Преимущества  линейной  оргструктуры управления: единство и четкость распоряжений; согласованность действий исполнителей; простота управления (один канал связи); четко выраженная ответственность; оперативность в принятии решений; личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Недостатки  линейной оргструктуры управления: высокие  требования к руководителю, который  должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечить эффективное руководство по всем функциям управления; отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений; перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными структурами; концентрация власти в управляющей верхушке.  Иерархический тип структуры управления имеет много разновидностей, но самой распространенной является линейно-функциональная организация управления по так называемому «шахтному» принципу (рис. 1.2.). При этом специализация управленческого процесса происходит по функциональным подсистемам туристской организации (маркетинг, производство, финансы, персонал и т.д.). По каждой из них формируется иерархия служб («шахта»).

Линейно-функциональные структуры наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет  рутинные, часто повторяющиеся и  редко меняющиеся функции. Эти функции  связаны с кропотливой, тщательной работой. Наличие функциональных отделов облегчает деятельность всей организации. Недостатки данной структуры заключаются в невозможности быстро реагировать на изменяющиеся условия внешней среды, отсутствии гибкости во взаимоотношениях между подразделениями туристской фирмы из-за применения формальных правил и процедур. Все эти негативные моменты сказываются на скорости и своевременности принятия управленческих решений.

Юридическая служба

 

Главный менеджер

Сектор социологических исследований



Технический директор

 

Директор по размещению

 

Директор по питанию



                     

 

подразделения


    

Рис. 1.2. Линейно-функциональная структура управления

 

Аналогичные характеристики имеет и так называемая линейно-штабная структура управления, также предусматривающая функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных уровней.

Другая  разновидность иерархического типа организации управления - дивизиональная структура, которая характеризуется сочетанием централизованной координации с децентрализованным управлением: главную роль в управлении туристской фирмой играют не руководители функциональных подразделений, а руководители отделений, производящих туристский продукт. Туристская фирма структурируется по отделениям таким образом: либо это продуктовая специализация, либо потребительская, либо региональная. Это позволяет обеспечить более тесную связь производителя туристского продукта с потребителем и быстрое реагирование фирмы на изменения во внешней среде, однако приводит к росту иерархичности управления, необходимости создания промежуточных уровней управления для координации работы отделений, группы и других единиц, дублированию функций управления на разных уровнях, росту затрат на содержание менеджмента.

Структурам  органического типа являются: проектные, матричные, программно-целевые, бригадные.

Проектная структура необходима, если туристская фирма занимается новым проектом, например, разрабатывает новый туристский продукт. Главная идея такой структуры - создание на временной основе специального подразделения - проектной групп. В состав этой группы обычно включают специалистов, в том числе управленцев. Руководитель проектной группы несет ответственность за планирование, выполнение программы и графика работ, материальное поощрение сотрудников - членов группы. По завершении проекта проектная группа расформировывается, а сотрудники либо переходят в новую проектную группу, либо возвращаются на свою постоянную работу. Данная структура обеспечивает гибкость стратегии, но при наличии нескольких проектов приводит к рассредоточению персонала по разным направлениям, что усложняет деятельность туристской фирмы как единого целого.

Для координации деятельности разных проектных  групп на фирме создаются штабные  органы, в которые входят менеджеры  проектов, или используются матричные  структуры.

Информация о работе Особенности проектирования организационных структур туристских организаций и гостиничных комплексов