Оценка эффективности управления системой оплаты труда на примере ООО "СТ Строймеханизация"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является оценка эффективности управления системой оплаты труда на основе анализа фонда заработной платы. Объектом исследования является ООО "СТ Строймеханизация", которое осуществляет широкий спектр общестроительных работ по возведению объектов различного назначения, а также эксплуатацию и техническое обслуживание автотранспортных средств.
Для достижения поставленной цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические и методологические основы управления оплатой труда, в частности, рассмотреть сущность, системы и формы оплаты труда на современном предприятии;
- выполнить анализ расходов на оплату труда ООО "СТ Строймеханизация" за 2008 - 2009 годы;
- выявить возможности повышения уровня эффективности управления оплатой труда на предприятии.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы управления оплатой труда
1.1 Современные системы и формы оплаты труда
1.2 Мотивация и стимулирование труда работников
1.3 Государственное регулирование оплаты труда
2. Анализ эффективности управления оплатой труда в ООО "СТ Строймеханизация"
2.1 Основные экономические показатели работы ООО "СТ Строймеханизация"
2.2 Оценка выполнения плана расходов на оплату труда в ООО "СТ Строймеханизация"
2.3 Анализ динамики расходов на оплату труда в ООО "СТ Строймеханизация"
3. Основные направления повышения эффективности управления оплатой труда
3.1 Зарубежный опыт управления оплатой и стимулированием труда
3.2 Пути повышения эффективности управления оплатой труда
3.3 Оценка эффективности управления расходами на оплату труда
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Тема 1.doc

— 773.00 Кб (Скачать)

Японские фирмы  не имеют жесткой классификации  должностей с фиксированными ставками заработной платы по каждой из них. Обязанности между людьми строго не распределены. Поощряется выполнение различных видов работ при гибком взаимодействии работников в зависимости от конкретной ситуации. Заработок определяется на основе индивидуальной оценки деятельности работника по многим критериям. Рост заработной платы с выслугой лет - одна из важнейших составляющих этой системы. Другие критерии отражают трудовой вклад, успехи и усердие в обучении и повышении квалификации, умение работать в коллективе и т.д. Большое значение имеет оценка работы непосредственно руководителем.

В этом отношении  японская модель существенно отличается от западной, где ставки заработной платы (цены на рабочую силу) по каждому  виду работы, должности, квалификации складываются главным образом под  воздействием спроса и предложения  на рынке труда.

Итак, систему  оплаты труда в Японии отличают следующие  факторы:

- зависимость  оплаты труда от стажа. Японцы  считают, что после года работы  человек действительно трудится  больше, лучше, эффективнее. За  это его надо поощрять, причем  автоматически;

- решение об  увеличении заработной платы  принимает служба мотивации или  непосредственный руководитель  подразделения. Здесь хотелось  бы привести в сравнение, что  российские отделы труда и  заработной платы занимаются  сбором и анализом, как правило,  поверхностных цифр. Японские же отделы мотивации - это не только аналитические центры, но и разработчики эффективных систем оплаты труда (в Японии нет ни тарифной системы, ни единой тарифной сетки для бюджетников), которые обеспечивают зависимость оплаты труда от стажа, результатов работы, так называемых жизненных пиков и т.д.;

- зависимость  оплаты труда от жизненных  пиков. Таких пиков в Японии  пять-шесть (свадьба, рождение  ребенка, покупка жилья и т.п.);

- зависимость  оплаты труда менеджеров от  результатов работы предприятия. На всех предприятиях используется система "плавающих окладов". Базовые ставки директоров завода, начальников цехов, других менеджеров колеблются в зависимости от динамики себестоимости продукции, объема производства, номенклатуры и других показателей, за которые отвечает тот или иной руководитель;

- жесткая зависимость  оплаты труда от фактических  результатов работника;

- одна из самых  низких в мире дифференциация  в оплате труда - 1:4. Это означает, что работник самой низкой  квалификации получает всего в 3 раза меньше, чем высококвалифицированный работник. Зарплата ли слесаря, продавца, инженера, врача, меньше зарплаты высшего руководителя соответствующей фирмы только в 4 - 5 раз. Здесь, естественно, не учитываются премии, дивиденды по акциям и т.д., а речь идет только о тарифе и окладе.

Скорее всего, только этот из пяти элементов японского  стимулирования неприемлем для России. Пока низкая дифференциация в оплате - удел высокоразвитых стран.

Эффективным экономическим  стимулом являются также бонусы, которые выплачиваются дважды в год (летом и зимой) и размер которых зависит от деятельности предприятия. Система бонусов практикуется не только крупными, но и многими средними и даже мелкими предприятиями. Разница лишь в том, что размеры бонусов на крупных предприятиях значительно выше.

Размеры летних и зимних бонусов возрастают из года в год, причем в последние годы летние бонусы равны примерно полуторамесячным, а зимние - почти двухмесячным зарплатам. Следовательно, помимо основной заработной платы, работники ежегодно получают в виде единовременных выплат еще в среднем 3,5 месячной зарплаты. Общая сумма летних и зимних бонусов на некоторых крупных предприятиях достигает 4-х и даже 6-месячных зарплат. На эту сумму можно приобрести, например, новый автомобиль. Этот опыт вполне можно применять в российских организациях. Сезонные выплаты заставляют работников стремиться к качественному и эффективному труду постоянно. В отличие от помесячных премиальных выплат, сезонные бонусы в Японии выдаются лишь при оценке работы сотрудника в течение полугода. Повышению трудовой активности персонала в значительной степени способствуют также выплаты различных единовременных пособий на поддержание благосостояния: пособие на жилье, некоторые виды коммерческих услуг, питание, культурные и медицинские нужды. Особенно привлекательными являются различные виды пособий на жилье. Одновременно в последние годы заметные масштабы приобретает выдача компаниями всем желающим работникам долгосрочных ссуд на строительство собственного жилья [17, с.27]. В кризисных ситуациях, как правило, в первую очередь снижаются оклады руководителей разного уровня и главы компании, в то же время заработки рабочих увеличиваются. Подобная корректировка способствует исправлению положения: на японских предприятиях, где царит "дух семьи", предпочитают перекладывать проблемы на менеджеров, а не на рабочих. Что касается западноевропейских компаний, то для них компаний характерны три модели стимулирования труда:

- беспремиальная (функции стимулирования труда  выполняет заработная плата);

- премиальная,  включающая выплаты, величина  которых связана с размером  дохода или прибыли предприятия;

- премиальная,  предусматривающая выплаты, размеры  которых устанавливаются с учетом  индивидуальных результатов труда.

Способы реализации премиальных моделей оплаты труда представлены на рисунке 3.2 [11, с.36].

Рисунок 3.2 - Премиальные  модели оплаты труда, применяемые в  западноевропейских компаниях

 

В ФРГ действует  принцип тарифной автономии, когда  все вопросы, касающиеся организации  и оплаты труда, регулируются договором между работодателем и наемными работниками. В ходе переговоров каждая из сторон добивается удовлетворения своих интересов. Обязательное условие таких переговоров - их открытость, гласность и обеспечение работникам доступа ко всей корпоративной информации по этим вопросам. Государство доверяет социальным партнерам и без необходимости не вмешивается в сферу тарифных отношений [38, с.17].

Основным элементом  системы оплаты труда в ФРГ  является единая тарифная сетка. Она  утверждается в коллективном договоре, который заключается на один год или на несколько лет. Такие договоры могут заключаться между отраслевым профсоюзом и союзом работодателей или между профсоюзом и отдельным работодателем, входящим в этот союз. В различных федеральных землях Германии существуют свои тарифные параметры зарплаты. Этим объясняется разница в оплате труда, существующая в различных федеральных землях [9, с.62].

На некоторых  промышленных предприятиях Германии заключаются  договоры, по которым работник обязуется с максимальной отдачей использовать свой потенциал, намечая определенные показатели результативности, при этом он имеет право распоряжаться своим рабочим временем по личному усмотрению. В итоге повышается трудовая мотивация - человек не просто выполняет поставленные перед ним задачи, но и привлекается к участию в управлении своей деятельностью.

В Англии, Франции  и ряде других стран получила распространение  так называемая гибкая система оплаты, в основе которой - учет индивидуальных качеств работника, его заслуг и результатов работы с помощью специальных оценочных шкал по ряду факторов. При этом, по существу, происходит индивидуализация оплаты труда, против чего выступают профсоюзы, однако эту систему поддерживают высококвалифицированные специалисты и рабочие. Придавая большое значение квалификации работников, ряд западных фирм производит оплату труда не по разряду работ, а по разряду рабочих, что в большей степени стимулирует последних к повышению квалификации.

Все более активной становится тенденция к отказу не только от индивидуальной сдельной, но и от повременной оплаты труда. При этом система материального стимулирования ориентируется на фактическую квалификацию работника, а не на указанную в дипломе. Так, на западноевропейских предприятиях "Дженерал Моторс" повременная оплата труда отсутствует. Работники получают фиксированное жалованье за квалификацию, а не за количество человекочасов, проведенных на своем рабочем месте. Под фактической квалификацией понимается способность работника не только выполнять свои служебные обязанности, но и участвовать в решении производственных проблем, разбираться в любом аспекте хозяйственной деятельности своего предприятия.

Оплата за квалификацию представляет собой разновидность  стимулирующей оплаты постоянных работников. При этом поощряются приобретение и повышение квалификации, а вознаграждаются работники скорее за соответствующие "инвестиции", нежели за непосредственные результаты, показанные на рабочем месте. Таким образом, заработок работника зависит не от порученной ему работы, а от тех навыков, которые он приобрел, и от уровня его мастерства. Следовательно, чем выше уровень квалификации, тем выше и заработок рабочего [11, с.37-38].

Оплата труда  является краеугольным камнем в отношениях между работодателем и работником. От нее напрямую зависит и себестоимость продукции, и производительность труда работника. Многие российские менеджеры делают серьезную ошибку, пытаясь снизить себестоимость товара путем снижения заработной платы. Это влечет к ухудшению качества товара, повышенной текучести кадров, понижению производительности труда, а нередко и к увеличению брака. Следовательно, к дополнительным издержкам на производство. Учитывая зарубежный опыт оплаты труда, можно избежать множества аналогичных проблем.

Конечно, мысли, изложенные на бумаге, не так-то легко претворить в жизнь. Советы только на первый взгляд кажутся простыми и очевидными. Их практическая реализация сопряжена со многими трудностями. Но руководитель, не побоявшийся первоначальных трудностей, добьется результатов. Зарубежный опыт управления персоналом в целом и оплатой труда в частности незаслуженно мало применяется на практике российскими менеджерами. Руководитель, взявший на себя труд по внедрению позитивного опыта в управлении своей организацией, скорее всего, получит неоспоримое преимущество.

3.2 Пути повышения  эффективности управления оплатой  труда

Любой руководитель организации на своем опыте знает, что для долговременного успеха в бизнесе важнейшим является желание сотрудников организации  трудиться производительно, с полной отдачей сил.

Очевидно, что  люди, работая по найму в организации, трудятся, чтобы получить, прежде всего, материальное вознаграждение. Поэтому  система оплаты труда в любой  организации должна быть направлена на то, чтобы поощрять производительность, творчество, исполнительность и инициативу работников, все те качества, которые приводят к эффективному труду и достижению стратегических целей организации.

Соединение материальных интересов работников с целями организации  позволяют последней привлекать и удерживать квалифицированный персонал, контролировать и управлять затратами на рабочую силу, выдерживая оптимальное количество работников. Всем этим целям и служат внутрифирменные системы оплаты труда, стимулирования и мотивации персонала, которые должны разрабатываться в организации.

Создание эффективной  системы оплаты и стимулирования труда для любой организации - очень специфический и сложный  процесс, требующий профессионального  понимания сущности трудовой мотивации, знаний и опыта разработки и применения методов вознаграждения персонала.

В рыночной экономике  центральное место в отношениях работник - предприятие занимает обмен  результатов труда наемного работника  на совокупность всех видов вознаграждения, которые предоставляются предприятием. В соответствии с современными представлениями внутри системы вознаграждений, которые используются предприятием, существует разделение на внешние и внутренние вознаграждения. Внешние вознаграждения контролируются и распределяются предприятием: это те денежные выплаты, премии и социальные льготы, которые используются предприятием для стимулирования эффективного труда своих работников, это социально-психологическая атмосфера и стиль управления, которые присутствуют в организационной культуре предприятия, словом, все внешние стимулы и условия труда в широком смысле этого слова. Внешними вознаграждениями можно и нужно управлять, их можно менять, конструировать и моделировать. Внутреннее же удовлетворение работника напрямую не зависит от организации, это есть психологическое состояние работающей личности, возникновение которого зависит от многих факторов, связанных с мотивационной структурой индивида, с его психологическими особенностями и установками, а не только с системой внешнего вознаграждения. От предприятия зависят только условия, при которых работающая личность может получить внутреннее удовлетворение от работы.

Компенсационная политика - это и есть система  внешних вознаграждений наемному работнику  за результаты его труда на предприятии. Разработка компенсационного пакета выступает как одна из важнейших стратегических задач в управлении человеческими ресурсами. Соответственно, построение системы денежных компенсаций является функцией менеджера по персоналу.

Денежное вознаграждение имеет решающее значение в трудовой мотивации, причем смысл денежного вознаграждения для работника не исчерпывается только компенсацией затрат времени, энергии, интеллекта, которые расходуются работником при достижении целей организации. Денежное вознаграждение, точнее формы его получения, а также относительные и абсолютные размеры, воспринимаются работником как свидетельство его ценности для организации, влияют на самооценку работника, впрямую говорят о его социальном статусе, т.е. деньги, получаемые работником, выступают также и мерилом личностной и профессиональной самореализации.

Информация о работе Оценка эффективности управления системой оплаты труда на примере ООО "СТ Строймеханизация"