Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:25, лекция
Сутність визначень: “наукова діяльність”, “науково-технічна діяльність”, “науково-технічний потенціал”, “науково-технічний прогрес”.
Структурні складові науково-технічного потенціалу.
Функції організації, що виконують науково-дослідні та дослідно-конструкторські роботи.
Галузевий принцип організаційної структури управління НТП та його недоліки.
Основні етапи трансформації наукової системи України.
Размер скидки устанавливается в процентах от стоимости внедряемой техники и составляет: 5,3% в Японии (для электронных техники и оборудования), 50% в Великобритании (для 1-го года эксплуатации новой техники, технологии, материалов и т.п.), 10 - 15% в Канаде (в зависимости от освоенности территории месторасположения компании - освоенные или неосвоенные районы страны) и 100% в Ирландии. В США налоговая скидка на инвестиции применяется лишь для энергетического оборудования.
За рубежом льготы на НИОКР даются чаще в виде скидок с расходов компаний на эти цели. Существуют два вида налоговых скидок - объемные и приростные. Объемная скидка дает льготу пропорционально размерам затрат. Так, например, в США, Великобритании, Канаде, Бельгии, Швеции, Италии 100 % расходов на НИОКР вычитается из налогооблагаемых доходов компаний. В Австралии (частные компании) - 150%. В ряде стран, таких как Нидерланды, Норвегия, Австрия, Малайзия предприятия энергетических отраслей полностью исключают расходы на НИОКР из прибыли до налогообложения.
Вводятся налоговые льготы, связанные с системой амортизационных списаний. Они используются для стимулирования опережающего развития конкретных отраслей, поощрения НИОКР или для общего инвестиционного оживления.
В высокоразвитых странах широко применяется ускоренная амортизация оборудования как стимул для обновления производственных фондов. Так, в США установлен срок амортизации в 5 лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со сроком службы более 4 и менее 10 лет. В Японии система ускоренной амортизации введена для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо оборудование, которое содействует эффективному использованию ресурсов и не вредит окружающей среде. Применяются разнообразные нормы ускоренной амортизации - от 10 до 50%. Однако наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15 - 18%.
К косвенным экономическим мерам государственного регулирования инноваций относится и политика протекционизма в виде торгово-валютного регулирования, направленного на защиту и реализацию новшеств внутри страны. Так, в 1987 году под давлением Ассоциации электронной промышленности США администрация Рейгана ввела 100% налог на некоторые виды японской электроники, ввозимой на американский рынок, что было вызвано превышением импорта электронных изделий из Японии над американским экспортом соответствующих товаров на 16%.
Во Франции используются методы, поощряющие стимулирование экспорта. Рисковые затраты фирм, создающих филиалы за границей, в течение 6 лет могут вести к уменьшению налогообложения.
При
всем многообразии форм и приемов
стимулирования инновационной деятельности
со стороны государственных
Так, отмечается
Национальные ориентиры инновационной политики проявляются в конкретных моделях, используемых разными странами. Здесь сказывается неравномерность экономического развития стран, проявляющаяся и в сфере инноваций. Вследствие этого возникает необходимость сосредоточивать национальные усилия на ключевых областях науки и техники, - тех, в которых страна может добиться лидирующего положения на мировом рынке. В частности, выделяют американскую и японскую модели инновационной политики.
Американская модель отличается наиболее полной автономией предпринимательства. Ориентировка экономического развития осуществляется путем выделения особой области, в последнее время это военная технология, куда государство вкладывает средства и тем самым обеспечивает ее технологический приоритет. Так в США планировалось выделение 1500 млрд. долл. на развитие военно-промышленного комплекса. Результаты и побочные продукты военных инноваций становятся важным источником инноваций гражданских. Схожую модель использует и Англия. За последние 5-7 лет доля расходов на военные исследования в общих затратах на НИОКР возросла здесь с 20-25 до 50%.
Японская
модель также предполагает создание
технологического приоритета, но при
этом упор делается на конкретные технологии.
За последние 10 лет технология строительства
больших танкеров была заменена в роли
ведущей технологий изготовления роботов.
Иными словами, на государственном уровне
определяются технологические преимущества,
которые должны быть достигнуты, и стимулируется
их развитие с тем, чтобы затем переводить
на новые технологии все народное хозяйство.
6.
Механізм державної
підтримки НТД в Україні.
Государство
применяет финансово-кредитные
-
обеспечение бюджетного
- базовое и программно-целевое финансирование;
-
государственный фонд
-
государственные научные и
-
государственный заказ на
- государственный инновационный фонд (сборы, внебюджетные средства от займов, инвестиционных вкладов).
Более
конкретными формами
- прямое финансирование;
- предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям бесплатных банковских ссуд;
- создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
- снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
-
отсрочка уплаты патентных
- реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;
- создание сети технополисов, технопарков и т.п (5).
В
целях финансового обеспечения
проведения государственной политики
в научной и научно-
Государственный инновационный фонд осуществляет на конкурсных началах финансовую и материально-техническую поддержку мер, направленных на внедрение приоритетных научно-технических и новейших технологий в производство, техническое его переоснащение, освоение новых видов конкурентоспособной продукции.
Средства Государственного инновационного фонда формируются за счет сборов в этот фонд, а также внебюджетных средств, полученных от возврата займов, инвестиционных вкладов, лизинговых платежей, добровольных взносов юридических лиц и других поступлений.
Для оперативного решения вопросов материального обеспечения, развития и использования достижений науки и техники в Украине образуется государственный резерв материально-технических и сырьевых ресурсов, который является неотъемлемой составной частью Государственного инновационного фонда.
Объем ресурсов указанного резерва должен составлять не менее 10% объема материально-технических и сырьевых ресурсов выделяемых государством на нужды развития науки и техники.
Механизм государственной поддержки НТД в Украине показан на рис. 2.
В целях постоянного обновления интеллектуального потенциала общества, развития и распространения научной и технической культуры, развития новаторства, содействия творчеству работников научной деятельности государство:
-
организует подготовку и
-
содействует подготовке и
-
вводит систему аттестации
-
устанавливает обязательный
Основной задачей государственной научно-технической политики является создание благоприятного климата для материализации государственных приоритетов научно-технического развития в экономической сфере.
Відсутність в Україні фінансових нагромаджень і активної інвестиційної діяльності обумовлює необхідність раціонально вибирати структурні пріоритети, а саме окреслити сфери першочергового розвитку, які необхідно підтримувати за рахунок державних і місцевих бюджетів і іноземних інвестицій. Тому державна науково-технічна політика в перспективний період повинна бути селективної, базуватися на зваженій стратегії вибору і реалізації пріоритетів.
До пріоритетних напрямків варто віднести такі, реалізація яких приведе до кардинальних змін у відповідальних областях знань, освіті і поширенню конкурентноздатної наукомісткої продукції; принципово новим технологіям; досягненню з мінімальними витратами ресурсів найбільш актуальних першочергових соціально-економічних і екологічних цілей. При визначенні науково-технічних пріоритетів критерії диференціюються в залежності від тимчасового прогнозування, обраної стратегії державної і регіональної науково-технічної політики і вірогідності змін пріоритетів у залежності від зміни політичних і економічних факторів.
Пріоритетні напрямки розвитку науки і техніки охоплюють коло питань, яке необхідно вирішувати, щоб успішно конкурувати з розвитими країнами. При цьому кожне з них конкретизується з обліком його практичної значимості і впливу на соціальний, науково-технічний і промисловий розвиток країни.
Схема
формування пріоритетних напрямків
досліджень у регіоні може бути представлена
в наступному виді (рис.3.).
соціально - економічного по об'єктах національного
розвитку регіону
Аналіз
у потребі проведення
досліджень
Оцінка досягнутого Визначення цілей Оцінка досягнутого
рівня в розвитку перспективного рівня в розвитку
регіонального розвитку регіонального регіонального
науково-технічного науково-технічного науково-технічного
потенціалу
Аналіз
можливостей в проведенні
досліджень