Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:00, дипломная работа
Сегодня вопрос формирования команды, не просто актуален, а сверх актуален. Динамичное развитие производственного сектора и потребительского рынка, диктуют новые требования к работе коллектива организации. Команда определяет доходность и путь развития, по которому идете организация. Формирование команды позволит избежать возможных финансовых потерь, и поможет наладить работу каждого сотрудника в рамках единой системы.
Введение 3
1. Командный менеджмент как вид управления 6
1.1. Предпосылки развития командного менеджмента 6
1.2. Командный менеджмент как компонент системы управления организацией 12
1.3. Особенности развития командного менеджмента в России 17
2. Анализ системы управления организации ООО «Газпром геофизика» 21
2.1. Краткая характеристика организации 21
2.2. Анализ системы управления ООО «Газпром геофизика» 25
2.3. Основные проблемы, выявленные в процессе анализа 47
3. Оптимизация системы управления ООО «Газпром геофизика» 50
3.1. Предложения по изменению структуры организации 50
3.2. Разработка системы отбора, подготовки, адаптации, развития и стабилизации персонала 54
3.3. Изменение стиля руководства в организации 60
Заключение 64
Список литературы 68
КОРПОРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ ОАО «ГАЗПРОМ»
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ: | |
Директор НОУ «Корпоративный институт» ОАО «Газпром» | |
________________Е.П.Политов «___»___________________200_ г. |
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ПО ПРОГРАММЕ «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по теме
«Оптимизация системы управления организации на основе принципов «командного» менеджмента на примере
ООО «Газпром геофизика»
Слушатель: Смирнов Сергей Александрович, заместитель директора по производству
ПФ «Кубаньгазгеофизика»
ООО «Газпром геофизика»
Группа: ПМ 2-01-08
Руководитель:
(уч. степень, уч. звание, Ф.И.О.)
Москва – 2009г.
Содержание
В настоящее время Президентом и Правительством России одобрен план перехода отечественной экономики на инновационный путь развития, что означает необходимость решения задач принципиально нового качества, соответствующего ускоряющемуся темпу изменений и усилению внешних экономических вызовов. На передний план выходит поиск адекватных новым целям моделей управления.
Процесс организации формирования команды, требует максимальной отдачи профессионалов компании в течение долгого времени, привлечения к работе психологов, тренеров и лидеров. Формирование команды - первый шаг по лестнице благополучия любой компании. Невозможно создать доходный и эффективный бизнес, оставив в стороне вопрос формирования команды. Формирование команды необходимо для успешного жизненного цикла компании.
Формирование эффективных
Сегодня вопрос формирования команды, не просто актуален, а сверх актуален. Динамичное развитие производственного сектора и потребительского рынка, диктуют новые требования к работе коллектива организации. Команда определяет доходность и путь развития, по которому идете организация. Формирование команды позволит избежать возможных финансовых потерь, и поможет наладить работу каждого сотрудника в рамках единой системы.
Проблемам формирования и развития
управленческих команд посвящен ряд
работ зарубежных и отечественных
социологов и специалистов в сфере
менеджмента. В работе Белбина Мередита
P. «Команды менеджеров», ставшей популярной
благодаря разработанной
Целью дипломной работы является оптимизация системы управления ООО «Газпром геофизика» на основе принципов «командного» менеджмента.
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
- изучение командного менеджмента как компонента системы управления организацией;
- анализ особенностей развития командного менеджмента в России;
- анализ системы управления организации ООО «Газпром геофизика»;
- выработка предложений по оптимизации системы управления ООО «Газпром геофизика».
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе работы рассмотрены предпосылки развития командного менеджмента и его место в системе управления организацией.
Вторая глава работы посвящена анализу системы управления ООО «Газпром геофизика» и выявлению ключевых проблем.
В третьей главе приведены
Командный менеджмент как подход в
управлении, появился на рубеже 80-х-90-х
годов. Это, прежде всего, было реакцией
на возрастающую конкуренцию и необходимость
повышения эффективности
Командный менеджмент – это направление теории и практики управления организацией, опирающееся на комплексное и конструктивное использование командных эффектов.
Теория и практика командного менеджмента предполагает участие работников в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь и взаимозаменяемость, проясненность общих ценностей и целей, коллективную ответственность, повышающую индивидуальную ответственность за результаты труда, всемерное развитие и использование индивидуального и группового потенциалов.
Командный менеджмент, наряду с профессиональной и аппаратной бюрократией, является одной из разновидностей опосредованного менеджмента и тем самым отличается от непосредственных видов управления, наиболее известными из которых являются автократия и анархия (см. рис. 1.1). Но характер опосредования здесь иной. Если в аппаратной бюрократии принятие решений регулируется (опосредуется) списками правил и инструкций, а профессиональная бюрократия функционирует на основе системы установленных компетенций и документально подтвержденных квалификаций, то команда действует, ориентируясь на реалии иного рода. К таковым относятся в первую очередь общее видение и выработанные самой командой процедуры взаимодействия ее членов.
Рис. 1.1. Основные типы и виды управления
В настоящее время при
Опосредованные регулярные (структурированные) виды менеджмента: рациональная бюрократия и профессиональная бюрократия. Опосредованный нерегулярный вид - командный менеджмент.
Рациональная бюрократия - это такой способ управления, где решения принимаются на основе прописанных инструкций, сводов правил и положений3. Служащий несет перед администрацией ответственность за строгое соблюдение духа и буквы всех установлений. В системах рациональной бюрократии контролируется не только и не столько результат, сколько процесс деятельности.
Профессиональная бюрократия основывается на разграничении зон компетенции между людьми, получившими необходимую (и должным образом документированную) профессиональную подготовку, адекватную этим зонам компетенции. В рамках своей компетенции профессионалы руководствуются своим знанием дела (компетентностью) и кодексом профессиональной этики. Профессионал несет ответственность перед администрацией в том случае, если он вышел за рамки своей компетенции или перестал функционировать внутри этих рамок. За все остальное (в том числе и за правильность своих действий) он отвечает в первую очередь перед профессиональным сообществом, которое имеет право присуждать или отбирать атрибуты профессиональной принадлежности (дипломы, звания, категории, степени, знаки различия, бланки, печати и т.д.).
Командный менеджмент в минимальной степени регулируется положениями, правилами и инструкциями. Далеко не всегда он основывается и на профессиональных стандартах и, соответственно, является подотчетным профессиональному сообществу.
Решения в команде принимаются на основании разделяемого членами команды видения ситуации и согласованных целей. При этом общекомандные цели должны быть сопряженными со стратегией и политикой организации. Кроме того, команда самостоятельно вырабатывает правила и процедуры обсуждения проблем и способы решения текущих задач. То есть, регуляторы своей деятельности команда вырабатывает в значительной мере сама. И команда отвечает за успех порученного ей дела. Коллективную ответственность она несет перед организацией, а индивидуально каждый отвечает перед всей командой.
Таблица 1.1
Характеристики основных типов организационного управления4
Тип менеджмента |
Средства опосредования (основания для принятия решений) |
Ответственность (за что и перед кем) |
Кто определяет необходимые компетентности |
Автократия |
Неизвестно |
За успех перед собой |
Неизвестно |
Анархия |
Неизвестно |
Неизвестно |
Неизвестно |
Рациональная бюрократия |
Положения, правила, инструкции |
За соблюдение уложений перед администрацией |
Администрация |
Профессиональ-ная бюрократия |
Профессиональная компетентность, зона компетенции, профессиональная этика |
За соблюдение границ компетенции перед администрацией. За компетентность решений перед профессиональным сообществом |
Профессиональное сообщество |
Командный менеджмент |
Общее видение, согласованные процедуры принятия решений |
За успех перед организацией и перед собой |
Администрация, профессиональное сообщество и самостоятельно |
Преимущества командной формы организации групповой работы в том, что она позволяет гибко реагировать на изменения ситуации: своевременно, а то и заблаговременно, реагировать на угрозы и, не мешкая, использовать открывающиеся возможности. И эффективным образом эксплуатировать разнообразные таланты всех своих членов. Еще одним преимуществом командного менеджмента является то, что его использование позволяет, по крайней мере - теоретически, существенным образом сократить число уровней управления.
Под командными эффектами в бизнесе понимают конкурентные преимущества, создаваемые путем системного формирования и развития команд в организации на всех уровнях структуры и межфункционального взаимодействия.
Следствием устойчивых командных эффектов в организации являются5:
- противоречия интересов;
- неопределенности цели;
- неопределенности способа действия.
- Снижение текучести кадров;
- Развитие компетенций состава, за счет наставничества и добровольного взаимообучения;
- Снижение затрат на адаптацию персонала;
- Снижение субъективной значимости постоянной части компенсационного пакета.
-- повышение результативности;
- снижение зависимости от отдельных сотрудников (в том числе, руководителей всех уровней);
- повышение самоорганизации, самоконтроля;
- групповой контроль (линия контроля внутри группы жестче, чем контроль внешней среды).
7. Повышение стоимости «бренда» за счет согласованности представления о компании формируемой контактным персоналом во внешней среде (без дополнительных финансовых вложений на рекламу и PR).
8. Инициатива в создании новых стандартов, путей оптимизации, поступающая от членов команды.
Необходимо помнить, что командная форма организации работы, помимо очевидных и неочевидных плюсов, имеет столь же явные и неявные минусы. Основным из которых является дефицит времени и других ресурсов, необходимых для формирования высокоэффективных команд.
В чистом виде командная организация деятельности крупной фирмы или учреждения малопригодна и ее удел - существование на бумаге до лучших времен. Реально команды существуют как составляющие целостной системы управления, а наряду с ними функционируют и другие формы организации совместной деятельности.