Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 13:38, дипломная работа
Цель данной квалификационной дипломной работы - теоретическое обоснование и разработка методических основ формирования системы комплексной оценки работы персонала, а также практическая реализация рекомендаций на базе областного государственного учреждения «Архангельская объединенная дирекция строящихся разводящих сетей газопроводов».
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
• уточнить сущность и содержание оценки деятельности персонала учреждений;
• проанализировать современные методы оценки деятельности персонала организации;
• проанализировать место и роль оценки деятельности персонала в системе управления персоналом;
• разработать методику комплексной оценки деятельности персонала организации;
* классифицировать достоинства и недостатки существующей оценки деятельности персонала;
• дать рекомендации по изменению системы управления персоналом учреждения и действующей модели оценки деятельности персонала;
Введение ……………………………………………………………… 3
1. Теоретические и методические основы оценки деятельности персонала предприятий, учреждений………………………………..
6
1.1. Основные инструменты, сущность оценки деятельности персонала………………………………………………………………
6
1.2. Принципы оценки деятельности персонала……………………. 10
1.3. Место оценки рабочих результатов работников в системе управления персоналом………………………………………………
12
2. Методика оценки деятельности персонала бюджетной организации……………………………………………………………
16
2.1. Цели проведения оценки деятельности персонала……………
16
2.2. Процедура оценки деятельности персонала…………………… 19
2.3. Критерии оценки деятельности персонала…………………….. 21
2.4. Социально – экономические факторы, влияющие на эффективность трудовой деятельности персонала………………….
24
2.5.Методы оценки деятельности персонала……………………….. 31
3. Планирование и организация эмпирического исследования……
45
47
49
3.3. Рекомендации по усовершенствованию модели оценки деятельности персонала и системы управления персоналом ……...
57
Заключение ……………………………………………………………
63
Список использованной литературы………………………………... 65
Приложения…………………………………………………………… 68
Чаще всего полезность критериев определяется статусом, целями, функциями и задачами организации, в которой работает человек, а также рядом других особенностей, характеризующих соответствующую профессиональную деятельность. Поэтому, для организации ценными являются только те критерии, которые определяют эффективное исполнение возложенных на человека должностных обязанностей. На практике при оценке результативности труда руководителей и специалистов наряду с количественными показателями, т. е. прямыми, используются и косвенные, характеризующие факторы, влияющие на достижение результатов. К таким факторам результативности относятся: оперативность работы, напряженность, интенсивность труда, сложность труда, качество труда и т.н. В отличие от прямых показателей результативности труда косвенные оценки характеризуют деятельность работника но критериям, соответствующим представлениям о том, как следует выполнять должностные обязанности и функции, составляющие основу данной должности, и о том, какие качества должны быть проявлены в связи с этим.
Существующие подходы и методики оценки персонала позволяют получить спектр количественных и качественных оценок персонала. Особо следует отметить аттестационно-диагностический характер оценки потенциала работника, что не только обеспечивает обоснованность административных решений в отношении оцениваемого, но и, что особенно важно, выявляет конкретные факторы, оказывающих влияние на оцениваемые рабочие результаты.
Ниже
мы рассмотрим факторы, влияющие на эффективность
трудовой деятельности.
Объектом
управления персоналом является человек,
а предметом — его
В процессе производственной, хозяйственной, социальной деятельности между работниками возникает система отношений, играющая определяющую роль в функционировании организации.
Для построения системы оценки, работающей на развитие организации, необходимо ясно понимать, какие факторы оказывают влияние на эффективность труда персонала.
Эти факторы можно разделить на две большие категории:
• факторы, действующие со стороны работника;
• факторы, действующие со стороны организации.
Факторы,
действующие на эффективность, представлены
на рисунке 2.2.
Рисунок
2.2. Факторы, воздействующие
на трудовую деятельность
Дадим краткую характеристику этим факторам.
1. Способности.
Многие профессии предъявляют высокие требования к уровню развития определенных способностей (объем и распределение внимания, время реакции, координация движений, эмоциональная устойчивость, интеллект и др.).
2. Личные и деловые качества.
Успешное
выполнение должностных обязанностей
требует наличия у исполнителя
определенного уровня личностной зрелости,
достаточного развития моральных качеств,
а также высокого уровня развития
деловых качеств —
3. Понимание своей рабочей роли.
Под рабочей ролью понимается набор требований к данному работнику со стороны организации. Каждый исполнитель должен хорошо уяснить, какие требования предъявляются к его работе.
4.Мотивация.
Возможность удовлетворения в процессе труда наиболее значимых потребностей оказывает мощное влияние на отношение к делу и рабочие результаты.
5. Отношения с непосредственным руководителем и вышестоящим руководством.
Высокий
уровень взаимопонимания с
6. Отношения с товарищами по работе.
Отношения,
сложившиеся в коллективе, являются
значимым эмоциональным фоном трудовой
деятельности работника. Положительный
психологический климат, командный
дух, атмосфера доверия и
7. Трудовая мораль.
Трудовая мораль, сложившаяся в коллективе, проявляется во взаимоотношениях с коллегами, в особенностях поведения членов организации. За трудовой моралью стоит отношение человека к делу, которое определяет, как будут выполняться обязанности, как он будет относиться к качеству работы или претензиям со стороны потребителей, будет ли ответственным и инициативным.
8.
Профессиональные знания и
Технический прогресс, развитие новых технологий, модернизация производства — действие этих факторов постоянно повышает требования к уровню профессиональной подготовки персонала. В связи с этим возрастает роль оценки того, в какой степени работники организации обладают необходимыми профессиональными знаниями и навыками.
9.Состояние здоровья.
Здоровье людей, работающих в организации, — это важнейшее условие высокой трудовой отдачи. Трудно ожидать высоких показателей от работника, если состояние его здоровья и уровень работоспособности не позволяют выполнять требования, предъявляемые организацией.
10.
Отношение к работе и
Каждый из перечисленных факторов вносит свой вклад в уровень текущих результатов работы людей. Следует иметь в виду, что на эффективность работы персонала оказывает влияние производственная среда, включающая не только физические условия, но и ряд «нематериальных» факторов таких как:
1. Система стимулирования труда
Действующая в организации, она решающим образом влияет на степень заинтересованности персонала в достижении высоких рабочих результатов. При этом дело не ограничивается материальным стимулированием (заработная плата, премии, льготы), большое значение имеют средства нематериального стимулирования.
2.Особенности организационной культуры.
Сложившиеся
в организации трудовые нормы, образцы
поведения, ценности и отношение
персонала к работе и организации,
составляющие ядро сложившейся организационной
культуры, оказывают самое
3.Организационная структура.
Сложившаяся структура управления оказывает самое непосредственное влияние на эффективность работы организации и ее подразделений. Число уровней управления, скорость принятия решений и их гибкость, эффективность координации работы подразделений — все эти аспекты управленческой деятельности создают условия, от которых трудовые результаты зависят самым непосредственным образом.
4.
Оборудование: его качество, состояние
и соответствие современным
В условиях высокой конкуренции трудно рассчитывать на успешную работу без оборудования, отвечающего требованиям сегодняшнего дня. Даже если коллектив трудится с полной отдачей, устаревшее, изношенное оборудование не позволит достигнуть высоких результатов.
5.
Стиль руководства и
Доминирующий в организации или в отдельных ее подразделениях стиль руководства (например, то, какие подходы — авторитарные или демократические — преобладают в данном коллективе), сложившаяся практика планирования, оценки трудовых показателей или контроля за работой персонала — все это неизбежно отражается на работе исполнителей. Под стилем руководства можно понимать общую характеристику способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Стиль руководства отражает методы работы руководителя, организацию деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, систему ценностей. Наиболее распространенными на практике являются:
Установлено,
что в условиях авторитарного
стиля руководства можно
6.
Знания и квалификация
Способность руководителя к принятию верных решений, умение максимально использовать потенциал людей, работающих под его руководством, в значительной степени зависят от его знаний и квалификации. Особую роль играют знания, которые определяют умение работать с персоналом, способность распределять и организовывать работу и воздействовать на мотивацию подчиненных, на их отношение к поставленным задачам.
Исходя из выше перечисленных факторов, можно сделать выводы.Социально-экономическая эффективность труда находиться в прямой зависимости от уровня сплоченности коллектива. Сплоченность трудового коллектива зависит от социально-психологического климата, характеризующего социальное лицо коллектива, его производственный потенциал. Качество социально-психологического климата в коллективе определяет отношение руководителя к своей организации и к каждому человеку в отдельности. Социально – психологический климат – это внутреннее состояние коллектива, сформировавшееся как результат совместной деятельности его членов, их межличностных взаимодействий. Социально-психологический климат зависит от стиля деятельности коллектива и отношения к нему членов коллектива, особенностей восприятия их друг другом (оценок, мнений, реагирования на слова и поступки), взаимных чувств (симпатий, антипатий, сопереживания, сочувствия), психологического единства (общности потребностей, интересов, вкусов, ценностных ориентации, уровня конфликтности, характера критики и самокритики).
Информация о работе Организационная модель оценки деятельности персонала бюджетного учреждения