Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:27, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является оценка эффективности управления системой оплаты труда на основе анализа фонда заработной платы. Объектом исследования является ООО "СТ Строймеханизация", которое осуществляет широкий спектр общестроительных работ по возведению объектов различного назначения, а также эксплуатацию и техническое обслуживание автотранспортных средств.
Для достижения поставленной цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические и методологические основы управления оплатой труда, в частности, рассмотреть сущность, системы и формы оплаты труда на современном предприятии;
- выполнить анализ расходов на оплату труда ООО "СТ Строймеханизация" за 2008 - 2009 годы;
- выявить возможности повышения уровня эффективности управления оплатой труда на предприятии.
Введение
1. Теоретические основы управления оплатой труда
1.1 Современные системы и формы оплаты труда
1.2 Мотивация и стимулирование труда работников
1.3 Государственное регулирование оплаты труда
2. Анализ эффективности управления оплатой труда в ООО "СТ Строймеханизация"
2.1 Основные экономические показатели работы ООО "СТ Строймеханизация"
2.2 Оценка выполнения плана расходов на оплату труда в ООО "СТ Строймеханизация"
2.3 Анализ динамики расходов на оплату труда в ООО "СТ Строймеханизация"
3. Основные направления повышения эффективности управления оплатой труда
3.1 Зарубежный опыт управления оплатой и стимулированием труда
3.2 Пути повышения эффективности управления оплатой труда
3.3 Оценка эффективности управления расходами на оплату труда
Заключение
Список использованных источников и литературы
Для менеджера
по персоналу использование
При разработке компенсационной политики менеджер по персоналу не должен следовать мифу о выгодности дешевого труда. Так называемый дешевый труд дорого обходится как предприятию, так и обществу. Он малопроизводителен, воспроизводит неразвитого работника, невосприимчивого к возможности больше зарабатывать путем увеличения производительности труда, убивает инициативу, консервирует низкий уровень организации и условий труда. Дешевый работник опасен для окружающих. Дешевый труд, обуславливающий низкий уровень жизни, приводит работника к потере ответственности не только перед предприятием, обществом, но и перед самим собой. Такому человеку нечего терять.
Профессиональная
миссия менеджера по персоналу заключается
в частности и в том, чтобы
за счет создания эффективной системы
стимулирования труда преодолевать
феномен отчужденности труда
и пассивности трудового
Осуществляя моделирование (конструирование) компенсационного пакета менеджер по персоналу должен следовать следующим общим правилам:
- система компенсации должна ориентировать работника на достижение нужного предприятию результата, поэтому заработная плата связывается с показателями эффективности работы организации (оборот компании, прибыль, объем продаж, выполнение плана, улучшение качества и т.д.), рабочей группы, самого работника;
- система компенсации
должна сочетать в себе
- новая система компенсации, с одной стороны, не должна ухудшать положение сотрудников в материальном плане, наоборот, при разработке и внедрении новой системы у работника должна быть возможность увеличивать свое денежное вознаграждение по сравнению со старой системой, но с другой стороны, система компенсаций не должна предъявлять чрезмерных требований к предприятию, не должна подрывать экономическую состоятельность предприятия и его конкурентоспособность;
- внедрение системы
компенсации должно
Для изменения
существующего в компании положения
с оплатой труда может быть
применена технология разработки и
оптимизации денежного
- диагностика
трудовой мотивации,
- определение
основных принципов и правил
мотивационной политики
- разработка
базовой заработной платы (
- разработка
переменной части денежного
- разработка
системы социальных льгот,
- разработка
внутренних нормативных
- консультативная помощь при внедрении и мониторинге эффективности системы денежного вознаграждения;
- обучение сотрудников
кадровой службы технологиям
оптимизации и
Однако прежде чем решать вопрос об изменении системы денежного вознаграждения персонала компании, необходимо изучить мотивационную структуру работников. В особенности это касается управленческого состава, потому что именно для этой категории работников компании нередкой является ситуация, когда затраченные усилия по разработке новой компенсационной политики не только не усиливают мотивацию, но зачастую ослабляют ее. Новая или реформированная система компенсаций должна быть адекватна мотивационной структуре персонала.
В результате диагностики должны быть получены данные по степени удовлетворенности качеством трудовой жизни и системе ценностей, которые наличествуют у работников. Сравнение факторов удовлетворенности трудом с ценностными ориентациями работников позволяют сделать вывод о несовпадении и проблемах в мотивационной сфере компании.
Исследование
мотивационной структуры
Таблица 3.1 - Факторы, влияющие на мотивационную структуру персонала
Факторы удовлетворенности трудом | Ценностные факторы | |
- отношение
к содержанию выполняемой работы
(интересная, нужная, важная престижная
работа);
- отношения в рабочем коллективе (отдел, группа, подразделение), в котором работают сотрудники; - удовлетворенность условиями работы (рабочее место, оборудование, комфортная обстановка и т.д.); - отношение к компании (фирма, предприятие); - удовлетворенность заработной платой, ее размером и системой вознаграждения; - отношение к
управлению (управление рабочим
процессом, постановка задач,
контроль, делегирование полномочий,
совещания, мотивирование |
- деньги (размер
и способы получения денежного
вознаграждения);
- перспективы роста (карьерного, профессионального, личностного) - ценность развития и самореализации; - ценность общности
- (хорошие отношения в - ценность стабильности,
защищенности и безопасности, чувство
уверенности в будущем в - ценность свободы,
независимости, - ценность социально-бытовых условий (комфорт на работе). |
|
Взаимодействие внешних и внутренних мотивов при побуждении к действию - это непременный способ эффективного воздействия. Однако, как бы ни хотелось найти универсальный ключ к мотивации работников, на самом деле каждым человеком движут разные мотивы, которые с течением времени меняются. И если ставится цель мотивировать конкретного человека, необходимо потратить время, чтобы понять его как личность. Для этого, к примеру, можно составить мотивационный профиль каждого сотрудника [26, с.24].
В качестве методов
получения информации чаще всего
используют анкетирование и
Разработка фирменной системы оплаты труда и, в общем, компенсационной политики компании, не должна рассматриваться как некий изолированный процесс, абсолютно или мало связанный с циклом стратегического планирования, оценкой и аттестацией персонала и состоянием рынка труда.
Прежде чем разрабатывать, изменять или оптимизировать компенсационную политику компании, необходима предварительная работа по формулированию основных принципов, на основе которых должны разрабатываться системы денежного вознаграждения в компании.
Десять вопросов, на которые нужно иметь ответы, перед тем как приступать к разработке системы оплаты труда в любой организации:
- какой в компании
принят вид стратегического
- сколько будет
применяться схем заработной
платы (могут быть различные
схемы для основного,
- кто будет
разрабатывать и внедрять
- какова ситуация
на рынке труда, какие уровни
оплаты предлагаются
- какова позиция
компании при определении
- как система
заработной платы будет
- каковы пропорции
при определении компенсаций
(соотношение между постоянной
и переменной частями
- какова связь
между системой оплаты и
- какова связь
системы оплаты с системой
подготовки и повышения
- является ли зарплатная политика секретной или публичной.
Поиск ответов на эти вопросы необходимо проводить совместно с высшими руководителями компании и фиксировать разработанные принципы в базовых внутренних документах компании, а именно: Миссия компании, Программа стратегического развития на перспективу, Положение о персонале компании, Положение о премировании, Корпоративный кодекс поведения работников и т.д.
Любые изменения, дополнения и реорганизации системы денежного вознаграждения должны соответствовать провозглашенным принципам.
При выборе конкретной модели оплаты труда необходимо принимать во внимание:
- соответствие
избранной модели организации
заработной платы специфике
- оптимальность системы оплаты труда, что позволяет, с одной стороны, смягчить противоречия между работодателем и наемными работниками, сблизив их интересы, с другой - найти правильное сочетание основной заработной платы с поощрениями за текущие результаты труда, стимулирующими выплатами из прибыли, доплатами, надбавками, компенсациями, социальными выплатами и дивидендами;
- установление заработной платы на уровне, который бы рассматривался работниками как "справедливый".
Организация оплаты труда должна ориентироваться на повышение ее стимулирующей функции. В этой связи необходимо четко определить, чем следует руководствоваться для преобразования ее в действенный механизм повышения результативности труда производства. Добиться высокой эффективности предприятие может только тогда, когда весь его коллектив вовлечен в определение целей и разработку методов их достижения, активно участвует в их реализации. Достижение высоких показателей коллективного труда стимулирует долевое распределение полученного результата, когда дополнительно к заработной плате работнику выплачивается достаточно весомое вознаграждение, зависящее от итогов деятельности организации [36].
Правильное использование
различных видов вознаграждения
работников за труд необходимо для
повышения эффективности
При разработке положений по премированию представляется целесообразным заложить в них принцип трехступенчатости, распространенный на предприятиях стран с развитой рыночной экономикой, согласно которому на первой ступени необходимо: начислять премии за выполнение показателей, характеризующих деятельность всего предприятия; на второй ступени - при премировании использовать конкретные показатели, характеризующие деятельность структурных подразделений; на третьей ступени - определять премии за выполнение индивидуальных показателей, характеризующих эффективность трудовой деятельности отдельного работника [37, с.12].