Оценка хозяйственной деятельности организации и разработка эффективной стратегии развития (на примере ООО «Прометей»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:08, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
1) рассмотреть и проанализировать состояние и перспективы развития рынка, а также рыночные позиции ООО «Прометей» на данном рынке;
2) провести организационную диагностику, выявить проблемные области и дать рекомендации по улучшению финансово-экономического состояния предприятия;

Оглавление

Введение. ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические подходы к оценке рыночного положения организации и разработка стратегии сбыта. …………………………………………………...6
1.1 Источники информации, используемые для оценки рыночного положения предприятия. …………………………………………………………6
1.2 Технология использования данных рыночного мониторинга и внутренних учетных данных для оценки рыночного положения предприятия. ………………………………………………………………………….…………..9
1.3 Применение комплекса программ Marketing Analytic 4 для комплексной оценки рыночного положения предприятия. ………………….16
1.4 Стратегический менеджмент. ……………………………………....19
Глава 2. Диагностический анализ внешней и внутренней среды объекта исследования. ……………………………………………………………………29
2.1 Оценка рыночного положения организации. …………………...…29
2.2 Анализ конкурентов ……………………………………………...…49
Глава 3. Проект стратегии сбыта организации. ……………………………....62
Заключение. ……………………………………………………………………...73
Список использованной литературы. ……………………………………….…78
Приложение А. ………………………………………………………………..…82
Приложение Б. …………………………………………………………..………84
Приложение В. …………………………………………………………………..86
Приложение Г. ……………………………………………………………….….87

Файлы: 1 файл

диплом юля.docx

— 190.88 Кб (Скачать)

    Само понятие «стратегия» заимствовано из воинского лексикона, где оно обозначает планирование и проведение в жизнь политики с использованием всех доступных ресурсов. Поэтому чаще всего под стратегией понимают «план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей. Без стратегии у менеджера нет продуманного плана действий, нет единой программы достижения желаемых результатов»6.

     Стратегическое управление заключается в умении моделировать ситуацию; способности выявлять необходимость изменений; разработке самой стратегии; способности воплощать стратегию в жизнь. Исходя из сказанного, можно предложить несколько определений стратегического управления.

     Например О. С. Виханский, так определяет стратегическое управление: «Это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе»7.

   Патриарх стратегического управления И. Ансофф определяет такое управление как совокупность стратегического планирования, планирование возможностей руководства и управления процессом стратегических изменений.

    Несколько отличное определение дает Х. Виссема. В его понимании это «стиль управления (мотивированный потребителями, ориентированный в будущее, направленный на конкуренцию) и методы коммуникации, передачи информации, принятия решений и планирования, с помощью которых аппарат управления и линейные руководители своевременно принимают и конкретизируют решения, касающиеся целей предпринимательской деятельности. Стратегическое управление предполагает стратегическую ориентацию всех работников и синхронизацию планов подразделений, отвечающих за реализацию целей компании»8.

    Как видим, речь идет о своевременности решений, принимаемых работниками организации, ориентированными в будущее при удовлетворении запросов внешней среды и сплоченно устремленными к общей цели.

    Таким образом, стратегическое управление представляет собой систему действий, необходимых для достижения поставленных целей, зачастую в условиях ограниченности ресурсов.

    Важны обе составные части стратегического управления: и разработка, и внедрение. Об этом с долей иронии американские специалисты в области стратегического менеджмента замечают, что некоторые менеджеры развивают сильные стратегии, но не могут претворить их в жизнь. Другие создают посредственные стратегии, но с блеском осуществляют их. В обоих случаях есть возможность усовершенствования.

     Существуют еще два подхода. В первом подходе специалисты по управлению допускают, что все возможные изменения предсказуемы, а происходящие процессы строго определены и управляемы. Поэтому стратегия сводится только к определению цели и разработке стратегического плана действий организации в достижении намеченных целей.

     Но подобная ситуация возможна только в короткие интервалы времени. Тем более что скорость изменения внешней среды на практике постоянно возрастает. Поэтому эффективность управления в значительной степени определяется способностью получить преимущества от использования изменений и возникающих при этом возможностей.

    Второй подход заключается в определении только направления развития организации, которое приводит ее к достижению выбранной цели. В этом случае у организации имеется свобода выбора с учетом изменений во внешней среде; стратегия организации состоит как из продуманных целенаправленных действий, так и реакции на непредвиденное развитие событий.

    Если рассматривать стратегическое управление как науку, то ее предметом будет разработка методологии решения проблем стратегического развития организаций, а также изучение возможностей использования этой методологии в практической деятельности организаций. Деятельность организации (текущая и перспективная) является объектом стратегического управления и рассматривается обычно в трех плоскостях: социально-экономической, где рассматриваются закономерности развития соответствующих процессов; организационной, в которой реализуется непосредственная разработка стратегии организации; методологической, где формируется инструмент выработки нового знания о происходящих процессах.

     В качестве методологии стратегического планирования российские ученые склонны считать системный подход во всех аспектах его проявления, однако, на наш взгляд, в деятельности организации всегда присутствуют несистемные факторы, обусловленные несистемной деятельностью человека в организации. Кроме того, как пишут специалисты в этой области, не существует одного оптимального подхода к принятию стратегических решений в фирме.

    Основным способом, с помощью которого решаются, как правило, неструктурированные или слабо структурированные проблемы организации, является экспертный (эвристический) метод, реализуемый как непосредственно экспертами, так и консультантами по управлению и организационному развитию.

 

Глава 2. Диагностический  анализ внешней и внутренней среды  объекта исследования.

           2.1 Оценка рыночного положения организации.

        ООО «Прометей» является  юридическим лицом по законодательству Российской Федерации и действует в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другими нормативными актами Российской федерации. Общество получило государственную регистрацию 13 декабря 2003 года. В своей деятельности руководствуется действующим законодательством РФ, учредительными документами и решениями учредителя. Юридический адрес: 344101, г. Ростов-на-Дону, пер. Старобельский, 11.

Основной целью создания ООО «Прометей» является качественное удовлетворение потребностей организаций, предприятий, учреждений и граждан, как российских, так и иностранных, в услугах и товарах различного вида и получение на этой основе прибыли.

Фирма «Прометей», согласно Уставу, осуществляет различные виды деятельности, например: посреднические услуги при купле-продаже продукции  производственно-технического назначения; оптовая и мелкооптовая торговля; розничная торговля; внешняя торговля; производство строительных материалов и оборудования; оказание лизинговых услуг; экспорт производимой продукции.

В настоящее время ООО  «Прометей» имеет завод мощностью 1 млн. тонн. В 2009 году было произведено 1.04 млн. м. куб. строительных материалов, в том числе гравия и щебня – 611 тыс. м. куб., бытового камня – 412 тыс. Выручка в 2009 году составила 222, 4 млн. руб., валовая прибыль 81.9 млн. руб., чистая прибыль – 3.3 млн. руб.

Выпускаемая камнепродукция пользуется большим спросом. Ею ежегодно пользуются свыше 250 строек промышленного, транспортного, сельскохозяйственного, жилищного и социально-культурного  назначения ряда областей: Ростовской, Волгоградской, Воронежской, Орловской, Тамбовской и др.

В настоящее время акционерами  общества являются Прокопенко А. А., Невский  К. М.,  Смурыгин А. Ю. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество.  Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров. Акционеры не отвечают по обязательствам Общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости  акций общества. Уставный капитал  равен 10 000 рублей. Уставный капитал распределяется между акционерами следующим образом: Прокопенко А. А. – 33 акции на сумму 3300 рублей, что составляет 33% уставного капитала, Невский К. М. – 34 акции на сумму 3400 рублей, что составляет 34 % уставного капитала,  Смурыгин А. Ю. – 33 акции на сумму 3300 рублей, что составляет 33% уставного капитала.

Руководство текущей деятельностью  общества осуществляется единоличным  исполнительным органом общества –  генеральным директор.  К компетенции  генерального директора относятся  все вопросы руководства текущей  деятельностью, за исключением вопросов отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. Права и обязанности  генерального директора определяются уставом предприятия.

ООО «Прометей» планирует  вдвое увеличить свои мощности по производству щебня в Ростовской области – до 2 млн. тонн, построив новый завод по производству щебня  мощностью 1 млн. тонн в Каменском  районе, непосредственно на месторождении. Создание такого производства может  стоить до 10 млн. евро. К месторождению планируется строительство железнодорожной и автомобильной веток. Сбывать продукцию нового завода планируется в Ростовской области и Краснодарском крае, в частности при дорожном строительстве в сочинском регионе.

Диагностику финансового  состояния ООО «Прометей» проведем на основании бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках, отчетах об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств за три  года.

Проанализируем динамику статей актива баланса за три года. Для анализа воспользуемся агрегированной формой баланса (таблица 2.1.)

Таблица 2.1 - Агрегированный баланс ООО «Прометей», в тыс. рублей

 

2008 год

2009 год

2010 год

Статья баланса

Конец периода

% к итогу

Конец периода

% к итогу

Конец периода

% к итогу

АКТИВЫ

Оборотный капитал - всего

19 358

95,8%

73 259

80,2%

51 106

98,4%

В том числе:

           

Денежные средства

17

0,1%

14

0,0%

40

0,1%

Расчеты и прочие текущие  активы - всего

 19 341

95,7%

  73 245

80,2%

51 066

98,3%

Из них:

           

Расчеты с дебиторами в течение ближайших 12 месяцев

10 201

50,5%

64 651

70,8%

33 320

64,2%

Товарно-материальные запасы (ТМЗ) и дебиторская задолженность  сроком более 12 месяцев

9 120

45,1%

7 236

7,9%

16 361

31,5%

Прочие текущие активы

20

0,1%

1 358

1,5%

1 385

2,7%

В том числе:

           

Краткосрочные ценные бумаги

              -  

0,0%

              -  

0,0%

              -  

0,0%

Основной капитал

              -  

0,0%

              -  

0,0%

              -  

0,0%

Иммобилизованные активы

850

4,2%

18 092

19,8%

823

1,6%

 

              -  

0,0%

              -  

0,0%

              -  

0,0%

Итого актив

20 208

100,0%

91 351

100,0%

51 929

100,0%


 

Из таблицы видно, что  оборотный капитал на конец 2008 года составляет 95.8%, причем на статью баланса денежные средства приходится только 0.1%, и 95.7% на текущие активы. Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев, в 2008 году составляет 50.5% от суммарной величины активов, товарно-материальные запасы и дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через  12 месяцев составляют 45.1%. Это говорит о том, что все денежные средства предприятие направляет на наращение активов общества, что свидетельствует о стремлении руководства к долгосрочному и эффективному функционированию.

В 2009 году величина оборотного капитала в структуре баланса  по сравнению с 2008 годом снизилась  на 15.6% и составила на конец периода 80.2%. Если проследить динамику этого  показателя в абсолютном выражении, можно определить, что на конец  периода величина оборотного капитала увеличилась по сравнению с 2008 годом  (19 358 тыс. рублей) и составила 73 259 тыс. рублей, т.е. динамика положительная. Что свидетельствует об эффективной деятельности общества. Величина денежных средств как в абсолютном так и в относительном выражении на конец 2009 года снизилась. На текущие активы приходится 80.2%, то есть вся величина оборотного капитала. Необходимо отметить, что в 2009 году наблюдается значительный рост краткосрочной дебиторской задолженности, ее величина составляет 70.8%. Рост краткосрочной дебиторской задолженности в 2009 году по сравнению с 2008 годом составляет около 20%. В тоже время видно снижение величины долгосрочной дебиторской задолженности и запасов общества, на конец 2009 года величина данного показателя составляет 7.9%, тогда как в 2008 году  45.1%.

В 2010 году вновь виден  рост оборотного капитала в структуре  баланса. На конец года величина оборотного капитала общества составила 98.4% , из них  текущие активы 93.4%. На денежные средства вновь, как и в 2008 году приходится 0.1%. Величина краткосрочной дебиторской задолженности  снизилась незначительно (приблизительно на 6%)  и составляет 64.2%. Наблюдается рост запасов и долгосрочной дебиторской задолженности (приблизительно на 25%), на конец 2009 года величина данного показателя составляет  31.5%. По моему мнению, такая динамика показателей свидетельствует о том, что для общества характерны проблемы с управлением краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженностью, а также с управлением запасами. Хотя рост оборотного капитала свидетельствует о направленности руководство общества на долгосрочную работу и развитие общества.

Проанализируем структуру  пассива баланса, воспользовавшись агрегированной формой баланса (таблица 2.2.)

Таблица 2.2 - Агрегированный баланс ООО «Прометей» в тыс. рублей

Информация о работе Оценка хозяйственной деятельности организации и разработка эффективной стратегии развития (на примере ООО «Прометей»)