Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:00, дипломная работа
Сегодня вопрос формирования команды, не просто актуален, а сверх актуален. Динамичное развитие производственного сектора и потребительского рынка, диктуют новые требования к работе коллектива организации. Команда определяет доходность и путь развития, по которому идете организация. Формирование команды позволит избежать возможных финансовых потерь, и поможет наладить работу каждого сотрудника в рамках единой системы.
Введение 3
1. Командный менеджмент как вид управления 6
1.1. Предпосылки развития командного менеджмента 6
1.2. Командный менеджмент как компонент системы управления организацией 12
1.3. Особенности развития командного менеджмента в России 17
2. Анализ системы управления организации ООО «Газпром геофизика» 21
2.1. Краткая характеристика организации 21
2.2. Анализ системы управления ООО «Газпром геофизика» 25
2.3. Основные проблемы, выявленные в процессе анализа 47
3. Оптимизация системы управления ООО «Газпром геофизика» 50
3.1. Предложения по изменению структуры организации 50
3.2. Разработка системы отбора, подготовки, адаптации, развития и стабилизации персонала 54
3.3. Изменение стиля руководства в организации 60
Заключение 64
Список литературы 68
Анализ структурной динамики показывает, что наибольший удельный вес в составе запасов занимают остатки готовой продукции, доля которых повысилась к концу отчетного периода с 2,75% на 10,96 процентных пункта. Возросла доля затрат в незавершенном производстве (с 6,83 до 7,65%-на 0,82 процентных пункта), расходов будущих периодов ( с 5,81 до 12,95 – на 7,14 процентных пункта). Удельный вес сырья и материалов снизился на 15,11%.
Анализ факторов внутренней и внешней среды. SWOT-анализ
К факторам внутренней среды относят: цели, задачи, технологию, структуру и персонал. Обследование внутренней среды будет рассмотрено на следующих функциональных областях: маркетинг, финансы, производство (операции), персонал, организационная структура.
Анализ функций маркетинга
Основной целью маркетинга ООО «Газпром геофизика» является повышение реализации продукции и услуг не только на внутреннем рынке, но и на международных рынках Дальнего зарубежья, СНГ и Балтии.
Маркетинговая стратегия ООО «Газпром геофизика» на внутреннем предусматривает развитие по следующим ключевым направлениям:
1. Оценка величины и структуры начальных потенциальных и неоткрытых ресурсов.
2. Геолого-экономический мониторинг состояния сырьевой базы газовой промышленности России.
3. Обоснование приоритетных направлений поисково-разведочных работ на нефть и газ, в том числе на шельфе.
4. Обоснование лицензионной деятельности ОАО «Газпром» на территории России, в том числе шельфах арктических и дальневосточных морей.
5. Разработка новых методов прогнозирования, поисков и разведки глубокозалегающих залежей газа.
6. Составление проектов поисковых и разведочных работ, авторское сопровождение их реализации.
7. Подсчет запасов газа, нефти и полезных компонентов.
8. Промыслово-геологический и геофизический мониторинг разработки базовых месторождений ОАО «Газпром».
9. Разработка научных основ поисков, разведки и подсчета нетрадиционных ресурсов газа и геокриология северных месторождений.
Маркетинговая стратегия ООО «Газпром геофизика» на внешних рынках предусматривает оценку современного состояния и тенденций развития сырьевой базы газовой промышленности стран и регионов мира с целью разработки стратегии международной деятельности ОАО «Газпром» до 2030 г.
Достижение этих целей планируется посредством развития отношений с традиционными заказчиками услуг на основе долгосрочных контрактов.
С целью
обеспечения возможности
Персонал организации
Членами правления, высшего руководства ООО «Газпром геофизика» являются ведущие специалисты в области нефте-, газоразведки, а также люди с высшим экономическим образованием.
Большую долю персонала (более 80%) составляют рабочие и специалисты, которым уделяется значительное внимание с целью создания максимально комфортных условий для труда, обеспечения их комплексом социальных гарантий, льгот и компенсаций.
В организации существует система непрерывного фирменного профессионального образования персонала ООО «Газпром геофизика» и его филиалов. В 2008 г. прошли обучение 279 руководителей и специалистов, что на 16,7 % больше, чем в 2007 г.)
ООО «Газпром геофизика» в своей деятельности соблюдает все требования Конвенций Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией. Руководствуясь этими требованиями, ООО «Газпром геофизика» соблюдает международные стандарты по вопросам свободы ассоциаций, заключения коллективных договоров, заработной платы, продолжительности рабочего дня и условий труда, вознаграждения трудящихся за труд, социального страхования, предоставления оплачиваемого отпуска, охраны труда, запрета детского и принудительного труда и др.
Особое внимание стоит уделить существующей на предприятии единой системе вознаграждения, основной целью которой является рост производительности трудящихся и достижение цели организации. Система предполагает введение базовой единой тарифной сетки с указанием 19 разрядов рабочих и специалистов, а также тарифных коэффициентов от 1,0 до 7,35, учитывающие не только знания и опыт человека, но и его деловые качества.
ООО «Газпром геофизика» проводит ряд мер, направленных на привлечение рядовых работников к участию в управлении. Это позволяет добиться значительных результатов, поскольку любая миссия организации должна быть подкреплена желаниями и интересами трудящихся.
Корпоративная культура и имидж организации
На предприятии существует кодекс корпоративного поведения. Он предполагает следующие основные принципы:
1. Общество
принимает на себя
- реальную возможность сотрудников осуществлять свои права, связанные с участием в Обществе;
- необходимость исполнительным органам Общества разумно и добросовестно осуществлять руководство текущей деятельностью Общества, и их подотчетность генеральному директору;
- своевременное раскрытие информации об Обществе, в том числе о его финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления;
- эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества;
- предусмотренные законодательством права работников Общества, развитие партнерских отношений между Обществом и работниками в решении социальных вопросов и регламентации условий труда;
- активное сотрудничество Общества с инвесторами, кредиторами и иными заинтересованными лицами в целях увеличения активов Общества.
2. Общество осознает важность совершенствования корпоративного управления своих филиалов и будет стремиться к обеспечению открытости и прозрачности деятельности указанных организаций, а также практического внедрения в них основных принципов настоящего Кодекса.
Анализ факторов внешней среды
Характеристика экономической ситуации в отрасли
Экономическая ситуация на мировом энергетическом рынке в настоящее время:
- нефть выступает энергоносителем общемирового значения, газ - в основном регионального, уголь – локального;
- резкий рост потребления углеводородов, который в обозримом будущем не будет заменен альтернативными источниками энергии;
- резкий рост потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах с учетом продолжающегося экономического роста, быстрого увеличения численности населения и чрезвычайно высокой энергоемкости национальных экономик;
- увеличение разрыва между объемами потребления (растет) и объемами производства (снижается) углеводородов в развитых странах;
- ограниченные возможности дополнительного роста производства увеличивают риски, связанные с возможной дестабилизацией рынка;
- снижается уровень обеспеченности мировой экономики запасами нефти и газа;
- недостаток (временный) нефтеперерабатывающих и транспортных мощностей и ограниченность дополнительных мощностей по добыче нефти;
- обозначается интерес промышленно развитых потребителей к проблемам развития альтернативной энергетики;
- возрастает значимость проектов по производству и поставкам сжиженного природного газа (СПГ);
- в ряде стран наблюдается возобновление интереса к атомной энергетике;
- активов для слияний и поглощений становится все меньше, поэтому в последние годы основные слияния происходят исключительно в рамках одной страны или же общего геополитического пространства;
- рост политических рисков в регионах, наиболее богатых углеводородами.
Перспективы развития нефтегазового комплекса России
Россия обладает крупным потенциалом на мировом энергетическом рынке. К настоящему моменту в России открыто и разведано более 3 тыс. месторождений углеводородного сырья. Причем, разрабатывается примерно половина из них. Более половины российской нефтедобычи и более 90% добычи газа сосредоточены в районе Урала и Западной Сибири. Большинство месторождений этого региона отличаются высокой степенью выработки, поэтому при сохранении его в качестве основной углеводородной базы необходимо развивать и альтернативные регионы добычи.
Исходя из официальных оценок, к 2015 г. добыча нефти в России может составить 530 млн. т, а ее экспорт - 310 млн. т. Главной нефтяной базой страны останется Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция. Будут сформированы новые центры нефтяной промышленности в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) – добыча до 50 млн. т в 2015 г.; на шельфе острова Сахалин (25-26 млн. т), в Баренцевом море и российском секторе Каспийского моря. Увеличится добыча нефти в Тимано-Печорской провинции.
К 2015 г. добыча газа в России может достигнуть 740 млрд. куб. м, а экспорт - 290 млрд. куб. м. Добыча газа в Западной Сибири в рассматриваемый период стабилизируется, поэтому весь прирост добычи будет обеспечен за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, шельфа Северных и Дальневосточных морей. Значительные запасы и перспективные ресурсы природного газа Восточной Сибири и Дальнего Востока теоретически позволяют сформировать в данном регионе новые центры газодобычи.
Вместе с тем существующие тенденции развития отечественного ТЭКа не позволяют сделать вывод о том, что в ближайшее десятилетие России удастся укрепить свои позиции на мировом энергетическом рынке, превратив свой энергетический потенциал в политические дивиденды.
Основные факторы, сдерживающие развитие газовой отрасли в России:
- политика ОАО «Газпром», для которого невыгодно в условиях существующих внутренних тарифов на газ развивать внутренний рынок;
- отставание темпов роста добычи от темпов роста потребления газа;
- необходимость инвестировать серьезные средства в разработку новых месторождений;
- ставка на закупки среднеазиатского газа вместо инвестиций в добывающие проекты;
- проводимая на государственном уровне политика по недопущению иностранных компаний в качестве операторов разработки наиболее перспективных объектов (Ямал, Штокмановское месторождение);
- критическое состояние действующей нефтеэкспортной инфраструктуры и проблема модернизации действующей системы магистральных газопроводов;
- монополистический характер российской газовой отрасли.
К основным
потребителям энергоресурсов на внутреннем
рынке относятся
Конкуренты
На внутреннем рынке, помимо Газпрома, существует ряд таких компаний, как «Лукойл», «Роснефть» и «Новатэк». В настоящее время они достаточно быстро развиваются (13% в общем объеме российской добычи газа), однако обладая монополией на инфраструктуру, Газпром фактически контролирует всех конкурентов внутри России и стремится избежать либерализации газовой отрасли в нашей стране.
Газпром обладает эксклюзивными правами на экспорт газа, ему принадлежит огромная газотранспортная инфраструктура России, на его долю приходится 87% общей добычи газа в стране. Срок обеспеченности добычи Газпрома доказанными запасами составляет примерно 30 лет, он длиннее, чем у большинства конкурентов. Ожидается, что Газпром сохранит контроль над российским рынком газа и над конкурентами, так как, во-первых, в этом заинтересовано правительство, во-вторых, компания владеет сетью основных магистральных газопроводов.
Ситуация на внешнем рынке иная. Как известно, с 1998 года в ЕС проводится либерализация газового рынка, направленная на усиление конкуренции, обеспечение надежности поставок, формирование единого рынка газа в Европе и снижение цен для конечных потребителей. Однако до сих пор данная реформа не принесла ожидаемых результатов. Цены на газ продолжают расти, доступ к хранилищам природного газа для независимых операторов осложнен, трансграничные продажи газа ограничены, информационное обеспечение участников рынка не устраивает. В результате, в условиях ослабления европейских национальных газовых монополий, Газпром получает хорошие возможности для конкуренции с другими поставщиками газа на европейском рынке. Россия сохранит статус регионального энергетического лидера. ЕС останется крупнейшим рынком сбыта российских энергоресурсов в ближайшем будущем. Весьма сомнительно, что в ближайшей перспективе удастся сформировать общеевропейский энергетический рынок и существенно потеснить на нем позиции России.
Несмотря на лидирующие позиции Газпрома среди европейских газовых компаний, организация имеет серьезных конкурентов в лице других стран. Это связано с увеличением доли в энергетическом балансе нефти и газа Северной Африки (Алжира, Ливии, Египта), а также государств Каспийского региона, Центральной и Средней Азии и Ближнего Востока. Ожидаемое в ближайшие 5 лет осуществление ряда трубопроводных проектов призвано ограничить влияние России. В свою очередь Китай осуществит ряд проектов, также снижающих его зависимость от российских углеводородов: нефте- и газопроводы из Казахстана, газопровод из Туркмении. Кроме того, будут расширены поставки в Китай нефти из Южной Америки, а также СПГ из Ирана.