НТД – як об’єкт управління

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:25, лекция

Краткое описание

Сутність визначень: “наукова діяльність”, “науково-технічна діяльність”, “науково-технічний потенціал”, “науково-технічний прогрес”.
Структурні складові науково-технічного потенціалу.
Функції організації, що виконують науково-дослідні та дослідно-конструкторські роботи.
Галузевий принцип організаційної структури управління НТП та його недоліки.
Основні етапи трансформації наукової системи України.

Файлы: 1 файл

НТД, Лекции, 2010.doc

— 350.00 Кб (Скачать)

      Размер  скидки устанавливается  в процентах от стоимости внедряемой техники и составляет: 5,3% в Японии (для электронных техники и оборудования), 50% в Великобритании (для 1-го года эксплуатации новой техники, технологии, материалов и т.п.), 10 - 15% в Канаде (в зависимости от освоенности территории месторасположения компании - освоенные или неосвоенные районы страны) и 100% в Ирландии. В США налоговая скидка на инвестиции применяется лишь для энергетического оборудования.

      За  рубежом льготы на НИОКР даются чаще в виде скидок с расходов компаний на эти цели. Существуют два вида налоговых скидок - объемные и приростные. Объемная скидка дает льготу пропорционально размерам затрат. Так, например, в США, Великобритании, Канаде, Бельгии, Швеции, Италии 100 % расходов на НИОКР вычитается из налогооблагаемых доходов компаний. В Австралии (частные компании) - 150%. В ряде стран, таких как Нидерланды, Норвегия, Австрия, Малайзия предприятия энергетических отраслей полностью исключают расходы на НИОКР из прибыли до налогообложения.

      Вводятся  налоговые льготы, связанные с  системой амортизационных списаний. Они используются для стимулирования опережающего развития конкретных отраслей, поощрения НИОКР или для общего инвестиционного оживления.

      В высокоразвитых странах широко применяется  ускоренная амортизация оборудования как стимул для обновления производственных фондов. Так, в США установлен срок амортизации в 5 лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со сроком службы более 4 и менее 10 лет. В Японии система ускоренной амортизации введена для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо оборудование, которое содействует эффективному использованию ресурсов и не вредит окружающей среде. Применяются разнообразные нормы ускоренной амортизации - от 10 до 50%. Однако наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15 - 18%.

      К косвенным экономическим мерам  государственного регулирования инноваций относится и политика протекционизма в виде торгово-валютного регулирования, направленного на защиту и реализацию новшеств внутри страны. Так, в 1987 году под давлением Ассоциации электронной промышленности США администрация Рейгана ввела 100% налог на некоторые виды японской электроники, ввозимой на американский рынок, что было вызвано превышением импорта электронных изделий из Японии над американским экспортом соответствующих товаров на 16%.

      Во  Франции используются методы, поощряющие стимулирование экспорта. Рисковые затраты фирм, создающих филиалы за границей, в течение 6 лет могут вести к уменьшению налогообложения.

      При всем многообразии форм и приемов  стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов  во всех промышленно развитых странах прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную политику в качестве специфического элемента системы государственного регулирования.

        Так, отмечается согласованность  инновационной политики со всеми  видами государственной экономической политики вообще; это проявляется в использовании единых экономических инструментов государственного воздействия, соответствующих избранному экономическому курсу. Характерным свойством инновационной политики является также широта воздействия: оно нацеливается на предложение инновационных идей, инициирует начальный спрос на результаты инновационных процессов, способствует привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных ресурсов, создает благоприятный для инноваций экономический и политический климат. Наконец, общая черта инновационной политики - учет особенностей инновационного процесса: его цикличности, расчлененности на этапы, вероятностного характера, высокой степени риска и т.д.

      Национальные  ориентиры инновационной политики проявляются в конкретных моделях, используемых разными странами. Здесь сказывается неравномерность экономического развития стран, проявляющаяся и в сфере инноваций. Вследствие этого возникает необходимость сосредоточивать национальные усилия на ключевых областях науки и техники, - тех, в которых страна может добиться лидирующего положения на мировом рынке. В частности, выделяют американскую и японскую модели инновационной политики.

      Американская  модель отличается наиболее полной автономией предпринимательства. Ориентировка экономического развития осуществляется путем выделения особой области, в последнее время это военная технология, куда государство вкладывает средства и тем самым обеспечивает ее технологический приоритет. Так в США планировалось выделение 1500 млрд. долл. на развитие военно-промышленного комплекса. Результаты и побочные продукты военных инноваций становятся важным источником инноваций гражданских. Схожую модель использует и Англия. За последние 5-7 лет доля расходов на военные исследования в общих затратах на НИОКР возросла здесь с 20-25 до 50%.

    Японская  модель также предполагает создание технологического приоритета, но при  этом упор делается на конкретные технологии. За последние 10 лет технология строительства  больших танкеров была заменена в роли ведущей технологий изготовления роботов. Иными словами, на государственном уровне определяются технологические преимущества, которые должны быть достигнуты, и стимулируется их развитие с тем, чтобы затем переводить на новые технологии все народное хозяйство. 

6. Механізм державної підтримки НТД в Україні. 

       Государство применяет финансово-кредитные и  налоговые рычаги для создания экономически благоприятных условий с целью  эффективного осуществления научной  и научно- технической деятельности в соответствии с законодательством Украины:

       - обеспечение бюджетного финансирования  научной и научно-технической  деятельности в размере не  менее 1,7% валового внутреннего  продукта (ВВП) Украины;

       - базовое и программно-целевое  финансирование;

       - государственный фонд фундаментальных  исследований;

       - государственные научные и научно-технические  программы;

       - государственный заказ на научно-техническую  продукцию;

       - государственный инновационный  фонд (сборы, внебюджетные средства  от займов, инвестиционных вкладов).

      Более конкретными формами государственной  поддержки научно-технической и инновационной деятельности являются:

      - прямое финансирование;

      - предоставление   индивидуальным  изобретателям и   малым   внедренческим   предприятиям   бесплатных банковских ссуд;

      - создание    венчурных   инновационных   фондов, пользующихся значительными  налоговыми льготами;

      - снижение   государственных   патентных   пошлин для индивидуальных  изобретателей;

      - отсрочка уплаты патентных пошлин  по ресурсосберегающим изобретениям;

      - реализация  права  на  ускоренную  амортизацию оборудования;

      - создание сети технополисов, технопарков  и т.п (5).

      В целях финансового обеспечения  проведения государственной политики в научной и научно-технической  деятельности и мер, направленных на развитие и использование достижений науки в Украине, создается Государственный инновационный фонд, подчиняющийся Министерству Украины по делам науки и технологий.

      Государственный инновационный фонд осуществляет на конкурсных началах финансовую и материально-техническую поддержку мер, направленных на внедрение приоритетных научно-технических и новейших технологий в производство, техническое его переоснащение, освоение новых видов конкурентоспособной продукции.

      Средства  Государственного инновационного фонда формируются за счет сборов в этот фонд, а также внебюджетных средств, полученных от возврата займов, инвестиционных вкладов, лизинговых платежей, добровольных взносов юридических лиц и других поступлений.

      Для оперативного решения вопросов материального обеспечения, развития и использования достижений науки и техники в Украине образуется государственный резерв материально-технических и сырьевых ресурсов, который является неотъемлемой  составной  частью Государственного инновационного фонда.

      Объем ресурсов указанного резерва должен составлять не менее 10% объема материально-технических и сырьевых ресурсов выделяемых государством на нужды развития науки и техники.

      Механизм  государственной поддержки НТД  в Украине показан на рис. 2.

      В целях постоянного обновления интеллектуального потенциала общества, развития и распространения научной и технической культуры, развития новаторства, содействия творчеству работников научной деятельности государство:

      - организует подготовку и повышение  квалификации научных и научно-педагогических кадров в государственных научных учреждениях;

      - содействует подготовке и переподготовке  научных кадров;

      - вводит систему аттестации кадров;

      - устанавливает обязательный минимум  научных и научно-технических  знаний для каждого уровня образования[3].

      Основной  задачей государственной научно-технической политики является создание благоприятного климата для материализации государственных приоритетов научно-технического развития в экономической сфере.

        

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Формування  пріоритетних напрямків  досліджень.
 

    Відсутність в Україні фінансових нагромаджень і активної інвестиційної діяльності обумовлює необхідність раціонально  вибирати структурні пріоритети, а  саме окреслити сфери першочергового розвитку, які необхідно підтримувати за рахунок державних і місцевих бюджетів і іноземних інвестицій. Тому державна науково-технічна політика в перспективний період повинна бути селективної, базуватися на зваженій стратегії вибору і реалізації пріоритетів.

    До  пріоритетних напрямків варто віднести такі, реалізація яких приведе до кардинальних змін у відповідальних областях знань, освіті і поширенню конкурентноздатної наукомісткої продукції; принципово новим технологіям; досягненню з мінімальними витратами ресурсів найбільш актуальних першочергових соціально-економічних і екологічних цілей. При визначенні науково-технічних пріоритетів критерії диференціюються в залежності від тимчасового прогнозування, обраної стратегії державної і регіональної науково-технічної політики і вірогідності змін пріоритетів у залежності від зміни політичних і економічних факторів.

    Пріоритетні напрямки розвитку науки і техніки  охоплюють коло питань, яке необхідно  вирішувати, щоб успішно конкурувати  з розвитими країнами. При цьому  кожне з них конкретизується з обліком його практичної значимості і впливу на соціальний, науково-технічний і промисловий розвиток країни.

    Схема формування пріоритетних напрямків  досліджень у регіоні може бути представлена в наступному виді (рис.3.). 
 
 
 

     Науково-технічні проблеми Замовлення на дослідження

       соціально - економічного    по об'єктах національного

          розвитку регіону                                             і міжнародного значення

Аналіз 

у потребі  проведення

досліджень

    Оцінка досягнутого       Визначення цілей Оцінка досягнутого

       рівня в розвитку        перспективного    рівня в розвитку

         регіонального                розвитку  регіонального             регіонального

      науково-технічного  науково-технічного         науково-технічного

           потенціалу                          потенціалу                               потенціалу 

Аналіз

можливостей в проведенні

досліджень

Информация о работе НТД – як об’єкт управління